Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187

 
 

Токарева Светлана Анатольевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 187 г. Новосибирска

 

Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187

Вот уже 4 года основное количество школ города реализуют ФГОС НОО и приступили к реализации ФГОС ООО в текущем учебном году. В настоящее время очень важно правильно осуществить переход с одного стандарта на другой.

Оба Федеральных государственных образовательных стандарта представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы, включают в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы;

к структуре основной образовательной программы;

к условиям реализации основной образовательной программы.

Одной из основных функций государственных образовательных стандартов НОО и ООО является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

Стандарты НОО, ООО в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» в п.9 говорят: «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу: предметным, метапредметным, личностным».

Оба стандарта в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы» сообщают, что Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через организацию учебной и внеурочной деятельности.

В этом же разделе оба стандарта поясняют: «Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными Стандартом», т.е. вся деятельность, осуществляемая в ОО стремится к достижению единой цели, определённой Общеобразовательной программой соответствующего этапа обучения.

Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования. Иногда можно услышать, что Примерная ООП не имеет достаточного статуса, чтобы служить алгоритмом для разработки ООП образовательных организаций.

Статус примерной ООП закреплён в Федеральном законе об образовании в РФ в Статье 12 «Образовательные программы» п.7 «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных образовательных программ».

В п.10 закона говорится: «Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной». Значит, Примерная ООП – это тот документ, который является официальным документом, созданным в помощь образовательным организациям для разработки своих ООП.

Если мы обратимся к содержанию примерной ООП НОО, то в Целевом разделе читаем: «В основе реализации ООП НОО лежит системно-деятельностный подход, который, в том числе, предполагает:

-ориентацию на достижение цели основного результата образования на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».

Планируемые результаты ООП обязывают:

«… уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения…»

В примерной ООП НОО в Организационном разделе говорится: «Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие».

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП. Но, в первую очередь, внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Таким образом, организация внеурочной деятельности, реализующей идеи системно-деятельностного подхода, во взаимосвязи с урочной образует систему, в которой возможно оптимальное решение проблемы индивидуализации и дифференциации обучения как средства эффективного развития личности каждого обучающегося, а ведь развитие личности – основная задача, которую ставит перед школой ФГОС.

В нашей школе (в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373») внеурочная деятельность организована по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Эти же направления сохраняются и при переходе на основное общее образование.

Примерная ООП НОО в Организационном разделе, п. 3.2 «План внеурочной деятельности» сообщает: «Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО, ОО.

Создатели методического конструктора «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» Дмитрий Васильевич Григорьев и Павел Валентинович Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать следующие ее виды:

– игровая деятельность;

– познавательная;

– проблемно-ценностное общение;

– досугово-развлекательная;

– художественное творчество;

– социальное творчество;

– трудовая;

– спортивно-оздоровительная;

– туристско-краеведческая.

Школы самостоятельно выбирают те из них, реализация которых целесообразна и возможна в организации с учётом имеющихся условий.

Давайте вновь обратимся к ФГОС, который определяет допустимое количество часов внеурочных занятий в неделю: сделав несложные расчёты, получаем, что допустимое количество часов в неделю не должно превышать 10.

ФГОС НОО

III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

п.19.10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.

ФГОС ООО

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

п.18.3.1.2. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования

(до 1350 часов за четыре года обучения)

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности при получении основного общего образования

 

(до 1750 часов за пять лет обучения)

…с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1350: 4= 337,5: 4 = 9,9 часов в неделю внеурочных занятий)

1750:5=350: 35=10 часов в неделю внеурочных занятий

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Обращаю ваше внимание, что в Примерной ООП есть фраза: «…Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся…»

В "Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях" сказано: Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Под факультативными занятиями здесь подразумеваются занятия внеурочной деятельностью. В СанПин применено слово «рекомендуется», но включение в расписание динамической паузы обязательно.

При организации внеурочной деятельности и, в частности, выборе её содержательных направлений, мы в своём ОО ориентировались:

– на запросы родителей;

– на традиции и условия школы;

– учитывались интересы и склонности педагогов;

– возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

– рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

В нашей школе стало традиционным проведение в 1-х, а теперь и 5 классах родительского собрания по представлению модели внеурочной деятельности, функционирующей в школе, на котором родителям представляется весь спектр внеурочных занятий, что помогает им сделать выбор необходимых, на их взгляд, занятий для своих детей.

На собрании родителям выдаётся бланк заявление. После собрания предоставляется время для беседы родителей с детьми по выбору внеурочных занятий. Сделав выбор, родители заполняют заявление, закрепляют своё решение подписью. Получив информацию о выборе внеурочных занятий обучающимися и их родителями, классный руководитель, который теперь приобретает статус тьютора, составляет Дорожную карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности, в которой прослеживается индивидуальный маршрут каждого обучающегося.

Наша модель внеурочной деятельности названа Личностно-ориентированной «Вверх по лестнице к успеху», в основу которой положены идеи личностно-ориентироавнного обучения. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа».

При организации внеурочной деятельности в школе преимущественно задействованы педагогические работники нашей школы: учителя начальной школы (каждый из 13 учителей ведёт внеурочные занятия по разным направлениям), учителя-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог.

Модель внеурочной деятельности основной школы только выстраивается, выглядит беднее по сравнению с моделью начальной школой, но ориентирована на принципы личностно-ориентированного обучения. Мы будем её расширять и развивать условия для её реализации (в будущем есть планы организации занятий в основной школе по робототехнике, исследовательской деятельности по биологии в рамках создания лабораторий по научно-исследовательской деятельности, будем расширять математическое направление).

Особое значение мы придаём психологическому сопровождению организации внеурочной деятельности. Во-первых, педагог-психолог даёт рекомендации по выбору занятий как представитель интересов и потребностей ребёнка. Во-вторых, именно психолог ведет адаптационные программы и программы артерапевтического направления. Таких программ у нас 5 – по одной на каждой параллели с 1 по 5 класс. Программы разрабатывались специально для созданной модели внеурочной деятельности, призваны поддерживать идеи личностно-ориентированного обучения. В-третьих, педагог-психолог обеспечивает вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательной деятельности, дифференциацию и индивидуализацию обучения; осуществляет мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявляет и поддерживает одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолог ведёт диагностику сформированности универсальных учебных действий у обучающихся, т.е достижения метапредметного результата освоения основной образовательной программы через реализацию учебной и внеурочной деятельности.

В нашей организации создана технология оценивания достижения метапредметного результата.

При организации внеурочной деятельности обучающихся нами используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В основном, это занятия спортивно-оздоровительного направления. Посещают занятия спортивных секций обучающиеся с 1 класса, продолжают посещать их и в 5 классе.

Все внеурочные занятия ведутся непосредственно в школе. Преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в школе заключается в создании условий для пребывания ребёнка в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы образовательной организации.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, спортивную и другую деятельность. В современных условиях возрастает роль дополнительного образования детей. Для создания необходимых условий достижения современного качества дополнительного образования детей предусматривается даже разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы реализации, как воспитательные мероприятия, научно-практические конференции, олимпиады и т.д., которые реализуются в школе через систему учебно-воспитательных мероприятий, организованных в школе, направленных на достижение результата освоения основной образовательной программы организации. Следует помнить, что внеурочная деятельность в ОО может осуществляться через:

учебный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога,) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Напомню, что все программы, реализуемые в организации, нацелены на достижение планируемых результатов Основной ООП в соответствии с требованиям Стандарта. Есть чёткие требования Стандартов НОО, ООО к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов начального и основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что видно из перечня разделов программ. Программы внеурочной деятельности, реализуемые в нашей школе, написаны в соответствии с предъявляемыми Стандартом требованиями. Педагоги не всегда понимают необходимость разработки программы и серьёзность требований к структуре программы. Если мы обратимся к Единому квалификационному справочнику (является действующим документом) и готовящемуся к вступлению в силу Профессиональному стандарту педагога, то видим, что оба документа обязывают педагога разрабатывать и реализовывать программы отдельных предметов и курсов в соответствии с ООП организации, соответствующего этапа обучения.

Мы уже неоднократно говорили, что внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Итогом участия обучающегося во внеурочной деятельности является достижение им воспитательных результатов, которые создатели методического конструктора «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» Дмитрий Васильевич Григорьев и Павел Валентинович Степанов рекомендуют распределять по трём уровням.

Первый уровень результатов —  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.). Достижение первого уровня результатов происходит, как правило, к концу 1 кл.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Достижение второго-третьего уровня результатов происходит во 2-3 классах.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, среди незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, что обеспечивает достижение третьего уровня к 4 классу.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания в образовательной организации.

Подводя итог, можно сказать, что организация внеурочной деятельности основного общего образования происходит аналогично организации внеурочной деятельности в начальной школе. Следует учесть опыт в этом направлении начальной школы, изучить соответствующие нормативные документы, что обеспечит качественный переход из начальной школы в основную школу.

Количество просмотров: 10202  

Добавить комментарий

Target Image
1. Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы
2. Формирование исследовательских и проектных компетенций по математике и астрономии в урочной и внеурочной деятельности
3. Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
4. Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187
5. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС
6. Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС
7. Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности
8. Историко-патриотическое воспитание в социально-реабилитационном центре «Снегири»
9. От общественности к научности – одна из задач в области химии для создания обучения конкурентоспособных специалистов
10. Социальный проект «Рождение классного коллектива»
11. Педагогический бенефис – портрет Учителя
12. Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования
13. Приходите к нам в театр!
14. Использование постоянно действующих команд в классе с целью повышения эффективности внеурочной деятельности
15. Исследовательский проект группы учащихся 4 класса «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно!»
16. Международный проект AIESEC как способ развития коммуникативных компетенций
17. Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка
18. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
19. Развиваем творческие способности на уроках русского языка и литературы
20. Современный урок с учётом гендерных особенностей обучающихся начальной школы

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы