О краеведении и не только

 
 

Юмина Ангелина Нафанаиловна,

главный библиограф МКУК ЦБС Ленинского района,

почетный работник культуры Новосибирской области

 

О краеведении и не только

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней».

Д.С. Лихачев[1]

О краеведении можно говорить и писать бесконечно, открывая все новое и новое для себя и окружающих, но заданный объем публикации дает возможность лишь поверхностно коснуться этой необъятной темы…

Краеведение – это наше все

Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований, изучение определенной части страны, города или других поселений местными жителями, для которых эта территория считается родным краем, а также отдельными энтузиастами, научными коллективами, общественными организациями – независимо от их месторасположения. «Академии наук на местах», – так называли краеведов и их кружки в первые годы советской власти. Можно утверждать, что краеведческая составляющая присутствует во всех житейских ситуациях, пусть в самом узком, семейном варианте, т. к. люди хранят память о своих предках, традициях рода, берегут бабушкины вещи, ценности. А в широком смысле – «краеведение – это наше все».

Казалось бы, в самом термине «краеведение» заключено его определение. Краеведение – это наука о крае. Между тем, до недавнего времени Вас непременно поправили бы, объяснив, что краеведение – это не наука. Действительно, в энциклопедическом определении «краеведения» отсутствует термин «наука». Предполагается, что краеведением занимаются те, кто не может заниматься «настоящей» историей. Считалось, что научность и профессионализм краеведческой работы обеспечивается деятельностью только профессиональных (дипломированных) историков, археологов, географов и других специалистов. Признанный теоретик краеведения, академик РАО С.О. Шмидт[2] с исчерпывающей ясностью высказался по этому поводу: «Настоящий историк никогда снобом не будет, не будет думать, что он чем-то принципиально отличается от историка-краеведа».

Профессионализм в краеведении не сводится к профессионализму в какой-либо одной научной дисциплине. Краеведением может заниматься человек с любым профессиональным образованием, просто он должен знать и соблюдать общие методы и требования, обеспечивающие научную обоснованность результатов, которые он предлагает и ученым, и – что особенно важно в краеведении – широкой общественности.

Краеведение есть единство науки и практики. Оно мертво без тех самородков‑краеведов, которые не обременены учеными степенями, но отдают всего себя делу сохранения исторической памяти. Всякий краевед – практик краеведения. Сохранение и передача исторической памяти осуществляется в деятельности людей, которые приходят в краеведение из разных областей знания, и именно этим сильнό сообщество краеведов, ведь они изучают жизнь с разных точек зрения, с разной базы подготовки. Нельзя просто выучиться на краеведа, им можно только стать. Занятия краеведением становятся в этом случае нравственной потребностью, своего рода «наркотиком», каким, впрочем, является любая творческая созидательная деятельность человека. То, что краеведение – призвание, а не профессия, считал и автор знаменитого эссе «Душа Петербурга», сотрудник Петроградского экскурсионного института, историк Николай Петрович Анциферов[3]: «Краевед – это особый тип культурного деятеля с особой психологией. Это доброволец, и его труд есть прежде всего новая форма общественной деятельности».

Исторически сложились три основные организационные формы краеведения: общественное (добровольное), школьное и государственное. Но зачастую сложно разделить государственное и общественное в краеведческой работе школьников и студентов, ученых и библиотекарей.

Краеведение всесторонне изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру края. Краеведы собирают информацию, предметы материальной культуры, образцы полезных ископаемых и другие данные, способствующие расширению знаний о крае, создавая необходимую основу для научных исследований в различных отраслях. Краеведение принадлежит к складывающемуся в современной науке новому типу междисциплинарного знания. Сегодня мы наблюдаем возникновение новых наук на стыках нескольких традиционных, а импульсом к возникновению таких наук является не появление какого-то нового объекта для исследования, а обнаружение проблемы, которая не может быть решена усилиями лишь одной науки. Наиболее близки к краеведению такие передовые участки гуманитарной науки как локальная история, история повседневности. Комплексные науки связаны не столько с объектами реальности, сколько с различными аспектами деятельности человека, преобразующего эту реальность. Комплексные междисциплинарные науки – новые науки о человеке – изучают не отдельные «части» человека, а берут его сразу как целостность, но в том или ином измерении.

Комплексный, многоплановый характер краеведения не исключает изучение края в отдельных аспектах и направлениях, среди которых можно выделить: литературное, географическое, этнографическое, топонимическое, историческое краеведение, наконец, краеведение, связанное с изучением региональных памятников культуры. Следует особо подчеркнуть актуальность и значимость вопроса об изучении истории развития населенных пунктов, уточнение дат их возникновения. Без этого, без знания имен их основателей и жителей невозможно создать полнокровную историю края, вести краеведческую работу на местах.

Велика роль краеведения в формировании трудовых и нравственных принципов у молодежи, в ее профориентации и эстетическом воспитании. Углубленное познание края содействует воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Краеведение дает каждому поколению возможность осознать свое место в исторической перспективе и стоящие перед ним задачи. Краеведение – это не дань моде, а желание сохранить для потомков хотя бы то, что еще возможно, это область знаний, которая сближает людей разных поколений, дает им возможность реально почувствовать себя единым народом.

Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. У настоящего краеведа всегда есть неутолимая до конца потребность вовлечь как можно больше людей в освоение культурного наследия предшествующих поколений. С.О. Шмидт прекрасно сформулировал это, сказав: «Краеведение – это школа воспитания культурой; оно облегчает выработку форм творческого общения людей разных поколений, разного уровня образования и специальной подготовки…» Человек, воспитанный в этой школе, становится поистине просвещенным. Он будет знать и развивать собственную культуру и сможет отнестись с заинтересованным уважением к представителю другой культуры, окажется способным к диалогу, никогда не уничтожит чужие культурные памятники. Пройдя через эту школу, сделав свой вклад в исторический поток становления культуры, человек сможет обрести основание для самоуважения.

Из истории развития движения в стране

Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение изустно, а с появлением письменности и печати стали фиксироваться в летописях, различного рода описаниях, разнообразной печатной продукции.

Можно считать, что «научное» краеведение появилось с середины XVIII в. Идея комплексного изучения своего края принадлежала М.В. Ломоносову, составившему и разославшему в разные регионы анкету с вопросами по экономике, географии, истории, культуре. С середины XVIII в. Академией наук организуются экспедиции по изучению регионов страны, в результате чего появляются естественно-географические описания этих мест и труды, посвященные их истории. Многое было сделано для развития краеведения Русским Географическим обществом. На рубеже XIX–XX вв. особенно заметным стало воздействие на краеведение земских учреждений; в это же время утверждается и термин «краеведение», отсутствовавший в словарях В.И. Даля и Ф.А. Брокгауза – И.А. Ефрона. К 1917 г. краеведение («родиноведение») занимало немалое место в культурной и общественной жизни больших и малых городов.

Принципиальное отличие дореволюционного краеведения от советского в том, что оно развивалось естественно, без законодательных и властных распоряжений. Дореволюционное краеведение было знанием общедоступным, демократическим. Идеологической дистанции между историей, этнографией, церковной археологией, с одной стороны, и краеведением с другой не было.

Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения. Повсеместно возникали краеведческие общества, музеи, кружки. Их задачей было изучение родного края, сохранение памятников, защита природы, распространение знаний об Отечестве. Это были организации энтузиастов, людей, сердечно заинтересованных и думающих. Краеведы спасали от уничтожения бесценные шедевры древнерусской живописи и прикладного искусства, исторические раритеты, редчайшие книги и старинные документы, препятствовали разрушению археологических и уникальных природных объектов. С 1917‑го по 1921 г. в стране были открыты: 271 музей, 83 краеведческих объединения, 37 исследовательских учреждений и заповедников, в том числе Экскурсионный институт.

В 1922 г. для координации деятельности краеведов было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК) – общественная организация при Российской академии наук, существовавшая по 1937 г. Во главе краеведческого движения стоял выдающийся ученый академик С.Ф. Ольденбург[4]. В 1930 г. ЦБК координировало деятельность более чем 2,3 тысяч краеведческих организаций и экскурсионных станций, под его руководством проходили Всероссийские краеведческие конференции и конкурсы, разрабатывались образовательные программы. ЦБК издавало журнал «Краеведение», бюллетень «Известия ЦБК», справочную и методическую литературу. К работе были привлечены лучшие ученые силы тех лет.

Однако относительно благоприятный период развития краеведения продолжался недолго. Постепенно, со второй половины 1920-х годов, усилилось стремление к политической идеологизации работы краеведов. Начиналась бюрократизация всей общественной жизни. Деятельность краеведов не укладывалась в рамки и, выходя за них, раздражала. Она реально создавала возможность нестереотипной, неодинаковой жизни в разных городах и краях. Кроме того, старшее поколение краеведов – это в основном старая интеллигенция, для нее иметь свое мнение, высказывать его – занятие само собой разумеющееся. Само воспитание делало их такими. Их можно было лишь отстранить или уничтожить.

В 1927 г. на III Всероссийской конференции по краеведению докладчики говорили об усилении связи всей краеведческой работы с задачами социалистического строительства, о координации этой работы с органами Госплана и о создании пролетарских кадров краеведения, то есть вовлечении в ряды краеведов гораздо в большей мере, чем это было раньше, «рабочих и крестьян, особенно работниц и крестьянок», а не только «учительства и ученичества». Краеведы, как истинные знатоки, хорошо понимали, какие действия будут чреваты глобальными последствиями для экономики края, для его культуры, если действовать по огульному для всех плану. Это было потенциальное неподчинение, и очень широкое. Его следовало устранить, а историко-культурное краеведение как «гробокопательско-архивное» – ликвидировать. На конференции получил гражданство новый термин – «советское краеведение».

В 1931 г. собирается печально знаменитый 10-й пленум ЦБК, на котором был поставлен вопрос о необходимости «решительного вскрытия вредителей идеологии в краеведном движении». Согласно постановлению СНК РСФСР от 30 марта 1931 года о мероприятиях по развитию краеведческого дела в стране, главной задачей всех местных бюро краеведения становится изучение производительных сил и природных богатств края, а также изыскание дополнительных местных ресурсов.

Началась травля краеведов в прессе, обвинения в организации заговоров, вредительстве. В 1937 году СНК РСФСР принял постановление «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах», поставившее последнюю точку на краеведческом движении. В нем было признано нецелесообразным «дальнейшее существование центрального и местных бюро краеведения» и предписано Наркомпросу их ликвидировать, так как для краеведческой работы «нет никакой необходимости создавать специальные особые организации». Всю краеведческую деятельность предлагалось вести в вузах, школах, музеях, домах культуры. Но и количество музеев значительно уменьшалось. За короткий срок вся деятельность местных краеведов была «загнана» в строго определенные рамки и подчинена единственной задаче, провозглашенной правительством: повсеместное изучение производительных сил с целью успешного социалистического строительства в советском государстве.

Краеведческие общества в том виде, в котором они были тогда, были выражением демократической самодеятельности, восходящей иногда к традициям дореволюционным, даже земским. Приобщение к знаниям происходило, зачастую минуя официальные каналы, обходясь без унифицированных методик и обязательных «руководящих указаний». Краеведы считали своим долгом выявлять своеобразие региона, предотвращали попытки унифицировать приемы хозяйствования без учета местных особенностей – природных и социальных, тогда как в СССР, с идеей равенства всех, стремились все нивелировать. Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение. Поэтому и приговор для краеведческого движения был вынесен жестокий и однозначный: разгром краеведческих организаций и физическое устранение причастных к нему лиц. Так было окончательно разгромлено в СССР одно из наиболее массовых движений – краеведческое.

Сейчас ясно, что разгром краеведения в 1930-е годы нанес нашей нравственной культуре непоправимый урон. На долгое время было забыто даже само слово «краеведение». Изучением края как территории единой страны занялась географическая наука, а исторический аспект краеведения сводился к истории фабрик и заводов. В конце 1940-х годов Институт краеведения и музейной работы, изучив краеведческие организации страны, сделал безрадостный вывод: «…при данном состоянии краеведения не может быть и речи о краеведческом движении, тем более о массовости советского краеведческого движения».

Из истории развития движения в Сибири и Новосибирске

История сибирского краеведения началась в Иркутске. Небольшая группа чиновной интеллигенции по приказу Иркутского губернатора Ф.Н. Клички[5] и при активном участии академика Эрика Густава (или Кирилла Густавовича – как называли его русские) Лаксмана[6] стала собирать и строить «музеум» (1780–1782). После отъезда Лаксмана и других участников начинания из Сибири музей некоторое время был заброшен, а в 1805 г. его фонды переданы Иркутской гимназии. В разных населенных пунктах сибирского региона отдельные и очень немногие лица без связи, поддержки и в совершенном одиночестве (иногда в течение всей жизни) вели личную работу по исследованию края: создавали летописи‑дневники, проводили метеорологические наблюдения, собирали коллекции «диковин» и «редкостей», изучали местные наречия, регистрировали движение цен на рынке и проч. Большую роль в развитии сибирского краеведения сыграли Вольное экономическое (с 1765) и – особенно – Русское географическое общество (с 1845). В 1851 г. был открыт Сибирский отдел Русского географического общества (СОРГО), который к концу первого года работы объединил 105 человек и в течение 25 лет был единственной краеведческой организацией по всей Сибири – от Урала до восточных окраин страны. Одним из первых печатных произведений, выпущенным СОРГО, была «Программа для описания округов», т. е. методическое пособие для местных краеведов. Направление краеведческих работ зачастую зависело от деятельности политических ссыльных, а также от отношения к этому сибирских генерал‑губернаторов. Огромное значение имело финансирование исследовательских работ: долгое время единственным путем получения государственной (казенной) субсидии были отделы Географического общества, позднее деньги направлялись на изыскательские работы вдоль линии железной дороги, на работы переселенческих организаций (почвенно-ботанические исследования). Собирательская деятельность отделов РГО привела к созданию ряда сибирских музеев (в Иркутске, Омске, Барнауле и др.).

Необычно быстрый рост Новониколаевска привлекал к себе внимание еще на ранней стадии его развития, тогда же можно отметить и возникновение интереса к истории города. Появляются первые краеведческие издания: «Альбом видов Ново-Николаевска» (1904), «Годовщина г. Ново‑Николаевска» (1905), «Справочник по городу Ново-Николаевску» (1912), выпущенные в типографии Н.П. Литвинова[7].

 Краеведческая работа в городе заметно активизировалась после создания в 1913 г. Новониколаевского отдела «Петербургского общества изучения Сибири и улучшения ее быта». К этому времени относится организация кружков, проводятся экскурсии. Общество привлекало в свой состав представителей крупной буржуазии, за счет чего и финансировалось.

В революционные, полные неопределенности, ожидания и тревоги дни сентября 1917‑го «сознательная группа жителей» подала в городское Народное собрание заявление о защите важного археологического объекта, в котором говорится: «…В конце Самарской улицы, на р. Каменке выходит мыс, называемый «Городище». На этом мысу была крепость древних жителей Сибири, от которой сохранились контуры окопов и вал. «Городище» представляет большой интерес в археологическом отношении […] В настоящее время варвары нахаловцы уничтожают памятник седой старины: валы крепости раскапываются, контуры окопов планируют и возводят на «Городище» самовольные жилые постройки […] Помимо той скорби, которую вызывает разрушение хулиганами памятника седой старины, нас беспокоит нарушение в жизни города законности и порядка, учиняемое обнаглевшими мерзавцами, превратившими долгожданную свободу в анархию…» Уже тогда горожане верно оценивали последствия беспамятства: «Безнаказанное самоуправство […] приносит городу страшный вред как с материальной, так и с моральной стороны, с чем не в далеком будущем […] придется считаться…»[8]

В первые годы советской власти достаточно быстро произошло качественное изменение содержания краеведческого движения: из формы научной деятельности оно становится массовым научно‑культурным, достаточно быстро набирает силу любительское краеведение.

В 1921 г. в Новониколаевске был организован Сибирский (основной) филиал по исследованиям Сибири Сибирского отдела народного образования (еще один – Восточно‑Сибирский существовал в Иркутске). Руководили филиалами Наукомы, в составе которых были два отдела – музейное и экспедиционно‑исследовательское. С 1922 г. музеи стали самостоятельными учреждениями в ведении Главнауки, а краеведческая исследовательская работа была закреплена за рядом государственных, хозяйственных и общественных организаций. Поворот исследовательской работы в сторону обслуживания практических нужд нового общества открыл широкий доступ в краеведческие организации просвещенцев (секции школьного краеведения) и молодежи национальных окраин; стала оказываться методическая помощь и консультационное содействие низовым краеведческим организациям (кружкам, клубам); организовывались массовые походы по изучению природных ресурсов для использования их в хозяйстве края. Там, где краеведческие организации не имели квалифицированных кадров, в глубинках, развертывались простейшие формы краеведческой работы: монографическое описание села, колхоза, отдельного района (например, маслянинские краеведы составили описание своего района). Наряду с экспедиционными (практическими), планировались и академические научные работы – на актуальные народнохозяйственные темы.

Еще в начале XX в., после введения в школьную программу экскурсий, школьное краеведение получает широкое развитие. Но дореволюционная школа не знала ни одного учебника, полностью построенного на краеведческом материале: школы работали, используя учебники центральных издательств; в них краеведческий материал, если и был представлен, то в качестве необязательного (факультативного) приложения. Лишь несколько книг могли быть использованы в качестве учебного материала в школах Сибири. С 1925 г. в Новосибирске развернулась активная краеведческая издательская деятельность: выпущена серия «В помощь сибирскому краеведу» (Бюро краеведения Общества изучения Сибири и ее производительных сил издавало до 15 выпусков разнообразных программ), выходят учебники на местном материале, хрестоматии, учебно‑методические материалы, программы‑инструкции, серии стенных таблиц и др. Много краеведческого материала печатают журналы «Просвещение Сибири», «Товарищ», «Сибирские огни», «Агитатор», «Жизнь Сибири» и др. В публикациях 1920–30‑х гг. вопросы истории Новосибирска рассматривались, в основном, без привлечения архивных материалов; преобладали издания справочного характера, в которых цифры и факты по дореволюционному развитию давались выборочно, в сравнении с показателями, достигнутыми после 1917 г. и показывающими преимущества нового строя.

1924–1926 гг. имели большое значение в развитии краеведения в первую очередь тем, что были созданы выборные Бюро краеведения – для объединения местных общественных и научных организаций по вопросам изучения края. Ими был проведен ряд краеведческих съездов и конференций.

В 1925 г. в Новосибирске возникла организация, которая на короткое время стала центральной для Сибири – Общество изучения Сибири и ее производительных сил. Общество объединяло не только научные силы, но опиралось и на массовое краеведческое движение. Важнейшим событием для сибирского краеведения явился I краевой научно‑исследовательский съезд (Новосибирск, 1926 г.), на котором были подведены итоги и намечены перспективы изучения края и пути объединения научно‑исследовательских сил. Обществу были поручены функции сибирской ассоциации краеведческих и научно‑исследовательских организаций. В члены этой ассоциации вошли все сибирские краеведческие организации и музеи. Устав, принятый Обществом, предусматривал и персональное членство.

Вопросам массовой краеведческой работы была посвящена и сессия Сибирского Бюро краеведения 1929 г. (Новосибирск). Она рассмотрела вопросы организации и содержания массовой краеведческой работы в городе и деревне, меры по охране памятников природы, старины и искусства. Для выработки методов организации массовых форм краеведческой работы и консультаций в Новосибирске даже планировалось открыть Научно‑исследовательский институт краеведения, но…

В 1931 г. Общество изучения Сибири и ее производительных сил было ликвидировано. В 1932 г. в городе было создано Общество краеведения Западной Сибири, явившееся преемником предыдущей организации в области изучения края.

К началу 30-х годов XX века все историко-культурное краеведение в стране было подавлено жесткой централизацией, объявлено «гробокопательско‑архивным» и «реакционным». Краеведение, опирающееся на индивидуальное творческое начало, идеи преемственности культурного развития и понятия общечеловеческих ценностей, было чуждо системе командно‑бюрократического руководства. Виднейшие из краеведов были репрессированы, издания прекращены и запрятаны в спецхраны, многие краеведческие объединения прежнего типа и музеи закрыты. Вот тогда‑то, по существу, и прервались связи с «большой наукой».

Но в целях рационального использования ресурсов и дальнейшего развития края и всей страны в целом просто необходимо было решать задачи научно-практического изучения природы и жизни населения восточных районов. Этим и занимались местные краеведы.

В период Великой Отечественной войны краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны, поддерживали патриотический дух населения, вместе со всеми работая на победу. Наиболее яркими событиями в эти тяжелые годы в Новосибирске были: юбилейная выставка, раскрывающая историю города со дня основания, и сбор материалов для книги о городе – в связи с чем было проведено совещание старожилов (1943 г.).

В 1946 г. в Новосибирске создан отдел Всесоюзного Географического общества, который способствовал возрождению интереса к краеведению в 1950–60‑е гг. Именно тогда очередной толчок получает библиотечное краеведение, активную краеведческую работу ведут высшие учебные заведения Новосибирска. Тема «Наша область (край)» введена как самостоятельный раздел в учебные программы по ряду дисциплин (физическая и экономическая география, история). Краеведческий материал занимает важное место в преподавании русского языка и литературы, других предметов. Школьное краеведение приобретает подлинно массовый характер: музеи, комнаты боевой и трудовой славы, отряды «Красных следопытов», походы по местам боевой и трудовой славы, кружки по изучению родного края; работают клубы юных краеведов, проводятся школьные туристско-краеведческие экскурсии, учащиеся одной из школ Сузунского района издают журнал «Родной край»...

Основную силу местных обществ по охране природы, памятников культуры и искусства составляют краеведы‑любители, круг интересов которых носит комплексный характер. Ценные материалы выявляют и собирают участники многочисленных походов по родному краю. Большую помощь общественному краеведению оказывают Фонд культуры, Географическое общество, Общество «Знание» и другие организации.

Краеведы, используя личные впечатления и опубликованные материалы, создают очерки о самых разных событиях из жизни Новосибирска. Тогда же начинают описывать и ставить на государственную охрану памятники истории и культуры города, составлять описание памятников письменности, хранящихся в музеях, издавать истории фабрик, заводов и др. Активную выставочную деятельность проводит краеведческий музей, приобретают массовый характер народные музеи. С 1960 г. функционирует секция школьной географии и краеведения при Новосибирском отделении Всесоюзного Географического общества.

В 1961 г. в Новосибирске была проведена первая областная конференция краеведов. К середине 1960-х годов становится ясно, что усилия отдельных организаций и краеведов-любителей необходимо объединить: пришло время создать в городе областной руководящий краеведческий центр. Но такового центра не появилось.

Новый подъем краеведческого движения в городе становится заметен в конце 1980‑х годов. Жизнь страны в постсоветских условиях изменила отношение к краеведению, заставив обратиться к тем его сторонам, которые раньше исследовались и изучались фрагментарно, любительски, с оглядкой, «для себя». Сам объект изучения – Новосибирск и область ранее рассматривался как составная часть Сибири; особой роли изучению их индивидуальной истории не придавалось – город достаточно молод, а область – типичная «российская глубинка». В условиях увеличения самостоятельности отдельных территорий, степени их самобытности, изменилось и отношение к изучению истории и культуры так называемой «российской провинции». Теперь взгляд на Сибирь в целом происходит через изучение роли и места Новосибирска среди остальных составляющих региона. Произошли также перемены поисково-тематических возможностей гуманитарных наук (усилился интерес к изучению повседневного, социальной психологии, микроистории отдельных поселений, семей и проч., стал более свободным доступ к спецхранам архивов и библиотек). Возродился интерес к генеалогии, с которой во всем мире теснейшим образом соприкасается краеведение; возобновилась работа по изучению кладбищ и составлению справочников по ним.

Краеведческая тематика отражена в работе институтов СО РАН, отраслевых научных и многих других учреждений. Обобщая и используя материалы, собранные общественными организациями и отдельными любителями, библиотеки, музеи и институты создают экспозиции, составляют каталоги и справочники, выпускают сборники трудов – помогая краеведам общественникам в выборе тем и направлений в изучении истории края. Очагами краеведческой работы в области становятся даже некоторые сельские школы, организуя музеи сел, практикуя создание их «Летописей». Краеведческую работу проводят и туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Составной частью государственного краеведения по-прежнему является библиотечное краеведение, в рамках которого ведется большая краеведческая библиографическая работа. Активизируется книгоиздательская деятельность, книги и брошюры по истории края, области, отдельных ее городов становятся все более многообразными. Читателя уже не удовлетворяют издания только рекламного или подарочного типа. В практику входят подготовка оригинальных по замыслу путеводителей и справочников, в основе которых – многолетняя изыскательская работа в архивах, музеях, библиотеках.

Развитие постсоветской исторической науки постепенно сгладило «неравноправность» истории и краеведения. Изучение истории Новониколаевска‑Новосибирска историками‑учеными дополняется любительскими краеведческими изысканиями – все это восполняет пробелы, до сих пор существующие в отношении многих имен, фактов в жизни города. Значительно бóльшую поддержку, чем ранее, все это находит у руководителей администрации города и области.

В марте 1990 г. в г. Новосибирске состоялись первые общественные краеведческие чтения, после которых началась разработка программы и устава местной краеведческой организации, намечен план проведения вторых чтений.

«В наше время при Всероссийском фонде культуры вновь создаются общественные краеведческие объединения […] Несравнимо широк их [любителей-краеведов – А. Ю.] краеведческий кругозор, а собранные ими великолепные коллекции заслуживают обнародования и всеобщего признания. […] Задача возрождения общественных краеведческих организаций состоит в объединении уcилий краеведов – почитателей родного края […]»[9].

В декабре 1995 г. проводится I областная научно-практическая конференция «Страницы истории Новосибирской области: люди, события, культура» – краеведческая по сути. На ней было прочитано 135 докладов, которые вошли в сборник в 2-х частях, изданный в Москве. Ниже приводится развернутая цитата из выступления на конференции доктора исторических наук Л.М. Горюшкина[10].

«В будущем предстоит, во-первых, всемерно расширять источниковую базу, организовать запись воспоминаний, сбор писем, фотографий и других материалов, выявлять новые факты и имена.

Во-вторых, необходимо показать экономическое, транспортное и культурное влияние города на округу, роль сельских жителей в формировании населения Новосибирска. Важно также раскрыть его региональные, российские и международные взаимосвязи.

В-третьих, больше внимания уделять людям, простым гражданам города, отдельным семьям, участникам Отечественной войны, судьбам репрессированных.

В-четвертых, исследовать современное положение города, трудности, через которые проходим, проявление в городе экономического и политического кризиса, переживаемого страной, поиски выхода из него, то новое, что пришло с демократией.

В-пятых, подготовить обобщающий монографический труд по истории Новосибирска за весь период его существования.

Менее изучена история Новосибирской области, хотя и здесь имеются успехи, относящиеся преимущественно к ранним этапам, когда речь шла не об области, а о примерной территории, которую она нынче занимает…

[Итоги и деятельность конференции – А. Ю.] призваны стимулировать развитие краеведческой работы в Новосибирске и области, вовлечь в нее широкие массы учителей и учащихся, преподавателей и студентов вузов, работников архивов, музеев, библиотек, прессы, радио и телевидения. […] Без краеведов живую историю не написать.

…Развитию краеведческой работы могут способствовать деятельность Совета краеведческой организации, избранного на конференции, по выявлению существующих и созданию новых ячеек краеведов, организация кафедры краеведения на историческом факультете Новосибирского государственного педагогического университета…

Главное же заключается в практической работе сельских краеведческих ячеек по истории своих населенных пунктов и отдельных семей, сбору сведений о героях Великой Отечественной войны, городских – по написанию истории предприятий и учреждений, созданию общественных музеев, записи воспоминаний и других дел, подсказанных самой жизнью. Деятельность Ассоциации краеведов Новосибирской области будет более успешной при наличии печатного органа как организующего и объединяющего центра… Новосибирская область – одна из немногих, не имеющая такого печатного органа, и это отрицательно сказывается на состоянии краеведения. Без финансовой поддержки областной администрации и мэрии Новосибирска (по крайней мере, на первых порах) приступить к изданию альманаха вряд ли возможно…

Большая потребность в подготовке указателя литературы и опубликованных материалов о Новосибирской области…

Я обращаюсь к представителям прессы, радио и телевидения с предложением чаще и больше рассказывать о деятельности краеведов, в занимательной форме освещать историю Новосибирска, населенных пунктов и области в целом, воспитывать уважение к нашему историческому и культурному прошлому, взвешенное и бережное к нему отношение»[11].

Начало XXI века было ознаменовано всплеском активности в создании краеведческой продукции, зачастую неравноценной и требующей проверки достоверности изложенных в ней фактов.

В 2001 г. в Новосибирске прошла региональная историко-краеведческая конференция «Новосибирская область в контексте российской истории».

«Конференция продемонстрировала серьезный потенциал новосибирского краеведения, но одновременно ярко обнажила его болевые точки […] отставание краеведческой работы в нашей области по сравнению с другими сибирским регионами.

Важнейшая проблема состоит в том, что несмотря на относительную многочисленность краеведческого движения, несмотря на заметный рост общественного интереса к региональной тематике, краеведы – чрезвычайно разделенное, «раздробленное» сообщество. Причин этому много – это и разнообразие самогó краеведения (историческое, географическое, экологическое и др.), и ведомственная разделенность работников, и отсутствие координирующего центра и областного краеведческого издания, в то время как в некоторых областях таких журналов даже несколько. Издание остро необходимо. Важно, чтобы и существующие региональные СМИ уделяли больше внимания краеведческой тематике. Эти предложения отражены в постановлении конференции.

Одной из целей форума было, обозначив круг и интересы людей, занимающихся краеведением (в самом широком смысле этого термина), активизировать их связи и помочь взаимным контактам и общей работе. Было принято решение проводить региональные историко-краеведческие конференции ежегодно […]»[12].

Новосибирский Союз краеведов

Как видим, идея о необходимости объединения разобщенных сил краеведов озвучивалась на различных совещаниях специалистов и энтузиастов краеведения с шестидесятых годов прошлого века. Поэтому предложение журналистов, пишущих на темы исторического наследия, о созыве единомышленников для обсуждения данного вопроса нашло активную поддержку в Управлении общественных связей мэрии. Первая встреча состоялась 26 октября 2004 г. Были приглашены историки, писатели, директора музеев, педагоги, журналисты, работники библиотек. Разговор шел о сохранении историко‑культурной среды, об использовании музейных фондов для патриотического воспитания юных поколений, о создании единого центра (или фонда), координирующего эту работу.

Вторая встреча состоялась в мэрии 3 декабря 2004 г. Правление областной организации Союза журналистов России выступило с инициативой создания музея Великой Отечественной войны методом народной стройки, на средства новосибирцев (подобно тому, как в городе строился Дом Ленина). Однако взвесив и реально оценив экономические возможности и материальное положение большинства жителей, от этой идеи отказались. Но создание организующего краеведческого центра было признано всеми своевременным и необходимым.

Новая городская общественная организация – Новосибирский Союз краеведов – была зарегистрирована 1 февраля 2005 г. Стать его коллективными учредителями выразили желание педагогические коллективы школ, где действуют музеи: областная школа‑интернат № 1, школа № 3 имени Б. Богаткова, школа № 82. Физическими учредителями стали журналисты Т.И. Петрова, А.П. Домрачев, краеведы‑профессионалы А.Н. Юмина, Н.И. Левченко, педагоги Т.В. Прилепская, Т.В. Музыченко, краеведы‑общественники В.П. Капустин, А.С. Ваганов. Председателем правления Новосибирского Союза краеведов была избрана Т.И. Петрова.

Главная задача новой организации состояла в объединении усилий краеведов в изучении своего края, изменении негативного отношения со стороны академической науки к массовой (общественной) краеведческой деятельности, переходе от макроистории к микроистории, гуманизации исторической науки.

Не менее важными задачами являлись составление Реестра всех музейных коллекций города и их независимая общественная историко-культурная экспертиза; создание летописей предприятий и учреждений (а применительно к области – городов и поселков), запись устных воспоминаний старожилов; масштабные выставки народного творчества, составление сводных каталогов краеведческой книги, периодической печати прошлых лет, фотографий и почтовых открыток в библиотеках города и личных коллекциях; создание сводной ЭБД разрозненных краеведческих ресурсов города (а затем – области); разработка маршрутов экскурсионного и лекционного обслуживания разных слоев населения и многие другие задачи.

Уже в первый год своей жизни – в 2005‑м – Союз стал одним из победителей конкурса социально значимых инициатив и получил грант мэрии на проект создания электронного музея «Народная память». Проект был рассчитан на долгосрочную работу по сбору информации о музейных экспозициях города, личных фондах новосибирцев, воспоминаниях старожилов, участников войн и тружеников тыла. На деньги этого гранта была приобретена компьютерная техника. К сожалению, в реальности этого проекта пока не существует.

В 2006 г. Союз краеведов получил второй грант – на издание аннотированного справочника «Музеи Новосибирска»[13]. Книга вышла в свет в конце 2006 г. В том же 2006‑м Союз подготовил и выпустил две семейные истории «Одна капля в океане жизни»[14] и «Мы казачьего корня дети»[15], в 2007 г. – «Страницы моей жизни»[16], в 2013 г. (уже после роспуска Союза) вышла еще одна книжка из серии «Библиотека “Народная память”» – «Сонечка»[17]. Мы привыкли к мемуарам знаменитых артистов, писателей, военачальников, рассказах о выдающихся родах и семьях, но оказалось, что не менее интересны и поучительны истории простых российских семей.

В апреле 2006 г. на заседании Клуба юных историков, организованном Союзом краеведов и обществом историков‑архивистов, старшеклассники отмечали 100-летие со дня выхода в Новониколаевске первой газеты «Народная летопись». В связи с такой знаменательной для города датой два творческих Союза – Союз журналистов и Союз краеведов обратились с ходатайством в мэрию Новосибирска об увековечении памяти первого издателя нашего города – Н.П. Литвинова. В 2007 г. согласие на установку памятника получено. Создан и одобрен макет памятника, но он так и остался в макете.

В 2007 г. началась работа над первым выпуском краеведческого альманаха «Народная память»[18]. В него вошли материалы по истории Новониколаевска‑Новосибирска на протяжении столетия. Воспоминания старожилов, с которыми пришлось встречаться в процессе работы над альманахом, определили его название. Основные разделы (рубрики): Исследования. Поиск; Будем помнить; Семейные архивы; Дебют юных историков; Музеи: время и люди; Книги. Библиография.

В 2008 г. Союзом краеведов совместно с Фондом Литвинова и на деньги коллекционера Станислава Алексеевича Савченко выпущены первые краеведческие каталоги видов Новониколаевска‑Новосибирска первых лет его существования «Каталог открытых писем с видами г. Ново‑Николаевска, изданных Н.П. Литвиновым»[19] и «Каталог открыток И.С. Моторина с видами г. Новосибирска»[20]. В ноябре 2008 г. состоялась презентация настенного календаря «Такой далекий, но знакомый» – старый Новосибирск глазами юных художников.

Союз краеведов работал в содружестве с областным архивом, обществом историков‑архивистов. Проводились краеведческие встречи со школьниками и практические семинары, сбор и обработка воспоминаний ветеранов, индивидуальные консультации для тех, кто пишет семейные истории. Краеведы выезжали в Бердск, Искитим, Тогучин, Колывань, чтобы стимулировать интерес к изучению края у молодого поколения; проводили беседы в областном музее истории образования, в вузах и школах Новосибирска, встречались с читателями в библиотеках, организовывали слеты, выставки, конкурсы, семинары.

Совместно с Новосибирским отделением Российского общества историков‑архивистов правление Союза краеведов активно участвовало в подготовке и проведении ежегодных областных конференций историков, где работала юношеская секция. Не одну сотню рефератов представили за это время школы Новосибирска и области, показав огромную заинтересованность в изучении прошлого нашего Сибирского края, своей малой родины. Лучшие рефераты были опубликованы в выпуске альманаха «Народная память» и двух выпусках «Новосибирском архивном вестнике» (информационно-методического бюллетеня комитета государственной архивной службы администрации Новосибирской области).

За время работы совместно с Союзом журналистов, Обществом историков-архивистов, Центром новосибирской книги и энтузиастами со стороны выпущены книги воспоминаний участников войны и тружеников тыла («С судьбой страны неразделимы»[21]; «Сибирские страницы Великой Отечественной»[22]; «Под небом военного времени»[23] (документальные повести детей войны); сборник стихов сибирских поэтов «9 мая, День Победы»[24]; книга об истории новосибирского завода ПО «Север» (бывший «Химаппарат»)[25]. Был выпущен сборник воспоминаний журналистов о своей профессии «Сословие людей государственных»[26], опубликованы статьи и снимки на темы краеведения в газетах «Советская Сибирь», «Вечерний Новосибирск», в «Календарях знаменательных и памятных дат по Новосибирской области», в сборниках, журналах и книгах.

Ко дню города (июнь 2005 г.) нашими краеведами – художником В. Куриловым и журналистом В. Тарасовым была сделана фотовыставка «Новосибирский арсенал. 1941–1945» – о предприятиях, работавших на оборону. Подготовлен набор открыток по материалам фото-художественной выставки В. Курилова «Новосибирск в прошлом и настоящем», а сама выставка экспонировалась в краеведческом музее и в Доме журналистов.

Мы установили творческие связи с советами ветеранов, работниками библиотек и музеями города; участвовали в создании и открытии музея в школе № 76, где во время войны был госпиталь; подготовили комплекты фотографий для музея «Ленинградская блокада» (в Новосибирске существует общество «Блокадник») и для музея Н.С. Симакова, руководителя русского центра Бухенвальдского подполья; провели более десятка встреч со школьниками.

Вся деятельность Новосибирского Союза краеведов велась на общественных началах, но, к сожалению, в существующей налоговой системе не предусмотрены такие общественные организации (которым не в чем отчитываться перед налоговой службой). Требования регулярных объемных отчетов (с одними прочерками), угрожающие письма привлечь к уголовной ответственности, оплата штрафов приводили к бессмысленным объяснениям и расходам. Поэтому правление Союза краеведов от такого унизительного существования в налогово‑правовом поле отказалось, завершив работу в 2011 г.

Минувшие восемь лет (2004–2011 гг.) не прошли бесследно. Краеведческие контакты разных профессиональных сообществ окрепли, удалось найти новые формы работы, оживить интерес к исследованию нашего прошлого, усилить внимание к проблемам сохранения историко-культурного наследия, привлечь в краеведческое содружество молодое поколение. Значит, Новосибирский союз краеведов свою задачу выполнил. Материалы о деятельности Союза принял на хранение Государственный архив Новосибирской области.

Но новосибирские краеведы по‑прежнему чрезвычайно разделенное, «раздробленное» сообщество. Не существует Совета краеведческой организации или Ассоциации краеведов Новосибирской области, остро необходим областной краеведческий печатный орган. Пока же Новосибирская область по сравнению с другими сибирским регионами в краеведческом отношении выглядит бледновато.

Литература

1. Анциферов, Н.П. Из дум о былом: воспоминания. – Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Культурная инициатива, 1992. – 512 с. : 16 л. ил.

2. Беглова, Е.В. Рязанское краеведческое движение в конце 1920-х – 1930-е годы: взлет и разгром [Электронный ресурс] // Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ist-konkurs.ru/raboty/2008/1104-ryazanskoe-kraevedcheskoe-dvizhenie-v-kontse-1920-kh-1930-e-gody-vzlet-i-razgrom (дата обращения 19.05.2016).

3. Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области: сб. науч. тр., посвящ. 60-летию Новосиб. обл. / Под ред. Л.М. Горюшкина, В.А. Зверева. – Новосибирск, 1997. – 222 с.

4. Журавлев, В. Чтобы почерпнуть силы // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. – 2001. – № 27. – 6 июля. – С. 20.

5. Журавский, А. Современное церковное краеведение и его роль в воссоздании церковно-исторической науки [Электронный ресурс] // Русская линия : православ. информ. агентство. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=302308 (дата обращения 16.05.2016).

6. Зарождение и становление краеведения в России (18 – нач. 20 в.) [Электронный ресурс] // Студопедия : ваша школопедия. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://studopedia.ru/10_133167_zarozhdenie-i-stanovlenie-kraevedeniya-v-rossii-nach-vv.html (дата обращения 18.05.2016).

7. Корсаков, С.Н. Краеведение – комплексное воспитание человека [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.lfond.spb.ru%2Fprograms%2Fhistory%2Fletters%2Fdocs%2FKorsakov.doc&name=Korsakov.doc&lang=ru&c=573c116a6ef2 (дата обращения 17.05.2016).

8. Краеведение // Сибирская советская энциклопедия. – Новосибирск, 1931. – Т. 2. – Стб. 976–998.

9. Краеведение, его разновидности и история развития в России [Электронный ресурс] // Энциклопедия экономиста. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/kraevedenie.html (дата обращения 17.05.2016).

10. Курочкина, Е.Ф. Из истории науки в Сибири: (сиб краеведение в 1920–1928 гг.) / Е.Ф. Курочкина, В.Л. Соскин // Известия СО АН СССР. – 1965. – № 1. – С. 65–72.

11. Лексин, Ю. Первый перелом: [по материалам беседы с С.О. Шмидтом, В.Ф. Козловым, С.Б. Филимоновым о разгроме краеведения на рубеже 1930-х гг.] // Знание – сила. – 1988. – № 11. – С. 66–75. – То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fpki.botik.ru%2Farticles%2Fp-smirnov1988znanie-sila.pdf&name=p-smirnov1988znanie-sila.pdf&lang=ru&c=573d95164280&page=1

12. Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. – М., 2000. – С. 159–173. – То же: [Электронный ресурс]. – http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm (дата обращения 17.05.2016).

13. Лихачев, Д.С. Любить родной край // Отечество: краеведч. альм. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 7–11. – То же: [Электронный ресурс]. – http://annales.info/other/ot1_pred.htm (дата обращения 17.05.2016).

14. Маслова, А.Н. За работой «дедушки-краеведушки»: [о первых итогах работы Новосиб. Союза краеведов] // Хроники краеведа. – 2008. – № 4. – С. 30–32: портр.

15. Маслова, А.Н. Краеведение и библиотека: [сб. ст.]. – СПб., 2010. – 368 с.

16. Первая областная научно-практическая конференция краеведов «Страницы истории Новосибирской области: люди, события, культура»: тез. докл. и сообщ. – Ч. I–II. М., 1995.

17. Петрова, Т.И. С Днем рождения, Союз краеведов! // Новосибирский журналист. – 2005. – 14 апр. – С. 16: портр.

18. Новосибирский Союз краеведов: справка [о работе в 2005–2011 гг.]. – Новосибирск, 2016. – 2 с. – Машинопись.

19. Рашковский, А.Л. История и методология краеведения // Архивное дело : [авт. сайт Е. Антушевой]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.1archive-online.com/archive/rushkovsky/kraevedenie.htm (дата обращения 17.05.2016).

20. Риммер, Э.П. Череповецкое краеведение в 1917–1937 годах [Электронный ресурс] // Череповец: краеведч. альм. (Вологда, 1999. Вып. 2). – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/2ch/ere/pov/ets/6.htm (дата обращения 19.05.2016).

21. Седельникова, Н.А. Современное состояние и проблемы изучения истории областного краеведения // Омский научный вестник. – 2009. – № 5 (81). – С. 38–41. – То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///E:/Downloads/sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-izucheniya-istorii-oblastnogo-kraevedeniya%20(1).pdf (дата обращения 18.05.2016).

22. Сухарев, К. Краеведческие чтения начинаются // Совет. Сибирь. – 1990. – 12 марта. 

23. Центральное   бюро   краеведения [Электронный ресурс] // Википедия : свобод. энцикл. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Центральное_бюро_краеведения (дата обращения 18.05.2016).

24. Шелегина, О.Н. Краеведение // Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2009. – Т. II. – С. 161–165. – То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/kraevedenie (дата обращения 17.05.2016).

25. Шмидт,   С.О. Без краеведения нет России! // Мир библиографии. – 1999. – № 1. – С. 2–11.

26. Шмидт, С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество : краеведч. альм. – 1990. – Вып. 1. – С. 11–28.

27. Шмидт, С.О. Краеведение // Российская цивилизация: энцикл. слов. – М., 2001. – С. 130–134.

28. Шмидт, С.О. Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено // Памятники Отечества. – 1989. – № 1. – С. 12–18.

29. Шмидт, С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992. – 88 с.

30. Шмидт, С. Речь идет о сохранении России как России [Электронный ресурс] // Россия навсегда : народ. ведомости. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://rossiyanavsegda.ru/read/997/ (дата обращения 18.05.2016).

31. Язвин, В. Конференция краеведов // Вечер. Новосибирск. – 1961. – 9 мая.


[1] Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (https://ru.wikipedia.org/wiki/Лихачёв,_Дмитрий_Сергеевич).

[2] Сигурд Оттович Шмидт (1922–2013) – советский и российский историк и краевед, академик РАО (https://ru.wikipedia.org/wiki/Шмидт,_Сигурд_Оттович).

[3] Николай Павлович Анциферов (1889–1958) – советский культуролог, историк и краевед (https://ru.wikipedia.org/wiki/Анциферов,_Николай_Павлович).

[4] Сергей   Федорович   Ольденбург (1863–1934) – востоковед, один из основателей русской индологической школы, академик, непременный секретарь Академии наук в 1904–1929 годах, один из лидеров партии кадетов, член Государственного совета (1912–1917), министр народного просвещения Временного правительства (1917) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ольденбург,_Сергей_Фёдорович).

[5] Франц Николаевич Кличка (ок. 1730–1786) – генерал-поручик, иркутский, новгородский и орловский губернатор (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кличка,_Франц_Николаевич).

[6] Эрик (Кирилл) Густавович Лаксман (1737–1796) – российский ученый и путешественник шведского происхождения; химик, ботаник, географ (https://ru.wikipedia.org/wiki/Лаксман,_Эрик).

[7] Николай Павлович Литвинов (1865–1937) – новониколаевский предприниматель, журналист, газетный и книжный издатель, общественный деятель, сыгравший значительную роль в истории города (https://ru.wikipedia.org/wiki/Литвинов,_Николай_Павлович).

[8] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 244. Л. 8–9.

[9] Сухарев К. Краеведческие чтения начинаются // Совет. Сибирь. – 1990. – 12 марта.

[10] Леонид Михайлович Горюшкин (1927–1999) – российский историк, директор Института истории Сибирского отделения АН СССР (1991–1998), доктор исторических наук (https://ru.wikipedia.org/wiki/Горюшкин,_Леонид_Михайлович).

[11] Горюшкин Л.М. Знать историю малой родины // Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области. – Новосибирск, 1997. – С. 5–13.

[12] Журавлев В. Чтобы почерпнуть силы // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. – 2001. – № 27. – 6 июля. – С. 20.

[13] Музеи Новосибирска : аннот. справ. / ред.-сост. Т.И. Петрова. – Новосибирск, 2006. – 139 с. : [8] л. цв. ил. – Библиогр.: с. 135–138.

[14] Львова М.Д. Одна капля в океане жизни : (о времени и о себе) / ред. Т.И. Петрова. – Новосибирск, 2006. – 46 с. : [4] л. ил. – (Б-ка музея «Народная память»).

[15] Федорова Л.В. Мы казачьего корня дети / ред. Т.И. Петрова. – Новосибирск, 2006. – 67, [1] с. : [8] л. фот. – (Б-ка музея «Народная память»).

[16] Юмин Н.А. Страницы моей жизни / ред. Т.И. Петрова. – Новосибирск, 2007. – 91, [2] с. : [8] л. ил. : 1 л. портр. – (Б-ка музея «Народная память»).

[17] Юмина С.Г. Сонечка / [ред. Т.И. Петрова]. – Новосибирск, 2013. – 60 с., [4] л. фот. – (Б-ка «Народная память»).

[18] Народная память : альманах / Новосибирская городская общественная организация «Союз краеведов Новосибирска»;  ред.-сост. Т.И. Петрова. – Новосибирск, 2010. – 158 с. : ил.

[19] Каталог открытых писем с видами города Ново-Николаевска, изданных Н.П. Литвиновым : из собр. С.А. Савченко / сост. С.А. Савченко, В.П. Капустин, А.Н. Юмина]. – Новосибирск, 2008. – 57 с. : ил., портр. – На обл. загл.: Ново-Николаевск на открытках Н.П. Литвинова.

[20] Каталог открыток И.С. Моторина с видами города Новосибирска : из собр. С.А. Савченко и арх. И.С. Моторина / сост.: С.А. Савченко, В.П. Капустин, А.Н. Юмина]. – Новосибирск, 2010. – 59 с. : ил. – Загл. обл.: Каталог фотографий Ивана Моторина.

[21] С судьбой страны неразделимы : [сб. воспоминаний] / [ред. Т.И. Петрова]. – Новосибирск, 2005. – 157 с. : ил., портр.

[22] Сибирские страницы Великой Отечественной : посвящ. 60-летию Победы, героич. подвигу совет. воинов и тружеников тыла / ред.-сост. Т.И. Петрова. – Новосибирск, 2005. – 297, [5] с. : ил.

[23] Под небом военного времени : воспоминания новосибирцев. – Новосибирск, 2006. – 182, [9] с. : цв. ил. – (Будаговская б-ка). В книге – документальная повесть Т.И. Петровой «Детство поднималось над бедою».

[24] День Победы, 60 лет : [поэтич. сб. / сост.: Ю.А. Огурцов, А.П. Совенко]. – Новосибирск, 2005. – 65, [2] с. : ил. В книге – стихи Т.И. Петровой.

[25] Завод, люди, судьбы : полвека в ядер. индустрии России: [произв. об-ние «Север». 1955–2005] / авт.-сост. В.Н. Тарасов; ред. Т.И. Петрова. – Новосибирск: ЦЭРИС, 2005. – 277, [2] с.: ил., [12] л. ил.

[26] Сословие людей государственных : [очерки сиб. журналистов о времени и о себе] / [ред.-сост.: Т.И. Петрова]. – Новосибирск, 2010. – 318 с. : ил., портр.

Количество просмотров: 23169  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы