«Свети, гори, вперед зови!»

 
 

Иванова Наталья Александровна,

методист МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

«Свети, гори, вперед зови!»

(из опыта работы лагеря с дневным пребыванием детей «Маяк»)

Изменения, происходящие сегодня в обществе, стремительны и разноплановы. На жизнь ребёнка может повлиять даже самая незначительная встреча, самое простое событие. Основная задача социально-воспитательной системы на современном этапе заключается в умении педагога помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать в ее созидательной деятельности.

Практика убедительно доказала, что без специально организованного процесса, направленного воздействия педагогов на систему ценностных ориентаций и установок детей разного возраста, невозможно формирование культурной личности, способной активно приспособиться к требованиям постоянно ускоряющегося научно-технического и социального прогресса.

Уже много лет в летний период на базе Дома творчества «Первомайский» организует свою работу лагерь с дневным пребыванием детей «Маяк». В сезоне со 2 по 27 июня 2014 года лагерь посетило 67 детей в возрасте 7-16 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 22 человека.

ДДТ «Первомайский» – это организация, осуществляющая дополнительные образовательные услуги по 6 направленностям, где есть все условия для того, чтобы дети занимались творческой деятельностью. Лагерь могут посещать все желающие дети. Основной контингент детей – это обучающиеся в объединениях и студиях дома творчества, а также дети из ближайших школ.

Жизнь современных детей насыщена техническими новинками и всевозможными гаджетами, что облегчает жизнедеятельность, процесс обучения и познания мира. По этой причине у них не возникает необходимости в живом личностном общении, желание творить красоту, участвовать в коллективной творческой деятельности. Анализ имеющейся ситуации позволяет реализовать программу лагеря «Встречи с прекрасным».

 

Цель программы

Создание условий для личностного роста школьников через раскрытие их внутреннего творческого потенциала, обогащение ценностного отношения к социальному окружению и их культурному наследию, накопление детьми опыта в разнообразной, личностно привлекательной коллективной деятельности.

Задачи

– включать детей в разнообразные виды творческой деятельности;

– расширять круг деятельности школьников и взаимодействия их с окружающим миром, формировать интерес к творческой деятельности, расширять информированность в определённых образовательных областях (история, изо искусство, литература);

– предоставить каждому ребёнку возможности выбора меры своего участия в коллективной творческой деятельности;

– обеспечить эмоциональное благополучие школьников;

– укрепить психическое и физическое здоровье.

Дом творчества обладает всеми необходимыми ресурсами для организации досуга детей:

· Кадровые ресурсы:

– педагоги-воспитатели – педагоги дополнительного образования ДДТ «Первомайский»;

– учащиеся творческих объединений ДДТ «Первомайский»;

– учащиеся школ Первомайского района в возрасте 7-16 лет.

· Материально-технические ресурсы:

– учебные классы и кабинеты, игровые комнаты, комната для видеопросмотров, спортплощадка, спортивный инвентарь, настольные игры, настольный теннис;

– реквизит для спектаклей, костюмерная, музыкальные инструменты, художественный инвентарь, хозяйственный инвентарь, канцелярские товары;

– ТСО, аудиотека, фонограммы, видеотека;

– компьютер с выходом в интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.

· Информационные ресурсы:

– сайт учреждения delopodushe.ru;

– интернет-ресурсы.

· Методические ресурсы:

– наличие программы лагеря, планы работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки, образовательных программ, кружков по интересам;

– банк сценариев игровых программ;

– должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе ДДТ «Первомайский»;

– программа установочного семинара для педагогов и отрядных вожатых до начала смены;

– библиотека методической литературы в соответствии с программой лагеря;

– реквизита для проведения мероприятий;

– системы контроля результатов, подведение итогов, анализа.

· Нормативно-правовые ресурсы:

– конвенция ООН о правах ребенка, 1991 г.;

– конституция РФ;

– закон Российской Федерации об Образовании;

– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. №124-Ф3;

– Устав МБОУ ДОД ДДТ «Первомайский»;

– положение о лагере дневного пребывания;

– правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

– приказы Управления образования;

– должностные инструкции работников;

– заявления от родителей;

– акт приемки лагеря;

– программа лагеря, план-сетка;

– правила по технике безопасности, по пожарной безопасности.

Располагая богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и творческой самореализации детей, лагерь даёт дополнительные возможности для организации микросреды ценностного ориентирования, что обусловлено следующим:

– являясь самостоятельной воспитательной системой, ДДТ предлагает детям и подросткам широкий выбор видов деятельности, представляющих возможность для самоутверждения и самореализации по интересам;

– в летнем лагере широко представлено пространство взаимодействия ребенка с окружающим миром (мастерская, объединение, студия), что позволяет ребенку максимально проявить себя разносторонне и творчески;

– система организованного досуга лагеря позволяет заполнить свободное время ребенка культурно-ценностным содержанием, помочь в самосознании личной самоценности каждого в отношении к миру и между людьми.

 

Содержание направлений деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность:

– экскурсии по городу;

– посещение краеведческого музея;

– организация выставок рисунков о природе;

– организация выставок поделок из природного материала.

Трудовая, общественно полезная деятельность:

– дежурство по столовой;

– трудовой десант в лагере.

Спортивно-оздоровительная деятельность:

– спортивный час;

– посещение бассейна;

– организация и проведение лагерных спортивных праздников;

– дни здоровья.

Художественно-эстетическая деятельность:

– работа в кружках по овладению различными видами художественного творчества;

– конкурсные программы;

– викторины, интеллектуальные игры;

– праздник.

Коммуникативная деятельность:

– рефлексия по итогам мероприятия, дня, сезона;

– коллективные творческие дела;

– игры на сплочение и взаимодействие коллектива.

Цели и задачи на различных этапах смены

Организационный этап

(2-3 дня)

Основной этап

(10-13)

Заключительный этап

(2-3 дня)

Цель: Заложить основы для формирования детского коллектива.

Задачи:

1. Выявить лидеров детских коллективов;

2. Определить творческий потенциал каждого ребенка;

3. Организационно оформить первичный коллектив (название отряда, уголок и т.д.);

4. Научить выполнять все требования режима;

5. Научить анализировать свое состояние и настроение;

6. Сформировать органы самоуправления;

7. Провести игры и огоньки на знакомство детей в отрядах.

Цель: Стабилизация жизни детского коллектива.

Задачи:

1. Работа с группами детей для организации и проведения отрядных и межотрядных дел;

2. Развить органы самоуправления;

3. Развить и укрепить детские коллективы;

4. Развить и укрепить традиции.

Цель: Подведение итогов лагерной смены.

Задачи:

1. Подвести «деловые» итоги смены (в соответствующей системе награждения);

2. Эмоционально завершить смену;

3. Провести завершающую диагностику детей.

 

 

Наиболее оптимальным средством по реализации Программы летнего досуга детей мы считаем сюжетно-ролевую игру. Игра понятна и близка школьникам, даёт простор для реализации лучших качеств в детях. Привлекательность её использования заключается в том, что она постоянно создаёт такие ситуации, которые требует от её участников активных действий и поступков. В нашей практике мы использовали сказочные и фантазийные сюжеты смены (такие как: «Тридевятое царство», «Весёлая галактика»). В последнее время мы разрабатываем программы, взяв за основу календарные и исторические события. Характерной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что они основываются на реальных событиях, происходящих в общественной жизни нашего города, страны в целом (календарные праздники, памятные даты).

Участники игры – дети, посещающие лагерь, и взрослые, её организующие. Игра развивается в течение сезона, её суть в общении детей и взрослых, основанного на единении, самореализации, самовыражении и познании мира.

Формы реализации сюжетно-ролевых игры:

«Мой Новосибирск». В 2013 году наш город отмечал 120-летний юбилей и наш лагерь не остался в стороне от этого события. Смена была посвящена погружению в историю становления Новосибирска, а также 80-летнему юбилею нашего родного Первомайского района. Проводником в историю стал Символ города – Городовичок. Дети узнали о том, как ранее назывался город и район, почему именно так. Дети познакомились, благодаря экскурсиям по району и городу, а также интеллектуальным играм, с достопримечательностями города (известными музеями, театрами, фонтанами, метро, улицами, историческими личностями). Как и полагается, имениннику дарят подарки. Была организована выставка подарков своими руками «Подарок любимому городу», а также выставка рисунков «Новосибирск – город будущего». Состоялся концерт «Тебе Новосибирск», где дети посвящали свое творчество любимому городу.

«Встречи с прекрасным». Тема смены 2014 года была посвящена Году культуры в нашей стране. Идея смены заключалась в погружении всех участников в активную творческую деятельность разнообразных областей культурной жизни современного человека, соприкосновение с миром прекрасного (слушание музыки, вокальное пение, чтение и инсценировка литературных произведений, создание произведений изобразительного искусства). По сюжету проводниками в культурную жизнь выступали Музы (согласно древнегреческой мифологии), они приглашали детей совершить путешествие в историческое прошлое и сравнить культурные ценности прошлого и настоящего. Все дети – участники смены – являются представителями определённой эпохи и это по сюжету смены должно отражаться в названии отряда, внешнем обличии (отличительные знаки, символика отряда).

Принципом построения смены являлись тематические дни (день танца, живописи, литературы и т.д.). В каждый из таких дней проходили соответствующие тематические мероприятия, где дети и взрослые погружались в различные временные эпохи и знакомились с их культурными ценностями.

 

Таким образом, каждый день был прожит детьми в лагере в творческой деятельности. Дети пели, танцевали, выпиливали, рисовали, готовили вокальные и танцевальные номера к концертам. Были и провели такие мероприятия, как:

– Пушкинский бал (светское мероприятие, где все дети были в вечерних нарядах). Каждый отряд заранее готовился, а потом танцевал полонез. Танцевали все без исключения! Были накрыты сладкие столы с угощениями. На бал пришли герои сказок А.С. Пушкина.

– Конкурс-выставка «Мир цветов» (поделки, рисунки, живые букеты).

– «День Танца» (для детей подготовили презентацию о зарождении танцевального искусства с древних времен до современности). А каждый отряд станцевал танец, характерный для данной эпохи. Было очень интересно, зрелищно. Все дети в костюмах из нашей костюмерной или в придумынных самостоятельно.

– «День Театра». Также для детей подготовили презентацию о зарождении театрального искусства и каждый отряд на примере одного литературного текста представил инсценировку, характерную для того времени.

– «День Изоискусства» – ребята ближе познакомились с известными русскими художниками и интересными фактами их творческой биографии.

– «День Музыки и Песни» – ребята представляли свои вокальные номера, а также номера, которые они подготовили, занимаясь в кружке с педагогом. Весь лагерь экспромтом исполнил при помощи шумовых инструментов песню. Всем было интересно и хотелось попробовать поиграть на разных инструментах.

– Традиционно мы проводим концерт военной песни в день Памяти и скорби, ходим на Монумент славы, участвуем в митинге, возлагаем цветы.

За участие в тематическом дне все ребята по итогам смены были награждены специальными статуэтками по номинациям (по типу Оскара).

В течение смены было две выездных экскурсии (городской ипподром и музей ж/д техники имени Н.А. Акулинина) и в музей истории Первомайского района.

 

В лагере вот уже несколько лет существует традиция на протяжении смены с ребятами педагоги-хореографы и вожатые репетируют флешмоб. В конце смены после линейки закрытия на заключительном концерте весь лагерь танцует флешмоб. Танцуют все ребята, никто не стесняется, все находятся в приподнятом настроении, заряжены драйвом. Мероприятие проходит на улице, поэтому приходят посмотреть родители, прогуливающиеся дети и прохожие.

Ожидаемые результаты и механизм их диагностики

Количественные результаты: сохранность контингента.

Личностные результаты:

– знание правил поведения в обществе и умение адекватно применять их в повседневной жизни, на занятиях, в игровом и творческом общении, дома, в общественных местах;

– получение опыта участия в коллективной творческой деятельности;

– умение управлять своими эмоциями, наполнять их позитивным содержанием;

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни;

– развитие навыков самостоятельности, ответственности за свои поступки, умения строить свои отношения со сверстниками и взрослыми;

– приобретение знаний о различных видах творческой деятельности;

– оздоровление детей.

Коммуникативные результаты:

– воспитание толерантности;

– умение выполнять различные роли в группе: лидера, исполнителя, критика;

– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– приобретение нравственно-эстетического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими, младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Цель

Результат

Критерии

Методики

Создание условий для личностного роста школьников, а в частности:

- создание условий для  развития внутреннего творческого потенциала;

- создание условий для  развития их ценностного отношения к социальному окружению и их культурному наследию.

- создание условий для  накопления ими опыта в разнообразной,  личностно привлекательной творческой деятельности.

 

Участие детей в различных видах творческой деятельности

Посещение кружков по интересам, изготовление поделок, участие в репетициях

Организация и проведение концертов, выставок и участие в них детей

Выявление и понимание своей самобытности, ценности, успешности

Заполнение доски личностного роста и галереи признания

Получение грамот и дипломов за активное участие

Умение работать в коллективе, проявление ответственности и инициативы, выполнение поручений

Благоприятный психологический климат, сплочённость и отсутствие аутсайдеров

Социометрия,

Педагогическое наблюдение

Опыт участия в коллективной творческой деятельности

Продукты коллективной творческой деятельности.

Выбор и функционирование худ.совета в каждом отряде

Количество творческих продуктов

Способы эмоциональной оценки прожитого дня

Ведение дневника отряда. Это документ, который заполняется вожатыми и педагогами по итогам ежедневного «Огонька». В дневнике имеются специально разработанные рубрики на весь сезон, а также на каждый день, в частности, впечатления каждого дня, положительные и отрицательные моменты, предложения и т.д.

Рейтинг личностного роста. Это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности, её вклад в дела коллектива. Рейтинг определяется ежедневно на отрядном огоньке, где каждому участнику по итогам дня присваивается цветной «стикер» – символ рейтинга.

Цветовая гамма «стикеров»:

красный – «лидер-организатор»;

синий – «лидер-вдохновитель»;

зелёный – «активный участник»;

желтый – «исполнитель».

Детям, набравшим 5-6 «стикеров» одного цвета, присваивается звание соответствующего преобладающему цвету. По итогам смены их имена и фамилии размещаются в «Галереи признаний».

Эти формы заполняются в конце дня. В конце рабочего дня и рабочей недели педагоги и вожатые анализируют качество и содержание своей деятельности по результатам обратной связи, идет корректирование форм, методов работы, как с отдельным ребенком, так и с группами детей. Это позволяет наиболее эффективно выстраивать воспитательный процесс в лагере.

Приложение 1. План-сетка сюжетно-ролевой игры «Встречи с прекрасным» с 3 по 27 июня 2014 г.

Приложение 2. Распорядок дня в лагере дневного пребывания «Маяк»

Литература

1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере или сто отрядных дел. Методическое пособие. – Кострома, 1998.

2. Бюллетень, №1 – Москва, 2005 г.

3. Воспитание и дополнительное образование. Спец. выпуск «Лето – 2008», НСО.

4. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. – Волгоград, Учитель, 2007 г.

5. Методические материалы «Лето. Дети. Каникулы», автор-составитель М.С. Коган, НИПКРО, кафедра педагогики, 2012 г.

6. Сибирский учитель, № 22, декабрь 2000, Новосибирск.

7. www.festival.1september.ru

Количество просмотров: 6711  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы