Развитие экотуризма на особо охраняемых территориях НСО в рамках краеведческого компонента в курсе географии

 
 

Бусыгина Людмила Николаевна,

учитель географии высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество» г. Новосибирска

 

Развитие экотуризма на особо охраняемых территориях НСО в рамках краеведческого компонента в курсе географии

Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние
на развитие молодой души, с которым трудно соперничать
влиянию педагога, поэтому день, проведенный среди рощ и полей,
стоит многих недель, проведенных на школьной скамье.
К.Д. Ушинский

Одной из целей изучения географии в основной школе является формирование у учащихся навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Как учитель, работающий по ФГОС уже 3-ий год, одним из педагогически активных средств достижения указанной цели я вижу туристическую краеведческую работу. Краеведение и туризм – это части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно. Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи. У меня внеклассная краеведческая работа диктуется дидактической необходимостью осуществления краеведческого подхода в учебном процессе. Среди широкого спектра внеурочных форм работы по краеведению, экотуризм позволяет реализовать ребятам свои творческие возможности. Любители фотографий готовят фотоотчет, на основе видеоматериалов презентуется природоохранная и пропагандистская работа, оформляются рассказы и стихотворения в школьной газете.

Территория НСО обладает уникальными природными объектами для развития экотуризма как комплексного, междисциплинарного направления, обеспечивающего взаимосвязь интересов туризма, охраны природы, образования, истории и культуры, географии.

Буготакские Сопки являются украшением природы всей Новосибирской области и Тогучинского района в частности. На небольших по площади сопках, отмечено более 260 видов растений, отдельные виды встречаются в пределах области только на Буготакских сопках, например, незабудочник гребенчатый. Для многих растений это место является северной границей их видового ареала – это лук-слизун, горноколосник колючий, астра альпийская, очиток живучий. Буготакские сопки расположились на расстоянии 70 км от города Новосибирска, поэтому реализацию практического знакомства учащихся с географией родного края я начинаю с экскурсии на сопку Лысая, имеющую статус памятника природы областного значения.

Ни для кого не секрет, что в ходе экскурсии раскрываются понятия карта, особо охраняемая территория, памятник природы, экология, экологическая тропа, антропогенный ландшафт, река, водохранилище и многие другие. Во время прохождения маршрута по экологической тропе ребята знакомятся с представителями растительного и животного мира, занесенными в Красную Книгу НСО и РФ (незабудочник гребенчатый, венерин башмачок крупноцветковый, ковыль Залесского). Дети наблюдают отличия степного ландшафта от лесного на разных склонах сопки Лысой. Они видят прекрасные контуры других сопок, а тот обзор бескрайних лесных просторов, который предстает с высоты более 60 метров, поражает и удивляет детские сердца, не оставляя никого равнодушными к красоте и величию сибирской  природы.

Продолжением туристско-краеведческой работы в старших классах являются экскурсии по экомаршрутам в Искитимском районе («Святой источник», «Бердские скалы», заброшенный мраморный карьер).

Обучение с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий, экскурсии  по уникальным природным объектам формируют у учащихся навыки и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. И, наконец, опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей.

Количество просмотров: 2017  

Добавить комментарий

Target Image