Летняя гуманитарная школа: инновационный образовательный проект или старая добрая традиция?

 
 

Шехавцова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ лицей № 130 им. академика М.А. Лаврентьева

г. Новосибирска

 

Летняя гуманитарная школа: инновационный образовательный проект или старая добрая традиция?

Школа – это не здание, не кабинеты.

Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,

которые увлекают сразу троих: учителя, ученика, родителя.

Л.А. Кассиль

 

Инновации в образовании – дань моде или требование времени? Действительно, инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Как же соотносятся традиции и инновации в учебном процессе? По отношению к чему происходят изменения, от чего отталкиваются дидактические поиски?

Опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, а также от способности педагогического коллектива воспринимать и внедрять эти инновации.

Также этот процесс связан с введением новых образовательных стандартов, которые вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становятся важными личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, воли, ответственности.

Однако, как известно, невозможно изменить все в одночасье. Школа – это государство, это мир, в котором наши ученики проживают целое десятилетие. А школьные традиции – это то звено, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Традиции школы для них – это когда каждый нашел себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе, реализовал себя как личность. Традиция, безусловно, связана с надежностью, стабильностью, уверенностью в правильности установленного порядка вещей. Она позволяет сохранить связующую нить поколений, память о замечательных событиях в жизни человека. Следует отметить, что, формируя школьные традиции, мы стремимся дополнить модель школы в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса, ориентируясь на качество образования и поддержку одаренных и талантливых детей.

Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей является приоритетным направлением деятельности органов управления образования и образовательных учреждений города Новосибирска. Особую актуальность и значимость данное направление приобрело в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Государственные документы последних лет – новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2013 г), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяют в качестве стратегической цели выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности, в том числе и на начальном этапе профессиональной деятельности.

В МБОУ «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева» существует многолетний, достаточно успешный опыт по работе с талантливыми детьми. Лицей № 130 – одно из первых образовательных учреждений, приступивших к профильному обучению. Так, с 1990 года были открыты классы различных профилей (физико-математические, естественнонаучные, экономические, социально-правовые, гуманитарные и др.). В настоящее время в лицее приоритетными стали естественнонаучный и физико-математический профильные классы.

На заседании кафедры словесности в мае 2004 года учителя-словесники выступили с предложением о создании первой Летней гуманитарной школы (ЛГШ) с целью углубленного изучения предметов гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, иностранные языки) и обеспечения особых условий для одаренных детей. В июне того же года гуманитарная школа в первый раз открыла свои двери учащимся 5-11 классов, участникам Всероссийской олимпиады школьников различного уровня, победителям и призерам международных игр-олимпиад «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Золотое руно» и других интеллектуальных, творческих конкурсов.

Проект «Летняя гуманитарная школа» на данный момент имеет десятилетнюю историю, он стал одним из направлений реализации лицейской программы «Одаренные дети», в рамках которой лицеисты успешно участвуют в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах муниципального, федерального, международного уровней.

Основной целью Летней гуманитарной школы является формирование гуманитарной культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность, совершенствование иностранной, коммуникативной, межкультурной и личностной компетентности учащихся.

МБОУ «Лицей № 130» реализует программу работы с одарёнными детьми, включающую в себя обучение в специализированных и профильных классах, развитую сеть элективных курсов и спецкурсов, большую внеклассную работу. Летняя гуманитарная школа направлена на развитие и поддержку способных учащихся, заинтересованных в изучении русского и иностранного языков, литературы, истории.

Организация деятельности учащихся в Летней гуманитарной школе позволяет:

– раскрывать, развивать и удовлетворять интересы личности в лингвистическом, историческом и литературном аспектах; формировать гуманитарное сознание, умение использовать полученные в школе теоретические знания в практической деятельности;

– формировать метапредметные и личностные компетенции; привлекать внимание учащихся к современному состоянию языковой культуры; повышать статус русского языка и литературы в сознании современных школьников; оказывать помощь в самоопределении школьников.

В процессе решения этих задач используются материалы, предоставленные участниками и разработчиками проекта, учащимися, учителями гуманитарных дисциплин, преподавателями вузов, сотрудниками НИИ СОРАН, современными поэтами, переводчиками, деятелями искусств.

Модель «Летняя гуманитарная школа» является частью Образовательной модели лицея. Летняя гуманитарная школа – это возможность открыть для себя привычные предметы с новой, захватывающей стороны, встретиться с интересными людьми, найти новых друзей.

Интенсивная и насыщенная учёба по 5-6 академических часов в день позволяет погрузиться в филологию посредством занятий по лингвистике, истории, современной культуре и русскому языку, мировой литературе, иностранному языку, при этом получить опыт публичного выступления с научным докладом и защиты своей работы, познакомиться с технологией ведения научной деятельности, подготовки к олимпиадам. Безусловно, эти занятия направлены на формирование духовно-нравственной культуры, на создание условий для адекватной самооценки ребенка, так как каждый участник воспринимается как личность. Нужно отметить, что результаты деятельности учащихся выходят за рамки предметной составляющей, они также связаны с формированием метапредметных компетенций. Занятия в ЛГШ помогают школьникам в выборе профиля будущего обучения, а возможно, и профессии.

В работе ЛГШ приоритет отдаётся развивающим методикам, ориентированным на формирование логической и общей культуры, стимулирование интереса к учёбе.

Программа Летней гуманитарной школы состоит из трех модулей: учебного, проектного и дополнительного.

Учебный модуль включает в себя занятия по литературе, лингвистике и истории. Для каждого предмета учебного модуля составляется своя программа. Программа по литературе в рамках занятий в ЛГШ направлена на развитие умений глубокого и вдумчивого чтения, на воспитание грамотного читателя, на формирование навыков анализа художественного текста, на развитие способностей создавать собственный текст. Каждому возрасту соответствует свой курс литературы. Занятия по русскому языку направлены на углубление и расширение знаний учащихся о лексике с точки зрения происхождения, о происхождении русского языка, о старославянском и древнерусском языке, их отличительных особенностях, стилистической дифференциации. Программа по истории строится по принципу интеграции с темами по русскому языку и литературе, например, «Отражение истории в русском языке на рубеже веков».

Проектный модуль заключается в работе школьников над коллективным интеллектуально-творческим проектом, который является итогом обучения в летней школе.

Дополнительный модуль расширяет возможности учебного модуля и позволяет узнавать новое в интересной и увлекательной форме. Сюда входят различные экскурсии, что важно для духовно-нравственного воспитания школьников.

Так, участники разных ЛГШ посетили Новосибирский зоопарк (подготовили исследовательский проект «Почему так все называется»), историко-архитектурный музей под открытым небом (комплекс памятников истории и культуры Сибири, расположенный в живописной местности Академгородка), дом-музей М.А. Лаврентьева, Новосибирский краеведческий музей, музей геологии ИГМ СОРАН, профсоюзную библиотеку СОРАН, Православную гимназию и соборный храм в г.Бердске, Центральный Сибирский ботанический сад СО РАН, Детский центр творчества – студию «Поиск», музей на колесах «Музей счастья» (участвовали в проекте «Пояс Земли»), Собор во имя святого Александра Невского в рамках обзорной экскурсии по городу «Неизвестный Новосибирск», НГТОиБ в рамках экскурсии «Новосибирск театральный» и др.

По окончании каждого курса проводится защита проектов, организуется круглый стол с обсуждением проведенных мероприятий, демонстрируется фильм или презентация «Наша Гуманитарная школа». Проектная деятельность учащихся Лицея № 130 не ограничивается занятиями в ЛГШ. Ученики школы в течение всего учебного года принимают активное участие в организации и проведении больших общешкольных мероприятий и проектов: Неделя русского языка и литературы, Неделя английского языка, работа в газете «Ага», школьном радио, творческом объединении «Цех поэтов», традиционный школьный фестиваль, традиционный школьный бал и др.

Для осуществления вышеназванных задач уделяется большое внимание развитию кадровых, информационных, материально-технических, организационных ресурсов.

Реализация этого уже ставшего традиционным проекта дает стабильно высокие результаты: результаты учебной деятельности учащихся, полученные на экзаменах, тестировании независимых региональных (муниципальных, школьных) срезовых контрольных работ; результаты учебной деятельности учащихся, проявленные на предметных олимпиадах, творческих конкурсах; результаты поступления учащихся в вузы по выбранному профилю; результаты диагностики учебной мотивации.

Так все же Летняя гуманитарная школа: инновационный образовательный проект или старая добрая традиция? Несмотря на то что этот проект реализуется в лицее уже десять лет и стал ежегодной традицией, он не теряет своей актуальности, которая заключается в следующих значимых аспектах:

– оригинальность – предложенная модель рассчитана на реализацию в условиях образовательного пространства Лицея № 130.

– открытость и доступность – реализация данного проекта позволит лицею стать открытой площадкой для всех заинтересованных в обучении детей;

– компетентность –  создание инновационной образовательной среды в лицее будет проводиться при участии высококвалифицированных специалистов;

– инновационность – созданная образовательная модель позволяет аккумулировать все имеющиеся инновации в образовании;

– интерактивность – проект должен вовлечь учеников, учителей, родителей, общественность в сетевое пространство, пространство коллективного взаимодействия;

– креативность – проект будет способствовать творческой деятельности, развитию креативного мышления, умению нестандартно мыслить, прививать общую культуру. Проектная деятельность должна получить новый социальный импульс для развития в учебном процессе;

– гуманитарность – инновационные образовательные технологии, образовательные инструменты (в том числе проект «Летняя гуманитарная школа») нацелены в первую очередь на воспитание нравственной личности, социально ответственных молодых людей со сформированной активной гражданской позицией;

– самостоятельность – создание силами педагогов кафедры словесности образовательной модели «Летней гуманитарной школы» как оригинального проекта, необходимого для повышения гуманитарной культуры учащихся.

Реализуя подобные проекты в своем лицее, мы, безусловно, решаем основные педагогические задачи и формируем у своих детей важнейшую потребность в саморазвитии и самореализации в условиях свободного выбора.

Количество просмотров: 14456  

Добавить комментарий

Target Image
1. Фундамент для профессионального самоопределения учащихся
2. «Клуб Замечательных Лицеистов» НОУ МБОУ ЛИТ как первый шаг школьников на пути к профессиональной карьере
3. Формирование ключевых профессиональных компетенций средствами школьного курса географии
4. Знакомство с миром профессий на уроках английского языка
5. Роль психологов в профессиональном самоопределении учащихся МАОУ «Гимназии № 15 «Содружество»
6. Летняя гуманитарная школа: инновационный образовательный проект или старая добрая традиция?
7. Социальный проект «Ликвидация безграмотности»
8. Старшеклассник, школа, родители в современном профессиональном пространстве – две парадигмы деятельности: выбор и самоопределение. Образовательные технологии нового типа как социальные лифты становления личности подрастающего поколения
9. На службе семьи и подростка – 10 лет
10. Роль образовательного учреждения в профессиональном самоопределении учащихся
11. Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов
12. Литературная композиция и инсценировка как формы работы над смысловым чтением в начальной школе
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы