Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования

 
 

Турова Анна Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательной деятельность современной образовательной организации, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Вступление в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», 273 – ФЗ, введение нового стандарта общего образования значительно изменяет образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

На протяжении пяти лет совмещая работу педагога-психолога с должностью заместителя директора, я реализую проект психолого-педагогического сопровождения через систему внеурочной деятельности. С 2011 по 2015 учебный год проект был реализован в Средней общеобразовательной школе № 187, которая находится на Станиславском жилмассиве Ленинского района города Новосибирска. С 2015-2016 учебного года проект реализуется в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92», расположенной на территории Троллейного жилмассива Ленинского района. Проект является актуальным для обеих образовательных организаций в связи со схожестью особенностей места расположения, замкнутостью социального пространства, удаленностью культурных центров, ограниченностью сферы социальных связей обучающихся создающих дополнительные трудности в организации образовательной и воспитательной работы школы, в формировании нравственной, мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности школьников.

Однако приоритетным направлением образования является, сегодня, реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Стандарт меняет ориентиры образования, предлагает новые технологии, ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Сегодня целью работы педагога-психолога становится не просто обеспечение учебно-воспитательной деятельности, а комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка. Все это делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательных отношений. Изменение ориентиров образования, однако, не устраняет проблем, которые остаются актуальными из года в год и нуждаются в ежедневном решении. Ведь ребенок, придя в школу, становится учеником далеко не сразу. Это становление охватывает весь период обучения ребенка в начальной школе, а сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника, сложное и противоречивое, будет характеризовать весь этот период. Все дети в начале обучения сталкиваются с разнообразными трудностями, однако, проблемы некоторых из них столь серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми.

При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие таких детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для девиантного поведения. Полученные за несколько учебных лет данные указывали на необходимость разработки механизма, направленного на сохранение психофизиологического здоровья школьников и их успешную адаптацию к новой социальной ситуации развития. На основании полученных данных, а также изучения литературы по данной проблематике была создана программа «Здравствуй, школа, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся первых классов к школьному обучению.

Исследование уровня сформированности универсальных учебных действий показало необходимость создания механизма, направленного на их развитие, а также решение проблем тревожности, низкой коммуникативной компетентности ряда учащихся.

Поставленная задача привела к разработке развивающей программы психолого-педагогической арт-терапии «Разноцветный мир», которая позволяет направить развитие ребенка на расширение его представлений об эмоциях, спонтанности самовыражения, коррекцию негативных эмоциональных состояний, а также способствует гармонизации эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Учащиеся третьих классов с лёгкостью дифференцируют основные элементы структуры и раскрывают связи между ними, они внимательны, у них отлично развиты представление и воображение, с лёгкостью строят умозаключения на основе линейных взаимосвязей. Однако исследование креативности учащихся 3 классов показало, что только у 60% от общей выборки обследуемых школьников показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления находятся в пределах нормативного значения.

Выявленные особенности поставили перед необходимостью разработки специализированной программы, направленной на повышение уровня креативности детей и гармоничного личностного развития школьников. Используя принципы психологического развития творчества, выдвинутые Н.Н. Поддьяковым, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.В. Гнездиловым, а также на основании моделей, разработанных Дж. Гилфордом, Э.Де Боно, Дж. Галлаиром, П. Торренсом, была создана программа «Путешествие в сказку», способствующая гармоничному развитию учащихся и повышению уровня их творческого потенциала.

Одним из критических периодов обучения, остается переход учащихся на уровень основного общего образования, ведь появление в учебном плане новых предметов, а также интегрирование различных, зачастую противоречивых стилей и требований, учителей, неумение планировать рационально время и находить решение возникающих перед обучающимся задач, проблемы коммуникации, приводят к возникновению эмоциональной напряженности. Таким образом, при переходе обучающихся на уровень основного общего образования наблюдается ряд трудностей, следствием которых может стать школьная дезадаптация. При переходе на уровень основного общего образования обучающийся сталкивается с влиянием множества факторов: личность педагогов, изменение режима, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм постепенно приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Основываясь на этом предположении, мы полагаем целесообразным выработку адекватных адаптивных реакций у обучающихся уже в четвертом классе, с целью предвосхищения проблем, связанных с адаптацией в пятом классе.

Создание и апробация авторской программы для повышения уровня адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе «Здравствуй, школа»:

– сформированность у детей на высоком уровне позитивного отношения к себе и школе;

– высокая групповая сплоченность в классных коллективах;

– наличие адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

– высокий уровень развития социальных и коммуникативных умений;

– наличие низкого уровня тревожности.

Создание и апробация авторской программы психолого-педагогической арт-терапии «Разноцветный мир»:

– произошло расширение эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста через четкую дифференциацию положительных и отрицательных эмоций, входящих в эмоционально-когнитивные блоки базового доверия и познания мира (методика Цветовой тест отношений А. И. Лутошкина);

– качественные личностные изменения: дети приобрели уверенность в себе, целеустремленность, добросовестность и аккуратность исполнения заданий и поручений, научились принимать правила и следовать им, (тест Р. Кеттелла, детский вариант);

– восприятие и понимание социальных эмоций претерпело качественные изменения, выражающиеся в повышении способности к установлению и поддержанию межличностных контактов, в снижении уровня агрессии как внешней, так и внутренней, в повышении познавательной активности детей (методика «Фильм - тест» Рене-Жиля);

– тревожность претерпела как количественное уменьшение, так и качественные изменения – преобладание высокого уровня тревожности сменилось на более нормативное распределение признака с преобладанием низкого уровня (методика «Выбери нужное лицо» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен);

– программа «Разноцветный мир» позволило направить развитие ребенка на расширение его представлений об эмоциях, спонтанности самовыражения, коррекции негативных эмоциональных состояний, а также способствовало гармонизации эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Создание и апробация авторской программы сказкотерапии «Путешествие в сказку»:

– высоко развита способность учащихся генерации новых и оригинальных идеи и точек зрения;

– развита на высоком уровне способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.

Создание и апробация программы «Первый раз в пятый класс» позволило достичь следующих результатов:

– обучающиеся обладают навыками планирования собственной деятельности;

– способны адекватно распределять временные ресурсы при выполнении работы над задачами;

– эффективно распределяют время при групповой работе, что способствует достижению высоких результатов деятельности.

Количество просмотров: 8198  

Добавить комментарий

Target Image
1. Внедрение ФГОС ООО: подходы, опыт, проблемы
2. Формирование исследовательских и проектных компетенций по математике и астрономии в урочной и внеурочной деятельности
3. Патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС
4. Особенности реализации модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 187
5. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС
6. Гимназия № 15: внеурочная изобразительная деятельность в рамках ФГОС
7. Социокультурная реабилитация воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири» в досуговой деятельности
8. Историко-патриотическое воспитание в социально-реабилитационном центре «Снегири»
9. От общественности к научности – одна из задач в области химии для создания обучения конкурентоспособных специалистов
10. Социальный проект «Рождение классного коллектива»
11. Педагогический бенефис – портрет Учителя
12. Организация психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования
13. Приходите к нам в театр!
14. Использование постоянно действующих команд в классе с целью повышения эффективности внеурочной деятельности
15. Исследовательский проект группы учащихся 4 класса «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно!»
16. Международный проект AIESEC как способ развития коммуникативных компетенций
17. Участие лицеистов в научно-практических конференциях как одно из условий развития исследовательского навыка
18. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени обучения через использование элементов современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
19. Развиваем творческие способности на уроках русского языка и литературы
20. Современный урок с учётом гендерных особенностей обучающихся начальной школы

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы