Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС

 
 

Попова Марина Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 46 г. Новосибирска

 

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированной ее коммуникативной культуры.

Традиционно детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В контексте задач современного образования ценность овладения учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это общение и взаимодействие (коммуникация) и работа в команде, т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В связи с этим, 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Одним из видов УУД, отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях являются коммуникативные УУД. Младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения. Мы живем в такое время, когда современные дети ограничены в общении: игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство детей не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи. Поэтому проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и, значит, проблема актуальна на сегодняшний день.

В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений). К шести-шести с половиной годам дети умеют слушать и понимать чужую речь (не обязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, попросить, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. В общении дошкольников зарождается осознание собственной ценности и ценности других людей. Подчеркнем, что перечисленные выше компетенции характеризуют лишь «базисный уровень развития общения», без достижения которого теряет смысл какой-либо разговор о конкретных коммуникативных действиях. Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. Однако методический инструментарий педагогов и психологов до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей. По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение. В итоге к концу ступени начального обучения коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают существенно более глубокий характер: дети становятся способны понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Сформировать коммуникативные умения – значит научить школьника ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, подходов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового стандарта. Создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации: проведение нестандартных уроков, создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, включение учащихся в игровую деятельность, сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации, развитие творчества, умения работать с различными источниками информации, проведение внеклассной работы по предмету как шаг к развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся.

На своих уроках я применяю элементы разных педагогических технологий: развивающее обучение; проблемное обучение; проектная технология; игровые технологии; информационно-коммуникативные технологии. Это позволяет использовать на занятиях разные формы обучения (групповую, индивидуальную, коллективную), менять виды деятельности (проблемно-поисковую, творческую, диалоговую, игровую), что делает урок насыщенным и интересным для учащихся, даёт возможность установить доброжелательную атмосферу в классе, привлечь внимание к изучаемому материалу, мотивирует к выполнению домашних заданий и поиску дополнительной информации для подготовки к занятиям. Приведу некоторые примеры использования элементов различных современных педагогических технологий, используемых мной.

Например, включая в урок игровые моменты, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения. На основе осознания результата складывается «гордость за собственные достижения».

С учащимися моего класса мы играем в настольные игры, подвижные игры, деловые игры, дидактические игры, интеллектуальные игры. Среди различных форм взаимодействия между детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры). Я их провожу не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Каждая игра – это «маленькая жизнь», законченный фрагмент жизнетворчества, позволяющий ее участникам освоить значимый опыт совместной деятельности, общения, самопознания.

Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Игровые технологии применяю на всех уроках.

Подготовку к проектной деятельности начинаю с выстраивания отношений учеников друг с другом. Знакомлю с правилами ведения диалога:

– Любое мнение ценно.

– Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

– Повернись так, чтобы видеть лицо соседа по парте.

– Хочешь говорить – подними руку.

– Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

– Обращение начинается с имени.

– Критика должна быть тактичной.

– Отсутствие результата – тоже результат.

– Голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах. Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования отрывка из художественного произведения мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.

На уроках русского языка, математики часто использую работу в парах и группах. Групповая работа занимает на уроке не более 15-20 минут. Во время групповой работы я не требую в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, выражать своё отношение к работе товарища, прежде чем предоставить «продукт» совместного труда, а также нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Заранее заготавливаю карточки с заданиями для учащихся первого класса, а со второго класса дети охотно заготавливают карточки для работы в парах сами. Это может быть предварительным домашним заданием, карточки могут быть разных уровней сложности. Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Количество заданий в одной карточке от 1 до 3. Так, например, один блок карточек состоит из задач повышенной сложности, другой – из задач средней сложности, третий блок включает простые задачи. Все ученики разбиваются внутри блока парами. Один ученик объясняет решение первой задачи своему партнёру. Второй слушает, осмысливает, задаёт вопросы, то есть контролирует и проверяет работу своего партнёра, затем они меняются ролями. Каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно. Учащиеся берут друг у друга тетради и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идёт повторное объяснение. После работы над первой задачей из карточки соседа каждый ученик самостоятельно решает вторую задачу. После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идёт объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики оценивают работу друг друга, подводятся итоги.

Подводя итог, можно выделить преимущества групповой работы в формировании коммуникативных универсальных учебных действий: формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, учит правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания, столь необходимого для развития личности.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу. 

В 2014-2015 учебном году я была руководителем кружка « Здоровячок». Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» включала в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Включала в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – детскую аэробику, элементы хореографии, организацию подвижных игр. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Из моего класса кружок посещали 15 человек. По окончании учебного года можно было смело сделать вывод о том, что ребята, посещавшие кружок, быстрее адаптировались к школьной среде, отличались от своих сверстников активностью, научились смело высказывать своё мнение, преодолели страх публичных выступлений. Ребята научились самостоятельно организовывать свою деятельность и, как следствие, во втором классе они уже без помощи меня могут подготовить танцевальное выступление на праздник.

Во втором классе для всестороннего развития и формирования коммуникативных универсальных учебных действий я заказала через сайт «ЦЕРМ» на каждого ребёнка тридцать номеров «Первоклассной газеты». Во внеурочное время мы с ребятами с удовольствием изучаем каждый номер: «Лидерство», «Стереотипы», «Мультипликация», «Фокусы» и другие. Дети с удовольствием читают каждый номер. Работая в группах, идёт активное обсуждение темы, а затем практическая работа. Главное, никто из ребят не остаётся равнодушным, каждому хочется рассказать о своих знаниях и умениях.

Можно сделать вывод, что во внеурочной деятельности создаются самые благоприятные условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Таким образом, сочетание и системное применение методов и приёмов разных технологий формирует у учащихся коммуникативную способность вступать в общение, грамотно излагать свою точку зрения, вести спор, способность действовать в социуме, иметь активную гражданскую позицию.

Количество просмотров: 18840  

Добавить комментарий

Target Image
1. Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы
2. Формирование исследовательских и проектных компетенций по математике и астрономии в урочной и внеурочной деятельности
3. Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
4. Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187
5. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС
6. Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС
7. Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности
8. Историко-патриотическое воспитание в социально-реабилитационном центре «Снегири»
9. От общественности к научности – одна из задач в области химии для создания обучения конкурентоспособных специалистов
10. Социальный проект «Рождение классного коллектива»
11. Педагогический бенефис – портрет Учителя
12. Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования
13. Приходите к нам в театр!
14. Использование постоянно действующих команд в классе с целью повышения эффективности внеурочной деятельности
15. Исследовательский проект группы учащихся 4 класса «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно!»
16. Международный проект AIESEC как способ развития коммуникативных компетенций
17. Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка
18. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
19. Развиваем творческие способности на уроках русского языка и литературы
20. Современный урок с учётом гендерных особенностей обучающихся начальной школы

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы