Трудовые дружины учащихся школ Новониколаевска в 1916 г.

 
 

Сулимов Вадим Сергеевич,

канд. ист. наук, доцент Тобольского филиала Тюменского государственного университета

 

Трудовые дружины учащихся школ Новониколаевска в 1916 г.

Опубликовано: Сулимов В. С. Трудовые дружины учащихся школ Новониколаевска в 1916 г. // Образование в истории, история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. «Интеграция исторического и образовательного пространства» / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск: НГПУ, 2011. – С. 247–254.

В годы Первой мировой войны в учебных заведениях Министерства народного просвещения (МНП) начали организовываться трудовые дружины из учащихся старших классов для оказания помощи семьям крестьян, призванных на армию. Свой вклад в развитие движения трудовых дружин внесли учащиеся школ Новониколаевска.

Попытка организовать дружины в 1915 г. в школах города не увенчалась успехом в силу множества причин. В 1916 г. МНП обратило особое внимание на развитие среди учащихся движения трудовых дружин. 17 февраля 1916 г. министр народного просвещения Игнатьев разослал попечителям учебных округов предложение «вновь обратиться к нашей отзывчивой на всякое благое начинание учащейся молодежи с горячим призывом отдать свой летний досуг на дело помощи в полевых работах семьям защитников родины, памятуя, что эта ее добровольная и посильная лепта приобретает особо важное значение ввиду переживаемых отечеством великих событий, являясь символом единения всех классов населения с нашей доблестной армией в небывалой еще борьбе»[1]. Министр также полагал, что в организации трудовых дружин окажут помощь местные агрономы, земские, городские и другие общественные организации, выражая «твердую» уверенность, что начальники учебных заведений, в тесном сотрудничестве с ними, пользуясь их помощью, приложат все старания к возможно широкой постановке этого дела[2].

20 апреля 1916 г. МНП отправило в регионы Правила о трудовых дружинах учащихся. В связи с данным документом трудовые дружины учащихся образовывались для пополнения рабочих сил в сельском хозяйстве и предназначались для трудовой помощи семьям воинов, а также для работ на общественных огородах, устраиваемых с целью снабжения овощами войск и лазаретов, для других земледельческих работ, таких, как уборка сена и урожая. Трудовые дружины формировались учебными заведениями из учащихся школ МНП, добровольно изъявивших желание принять участие в них с согласия родителей или замещающих их лиц. В дружины принимались молодые люди, которым физический труд не мог нанести вреда. Состав трудовых дружин ограничивался 25 участниками. В случае большого числа желающих в одном учебном заведении и невозможности образовать другую дружину, можно было вступить в дружину другого, однотипного учебного заведения с разрешения начальников обеих школ и согласия дружинников последней школы. Каждая дружина находилась на попечении особого лица, избираемого попечительским советом, а где такового не было – педсоветом. Во главе дружины из учащихся в начальных народных училищах стоял учитель.

Распределение дружин по сборным пунктам в уездах проводилось начальниками учебных заведений МНП по предварительному соглашению с правительственными или земскими агрономами. Эти специалисты должны были составлять подробный список крестьянских хозяйств и выяснять общую численность дружинников в уезде по сведениям учебного начальства.

Дружинники за свой труд не должны были получать никакого вознаграждения. Крестьянские хозяйства, обсуживаемые учениками, представляли им кров и «обычное» крестьянское довольствие за особую плату[3]. Для нахождения средств, необходимых на текущие расходы по содержанию дружин, следовало обращаться к местному отделению Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны или заимствовать средства из специальных сумм учебного заведения[4].

Основу первых дружин составили ученики начальных училищ города. 23 апреля из Новониколаевска выехала первая дружина в составе 85 человек. Дружина состояла из учеников мужского высшего начального училища, учительской семинарии и 2-го двухклассного приходского училища. 27 апреля отправилась вторая партия из 86 учеников тех же учебных заведений.

Все ученики были отправлены на ст. Чик Омской железной дороги в сопровождении учителей. На месте обе партии объединились под руководством заведующего 2-м приходским училищем Е. Плотникова, законоучителя того же училища диакона И. Златомрежева, преподавателей Кривощёкова и Котова. В ближайших к Чику селениях дружина разделилась на мелкие артели по четыре человека, производя запашку и посев. Остальные ученики, не попавшие в самостоятельные артели, расходились по крестьянским хозяйствам, оказывая помощь во всех необходимых работах. Начались работы в с. Коченевском и окрестных деревнях. Расходы по организации дружин, по подготовке к полевым работам, устройству кратких курсов с 20 марта по 20 апреля, отправке дружинников к месту работ и пропитанию на первых порах взяло на себя Обское общество сельского хозяйства (ООСХ).

После первых дней крестьянского недоверия и подозрительности «благомыслящий» элемент деревни сообразил всю выгоду «даровых» рабочих, увидев, что многие юноши работали не хуже «заправских» пахарей[5]. Крестьяне поняли, что ученики трудились не по принуждению, а по доброй воле. Дворы, оставшиеся без мужиков, принимали хозяйственный вид. Пахота и сев продолжались с 27 апреля по 15 мая. Все это время ученики работали, «не разгибая спины». По праздникам дружинники собирались в здании сельского училища и проводили время вместе. Руководители наблюдали за работой на полях, следили и за отношением хозяев к учащимся. Дружинники обработали и засеяли весной 1044 десятины. Семеро учащихся добровольно остались в деревне на все лето, несмотря на уговоры педагогов возвратиться для отдыха домой[6].

Заболеваний среди учащихся не встречалось. В образовательном отношении участие в работах имело «громадное» значение – ученики, мало видевшие деревню, научились пахать землю, отличать хорошую «бороньбу» от плохой, получили представление о крестьянской жизни и сельскохозяйственном труде. В начале работы крестьяне относились недоверчиво к трудоспособности дружины, однако скоро отношение совершенно изменилось. Произведя запашку и посев, дружина выехала в город, чтобы побыть некоторое время дома. Скоро необходимо было выезжать на другой вид полевых работ. Провожая дружину, крестьяне убедительно просили приехать на сенокос и уборку хлеба[7].

Весной 1916 г. подготовка учащихся для предстоящих полевых работ велась в Новониколаевском реальном училище под руководством техников и агрономов ООСХ на технике, предоставленной училищу местным сельскохозяйственным складом машин. Подготовку учащихся «близко принял к сердцу» учитель естествоведения А. Г. Лукин[8]. Он занимался вместе с учениками сборкой и разборкой машин. На педсовете училища 19 апреля после ознакомления со степенью подготовки группы учеников из разных классов было принято решение отправить дружину в ближайшее время под руководством Лукина для участия в весенних полевых работах в местности, указанной ООСХ. По мнению педсовета, все ученики, вошедшие в дружину, вполне заслуживали оказанного им доверия «по своим успехам и нравственным качествам»[9]. 24 апреля дружина отправилась на поезде до ст. Чик и далее – в волостное село Прокудское Томского уезда[10].

В ночь с 24 на 25 апреля 1916 г. 21 ученик 3–6 классов реального училища прибыл с руководителем учителем естествоведения врачом Лукиным в Прокудское для выполнения весенних полевых работ. Дружина расположилась в местной школе, до 22 мая здесь находился ее «штаб». 3 мая в дружину прибыло пополнение из семи учеников, которые первые дни практиковались на ближайшем поле вместо уже поработавших там товарищей. Вскоре они были назначены на самостоятельное дело. Только в воскресные и праздничные дни все собирались в Прокудском. В будние дни учащиеся были разбросаны по различным пашням и селениям. Около половины состава работало в Прокудском, четверо – в д. Алексеевке, трое – в д. Крохалевке, пятеро – в пос. Чик, один – в д. Денисовке. Дружина быстро развеяла недоверчивое отношение к ней крестьянского населения, даже в глазах скептиков «неутомимым» трудом зарекомендовав себя с лучшей стороны[11]. Лукину не раз пришлось выслушивать «прекрасные» отзывы крестьян и просьбы оставаться с дружиной на лето и осень. Были случаи крайне сердечного расставания: «Теряли душевное равновесие и ударялись в слезы»[12].

Лукин мог твердо сказать, что удовлетворение было взаимное. Реалисты хорошо уживались с крестьянской обстановкой и в согласии жили между собой. Когда в штаб приходило известие, что тому или иному ученику на пашне, где они находились с понедельника по субботу, требуется белье или пища, то из школы туда направлялся ученик на велосипеде или руководитель. Четыре велосипеда выполняли важную службу, представляя хорошее средство сообщения членов центра с тружениками. Только три человека находись, да и то теоретически, в составе штаба: руководитель дружины, заведующий хозяйством ученик 6 класса Е. Исаев и хорошо приспособившийся к кухне ученик 5 класса Фролов. Исаев ежедневно обследовал село с экономической точки зрения и готовил кладовую дружины к приему в праздничное время своих товарищей. За 25 работавшими учениками числилось 140 десятин, обработанных исключительно ими самими.

Ученикам приходилось жить в деревенских семьях по одному, изредка по два человека. Часто случалось, что реалисты при работах на пашне размещались недалеко друг от друга. Особенно благотворное влияние оказывал съезд всех учеников на время праздников в школу. Здесь ученики делились впечатлениями, играли на воздухе в различные игры и «подкармливались, как только возможно»[13]. Поздно вечером многие уходили в крестьянские семьи, куда они устроились на работы. Заболеваний не наблюдалось. В конце поездки Исаев два дня проходил с немного повышенной (до 38о) температурой. Принятыми мерами это неприятное обстоятельство было быстро ликвидировано.

У руководителя осталось очень хорошее впечатление от жизни с учениками на селе. Траты по хозяйству и другим статьям происходили из сумм, выделенных от Обского сельскохозяйственного общества, врученных при отъезде в размере 400 р. За 27 дней пребывания дружины в сельской местности не все средства были израсходованы[14].

Директор реального училища три раза побывал у дружинников в селе и объехал с руководителем некоторые поля, обработка которых была поручена учащимся. Работа дружины была хорошо организована благодаря усилиям Лукина. Ученики находились в благоприятных условиях в отношении врачебной помощи, которую они получали от своего руководителя. 22 мая дружина вернулась в город, благополучно завершив намеченную работу, получив «полное нравственное удовлетворение»[15]. Дружинники имели «прекрасный», здоровый вид при сознании хорошо выполненных задач[16].

Трудовой артели из учащихся Новониколаевской учительской семинарии весной не образовалось, так как ученики разъехались по домам для оказания помощи в работах своим родителям. Ученики-горожане в количестве 4 человек (по другим данным – 6), присоединились к дружине под руководством Плотникова. Работающие в дружине ученики семинарии содержались на свои средства и за счет крестьян, у которых работали. Работы шли вполне успешно. Физический труд отразился на учащихся благотворно. Особенно положительно труд сказался на одном болезненном юноше с неразвитой мускулатурой. Крестьяне относились к ученикам положительно, называя их «царскими» работниками. Было заметно стремление крестьян даже переманивать к себе учеников, работающих у других односельчан, что указывало на то, что работа учеников ценилась[17]. Физический труд отозвался на дружинниках «замечательно благотворно: они пополнели, приобрели свежий с хорошим налетом загара цвет лица…»[18]. Крестьяне просили на следующее лето опять оказать им помощь.

В Новониколаевском мужском высшем начальном училище в апреле 1916 г. была организована трудовая дружина из 60 человек всех четырех классов. Училище не нашло собственных средств на содержание дружины, и ученики вошли в состав большой дружины городских начальных училищ[19]. Работы производились преимущественно на полях призванных на войну, как одиночными работниками, так и артелью. При этом руководители постоянно следили за удобством жизни учащихся-одиночек. Вносили меру в труд учеников и доброжелательность в отношении к ним домохозяев. Вследствие этой заботы положение учеников было хорошим, а их работа значительна и продуктивна. От непривычных условий жизни, тяжелой работы дружинники похудели, несмотря на хорошее и усиленное питание. Однако потом «окрепли, поздоровели, чувствовали себя бодро и радостно»[20].

Крестьяне были смущены безвозмездной помощью учеников городских школ Новониколаевска. К юношам вначале отнеслись пренебрежительно, а к руководителям недоверчиво, подозревая первых в неспособности к труду, а вторых в замаскированном обмане, боясь, как бы потом не пришлось – или очень дорого заплатить за работу, или отдать в казну весь урожай. Затем, убедившись в «бескорыстии и доброжелательной помощи», крестьяне весьма тепло и сердечно относились ко всем дружинникам. Когда кончился посев и учеников стали провожать в город, некоторые жители провожали их со слезами и «горячо» уговаривали остаться на все лето. Несколько учеников осталось на все лето. На покос летом учащиеся ехали охотно. Жители сел хорошо их встречали[21].

Летом 1916 г. формирование новых дружин продолжилось. 20 июня была организована артель из учащихся начальных училищ Новониколаевска для работ на сенокосе. Дружина из 36 человек направилась 25 июня в д. Дергаусову Карпысакской волости Томского уезда в 120 верстах от города. Из этой деревни поступали настойчивые просьбы крестьян помочь им в уборке сена. Расходы по содержанию приняло на себя также ООСХ. Руководителем дружины был направлен учитель 1-го приходского училища И. Котов. Он впоследствии свидетельствовал, что деревня встретила работников дружины приветливо и относилась к ним во время работ доброжелательно[22].

Дружина работала на полях до 15 августа, успев убрать сено с 158 десятин и рожь с 68 десятин. Дружинники на местах работали в одиночку у отдельных хозяев или артелью. Более состоятельные крестьяне, имеющие своих лошадей и земледельческие орудия, предпочитали приглашать одного-двух дружинников в свое хозяйство. При этом они брали на себя обязательство кормить работников. Малосостоятельные крестьяне, которых в деревне было большинство, не обладали орудиями и лошадьми, они приглашали к себе на работу артель по 10–15 человек на несколько дней. В этот период убиралось все сено хозяина или рожь. В данном случае артель работала орудиями и лошадьми, предоставленными местным кредитным товариществом. Все участвовавшие в дружине, возвратившись домой, были довольны своими каникулами в деревне и применением своего труда[23].

Вторая дружина из учащихся реального училища работала летом в с. Мотково под руководством учителя Холкина. На содержание училища выделило средства ООСХ. Работы были проведены вполне удачно: весной первая дружина вспахала, посеяла и заборонила 125 десятин земли. Летом дружина собрала хлеб с 46 десятин[24]. В первые дни сельское население относилось к дружинникам недоверчиво и «даже насмешливо», но после начала работы недоверчивое отношение рассеялось, даже в глазах скептиков дружинники «упорным и неутомимым трудом зарекомендовали себя с лучшей стороны»[25].

Ученицы Новониколаевского женского высшего начального училища не были организованы в трудовые дружины, однако записались работать в ясли для детей солдаток и беженок. Одиннадцать учениц работали на полях, 17 – на своих огородах[26]. В мужской и женской гимназиях Новониколаевска трудовые дружины сформировать не удалось[27].

Учащиеся учебных заведений МНП г. Новониколаевска приняли активное участие в помощи семьям солдат, ушедших на фронт. Работая в трудовых дружинах, учащиеся получали хорошую физическую подготовку и трудовое воспитание. Уезжающие на полевые работы школьники пользовались льготой: в следующие классы переводились осенью. В высшие учебные заведения участники трудовых дружин могли поступать без экзаменов.

Движение трудовых дружин более подходило для европейской части России, где доля учившихся в школах детей горожан была выше, чем в Западной Сибири, и оторванность их от деревни больше. С другой стороны, в регионе находилось множество семей переселенцев, нуждающихся в помощи. Организация трудовых дружин из учащихся школ была вызвана необходимостью укрепления экономики страны и региона.


[1] Государственный архив Томской обл. Ф. 126. Д. 3054. Л. 157 об.

[2] Там же. Л. 157 об.

[3] Там же. Л. 180–180 об.

[4] Там же. Л. 180 об.

[5] Там же. Л. 426 об.

[6] Там же.

[7] Там же. Л. 355 об. – 356.

[8] Там же. Л. 338.

[9] Там же. Л. 338 об.

[10] Там же.

[11] Там же. Л. 337.

[12] Там же.

[13] Там же. 337–337 об.

[14] Там же. Л. 337 об.

[15] Там же. Л. 336.

[16] Там же. Л. 355.

[17] Там же. Л. 355–355 об.

[18] Там же. Л. 425 об.

[19] Там же.

[20] Там же. Л. 426.

[21] Там же.

[22] Там же. Л. 426 об.

[23] Там же. Л. 427.

[24] Там же. Л. 425.

[25] Там же. Л. 425 об.

[26] Там же. Л. 356 об.

[27] Там же. Л. 427. 

Количество просмотров: 6636  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы