Пропедевтика формирования проектной компетенции на учебном занятии в 3-м классе

 
 

Казакова Альбина Ильдусовна,

учитель начальных классов
МАОУ гимназии № 10 г. Новосибирска

 

Пропедевтика формирования проектной компетенции на учебном занятии в 3-м классе

На сегодняшний день ключевым катализатором модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, согласно которому именно развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть к концу начального обучения. Они отражены в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального образования (предметным, личностным, метапредметным).

Предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса. Для достижение метапредметных результатов наиболее продуктивной будет проектная деятельность, которая обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность также способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических жизненных задач, направлена на расширение кругозора учеников.

Программы в начальной школе разработаны на основе ФГОС начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности – создание проектов.

Этапы проектной деятельности:

· проблематизация;

· целеполагание;

· планирование;

· реализация проекта;

· отчет о проделанной работе;

· презентация продукта.

Проектная деятельность школьников в полном объеме формируется, развивается и учитывается при итоговом оценивании результатов в основной школе. В начальной школе мы занимаемся пропедевтикой формирования проектной компетенции учеников. В качестве примера представляем проект учебного занятия по математике в 3 классе.

Проект учебного занятия

Предмет: математика.

Класс: 3

Тема урока: Часы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Учебник: «Математика» Л.Г. Петерсон (УМК «Перспектива»).

Цель: Организовать решение проектной задачи на основе освоения детьми умения определять время по часам с учетом требований ФГОС к достижению планируемых результатов начального образования.

Задачи:

Образовательные:

· расширить, уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век, эра;

· формировать умения определять время, ориентироваться по табелю-календарю;

· отрабатывать навыки преобразования именованных чисел;

· закреплять умения решать задачи с единицами времени;

· совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие:

· развивать познавательный интерес и умение использовать ранее полученные знания;

· развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки, коммуникабельности, умения анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное;

· развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, умение грамотно говорить, используя математические термины.

Воспитательные:

· воспитывать бережное отношение ко времени, т.е. воспитывать стремление экономить время;

· воспитывать интерес к математике, показать практическую применяемость научных знаний в мире профессий (расширить информационное поле профессиональной деятельности человека);

· воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах, культуру мышления, речи, поведения.

Ожидаемые результаты (УУД):

Личностные:

– проявлять интерес к изучению темы;

– осознание успешности при изучении темы;

– повышение активности учащихся на уроке.

Метапредметные:

познавательные:

– определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания;

– сравнивать и группировать величины.

регулятивные:

– выполнять учебное задание в соответствии с целью урока;

– соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

коммуникативные:

– формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

– оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

– согласовать позиции и находить общее решение.

Предметные:

– осознавать соотношения между единицами времени (час-минута-секунда);

– определять время по часам с точностью до минуты;

– решать задачи с единицами времени;

– использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная (самостоятельная); фронтальная; в парах;в группах.

Методы обучения:

– по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой;

– по источнику получения знаний: словесные (беседа, опрос), наглядные (демонстрация модели часов, использование технических средств), практические (работа с моделью часов, работа с календариком);

– по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства: компьютер, интерактивная доска smartboard с проектором, документ-камера, карточки для индивидуальной работы, модели часов в количестве 1 модель на парту для работы в парах, календари на текущий год у каждого ученика, оценочные листы, заготовка для создания алгоритма (лист ватмана), листы А4 для работы в группе, учебник Л.Г. Петерсон "Математика", 3 класс (II часть).

Проверка достижения цели:

– самооценка (оценивание результата собственной деятельности на уроке с помощью оценочной шкалы, отношение к собственной и совместной работе на уроке, самостоятельность выполнения заданий по пройденной теме);

– внешняя оценка (взаимооценка, коллективный выбор активных учеников оценка учителя).

Критерии оценки:

Оценочный лист

Самооценка

Внешняя оценка

Оценка одноклассников

Оценка учителя

Я работал на всех этапах урока.

 

 

 

Он работал на всех этапах урока.

 

Я внимательно слушал учителя.

 

 

 

Он внимательно слушал учителя.

 

Я умею определять время по часам.

 

 

 

Он умеет определять время по часам.

 

Я умею ориентироваться по табель-календарю.

 

 

 

Он умеет ориентироваться по табель-календарю.

 

Я умею преобразовывать именные числа.

 

 

 

Он умеет преобразовывать именные числа.

 

Я умею решать задачи с единицами времени.

 

 

 

Он умеет решать задачи с единицами времени.

 

Я активно работал в паре, предлагал варианты решения заданий.

 

Он активно работал в паре, предлагал варианты решения заданий.

 

 

 

Я общался с напарником с уважением.

 

Он общался с напарником с уважением.

 

 

 

Я активно работал в группе, подавал идеи и выполнял свою часть работы.

 

Он активно работал в группе, подавал идеи и выполнял свою часть работы.

 

 

 

Я внимательно слушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

 

Он внимательно слушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

 

 

 

Я общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.

 

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.

 

 

 

 

Ход занятия

I. Организационный момент и постановка учебной задачи

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ

– Здравствуйте, дети! Ко мне вчера обратилась за помощью учительница 2 класса. Ее ученики иногда попадают в неловкие ситуации.

Например: (На доске слайды иллюстрирующие ситуации.)

1. Учительница попросила ребят пойти в столовую в 10.45, а дети пришли в 11.15 и пропустили угощение.

2. На уроке учительница сказала, что на выполнение задания она отводит 10 минут, после чего нужно сдать работы. Дети выполнили задания, но не сдали работы вовремя.

3. После уроков в школе состоялся концерт в 15:20. Некоторые ученики пришли намного раньше, а некоторые сильно опоздали.

– Как вы думаете, почему дети ошибались? (Они неправильно определяли время по часам.)

– А бывали ли у вас такие случаи? (Дети делятся возможными случаями.)

– Есть ли у вас желание помочь младшим товарищам! (Да.)

– Какая помощь им нужна? (Их надо научить правильно определять время по часам.)

– Можем ли мы с вами научить их этому? (Сомнение...)

– Почему возникло сомнение? (Для начала, надо самим уметь правильно определять время по часам.)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

– Итак, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Научиться правильно определять время по часам.)

– А как мы научим этому младших товарищей? (Надо составить для них "шпаргалку" – алгоритм определения времени по часам.)

– А как узнаем, что они все поняли и научились? (Надо составить для них задания по данной теме и проверить, как они справятся.)

ПЛАНИРОВАНИЕ

(На доске слайд с задачами на урок в свободном порядке.)

– Итак, озвучьте, какие этапы работы нам сегодня предстоят, и расположите их в правильном порядке. (Ученик у доски располагает этапы в порядке, который ему указывают одноклассники.)

 

– Отлично, тогда давайте не будем терять ни минуты и приступим.

 II. Актуализация знаний

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА

Фронтальная работа.

– Давайте для начала вспомним, что мы уже с вами знаем про время.

– Какой год начался 1 января? К какому веку он относится?

– Сколько лет содержит один век? А два, десять, пятнадцать, двадцать веков?

– Сколько месяцев в одном году? А в шести, в семи годах?

– Назовите месяцы по порядку. Сколько суток содержит каждый из них? (Как легко узнать? – По косточкам на кистях рук: косточка – 31 день, впадина между косточками – 30 дней. Начинаем считать с косточки с мизинца левой руки, это январь (31), впадина – февраль (28/29), косточка – март (31), впадина – апрель (30) и т.д.)

Работа в парах.

– Проверьте друг друга в парах, умеет ли ваш сосед считать месяцы по косточкам.

Фронтальная работа.

– От Москвы до Курска поезд идет 12 часов. Сколько это минут?

– От Москвы до Владивостока поезд идет 14 суток. Сколько часов поезд находится в пути?

– Вычислите: (На доске записаны выражения. Ответы спрятаны за звездочками. При проверке звездочка отодвигается в сторону, открывая ответ.)

63000:100:90 (7 – дней в неделе)

4900:70-39 (31 – дней в некоторых месяцах)

19*20-15 (365 – дней в году)

640:80*3 (24 – часов в сутках)

(2400+1200):60 (60 – минут в часе и секунд в минуте)

 

– О чем напоминают вам полученные результаты? (О единицах измерения времени.)

Индивидуальная работа на карточках. Во время фронтальной работы (вычислений) несколько учеников самостоятельно выполняют задание на карточках.

Сравните и поставьте знаки <, > или =.

3 недели­­­­­­....1 месяц

30 дней....4 недели

9 недель....2 месяца

2 месяца....10 недель

9 недель...64 дня

4 недели....1 месяц

Работа по табелю-календарю. (У каждого ученика календарик на текущий год. На доске календарь на текущий год для проверки.)

–  По вторникам и пятницам Аня ходит в бассейн. Сколько раз Аня была в бассейне в феврале? А в марте?

– Сколько выходных дней будет весной? Праздничные дни тоже учитывайте.

– Четвертую часть месяца, т.е. 7 дней мама правела в санатории. О каком месяце идет речь?

 

III. Открытие нового знания

Беседа.

– Вы знаете, как были изобретены часы? А как выглядели первые часы? (Учитель дает высказаться детям, которые пожелают рассказать то, что уже знаю по данной теме.)

Работа по учебнику.

– Прочитайте текс на стр.60 учебника.

– Закройте учебники!

– Как выглядели первые часы?

– Какие часы появились позже?

– Что представляют собой механические часы?

– Рассмотрите циферблат часов и расскажите о нем то, что вы узнали из текста.

–Чем отличаются часы от календаря? (Часы используют для измерения небольших промежутков времени - часов, минут, секунд.)

– Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? (Это 5 минут, которые проходит большая стрелка.)

– Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? (60, т.к. всего в 1 часе 60 минут.)

– Сколько времени пройдет, если часовая стрелка совершит полный оборот? (12 часов).

СОЗДАНИЕ 1 ЧАСТИ ПРОДУКТА

– Итак, готовы ли вы составить алгоритм определения времени по часам? (Да.)

– Разделитесь на группы по 4 человека и обсудите, какой алгоритм можно составить и запишите его. (Дети работают в группах.)

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

– Теперь представьте, что у вас получилось. (Каждая группа называет по одному пункту алгоритма. Остальные отмечают, есть ли у них такой пункт. Предлагают свои варианты. После коллективного обсуждения, одобренный пункт выносится на доску, записывается маркером на ватмане. (Таким образом, собирается весь алгоритм.)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 ЧАСТИ ПРОДУКТА

На ватмане заготовлена таблица:

Определяй время правильно!

 

 

 

 

 

Алгоритм:

1. С помощью маленькой (часовой) стрелки определить количество часов.

2. С помощью большой (минутной) стрелки определить количество минут.

3. Назвать ответ.

– Сравним составленный нами алгоритм с тем, который нам предлагает учебник. (См. стр. 61 в рамке.)

 

IV. Первичное закрепление

– Проверим, работает ли наш алгоритм. Попробуем по нему выполнить задания.

Фронтальная работа.

– Выполняем упражнение в учебнике стр.60, №1.

Работа в парах.

– Выполняем упражнение на стр.60, № 2. (Дети в парах выставляют заданное время на модели часов.)

Фронтальная работа.

– Выполняем упражнения на стр.61, № 3, 4. (На доске слайд с интерактивными часами.)

V. Физкультминутка

Тик-так, тик-так,

Влево шаг, вправо шаг.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

(Решение задач с использованием схемы, изученной на предыдущем уроке.)

– Прочитайте задачу на стр.62, №6.

– Как найти время прибытия самолета? (Ко времени его вылета прибавить время, затраченное на путь: 7ч 35мин +10ч 20мин = 17ч 55мин.)

– Давайте выставим это время на часах. (Один ученик выставляет полученное время на интерактивных часах.)

Самостоятельная работа.

– Решаем задачи самостоятельно. Стр.62, №7 и 9. (Самостоятельное выполнение с опорой на схему.) 

– Стр.62, №10. Какое задание нужно выполнить? (Сравнить промежутки времени.)

– Что нужно сделать сначала? (Выразить их в одинаковых единицах измерения.)

СОЗДАНИЕ 2 ЧАСТИ ПРОДУКТА

– Дети, вы успешно выполнили уже много заданий. Готовы ли создать свои задания для младших товарищей? (Да.)

– Разделитесь на группы. Каждая группа получает два листа А4. Каждая группа придумывает 4 упражнения.

1 и 2 группы рисуют часы со стрелками, которые указывают разное время. Задание: записать цифрами время, указанное на часах.

3 и 4 группы рисуют часы без стрелок и указывает цифрами под часами время. Задание: изобразить указанное время с помощью стрелок.

– Не забудьте на втором листе сделать правильный вариант ваших упражнений для проверки.

(Дети работают в группах.)

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

– Как мы проверим, можно ли выполнить ваши упражнения? (Надо попробовать их решить.)

– Поменяйтесь заданиями: группа 1и 3, 2 и 4. Выполните задания других групп.

– Теперь поменяйтесь обратно и проверьте друг друга.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 ЧАСТИ ПРОДУКТА

Через документ-камеру, продемонстрировать созданные упражнения всему классу.

На последующем уроке информатики можно оформить карточки с созданными упражнениями.

– Давайте отдадим наш продукт учительнице 2-го класса и поможем ей провести занятие с ребятами!

ОЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ

VII. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

– Итак, ребята, чем же мы занимались сегодня на уроке? Какие цели мы преследовали?

– Получилось ли у нас создать алгоритм и задания для обучения младших товарищей?

– А зачем мы это делали?

– Чему вы научились на уроке?

– Все ли было понятно сегодня на уроке?

– Что вам понравилось сегодня на уроке?

– Где возникли трудности? Почему? Справились ли с ними?

– Оцените свою работу на уроке с помощью оценочного листа.

– Поменяйтесь оценочными листами с соседом по парте и оцените работу на уроке своего одноклассника.

– После урока вы можете подойти ко мне с оценочными листами, и я тоже оценю вашу работу.

– Кто из одноклассников был наиболее активен на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Где можно применить полученные знания?

– Как вы думаете, людям каких профессий необходимо умение определять время и решать задачи с единицами времени?

– Спасибо всем за урок!

IX. Домашнее задание

Стр. 61, № 5, стр.62, № 11, 14. Дать задание некоторым ученикам подготовить доклад о видах часах (солнечные, песочные, механические, электронные) и об известных в мире часах (куранты на Спасской башне, Биг-Бен в Англии и т.д.)

 

Таким образом, системная работа по формированию и развитию проектных умений младших школьников способствует овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

На уроках по решению проектных задач школьники учатся понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Они осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Особое внимание уделяется овладению навыкам осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Ориентируясь на требования ФГОС, учитель на подобном уроке может многократно создавать педагогические условия для формирования готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения. Чем старше ученики, тем самостоятельнее они в определении общей цели и путей ее достижения, тем проще им договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Особенно сложная задача по адекватному оцениванию собственного поведения и поведения окружающих может решаться через планомерное обучение средствам самооценки и взаимной оценки. К окончанию начальной школы ученики должны быть готовы конструктивно разрешать конфликты. Этому и многому другому можно научить ребят, решая проектные задачи в рамках учебного занятия и во внеурочное время, тем самым готовя школьников к успешному освоению проектной компетенции на следующем уровне образования.

То, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Количество просмотров: 14069  

Комментарии

Прочитала урок. Понравился.Взяла себе на заметку. Спасибо.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль и место инженерных знаний в структуре среднего общего образования
2. Формирование инженерной элиты российского общества в инновационном образовательном учреждении
3. Инженерное образование: от школы до производства
4. Инженерное образование – требование эпохи
5. Спецкурсы для будущих инженеров
6. Организация инженерного образования в условиях информационно-образовательной среды МБОУ СОШ № 4
7. Создание в МБОУ «Лицей № 136» условий для обучения одаренных детей по инженерно-технологическому направлению
8. Инженерно-технологический класс МАОУ «Лицей № 176»
9. Роль творческой, развлекательной и соревновательной составляющих в учебном процессе инженерного образования
10. Нетрадиционные формы проведения уроков физики в 9 инженерном классе
11. Внеурочный курс «Интеллектика» – один из способов развития познавательных процессов младших школьников при реализации ФГОС НОО
12. Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы)
13. Пропедевтика формирования проектной компетенции на учебном занятии в 3-м классе
14. «Гражданином быть обязан». Гражданское воспитание через уроки истории и обществознания
15. Организация работы над проектом: преимущества и проблемы
16. Организация занятий по постановке «особого английского звука» в группе совершенствования навыков устной речи (приложение к методике СНУР)
17. Метод импринтинга в обучении английскому языку
18. Эксперимент пятиклассников со словом как путь к пониманию
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы