Личность Петра I

 
 

Гонтаренко Лилия Игоревна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Личность Петра I

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Выявить факторы, оказавшие влияние на характер личности Петра I, его будущие преобразования.

Задачи урока:

1. Образовательные:

– знать основные даты (1682, 1689, 1697–1698 гг.);

– характеризовать события, повлиявшие на личность Петра I;

– определять черты характера Петра I;

– объяснять мотивы действий исторических личностей.

2. Развивающие:

– систематизировать свои знания в форме таблицы;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– работать с историческими документами, анализировать их;

– работать с картинами как источником;

– выдвигать гипотезы;

– давать собственную оценку факторам, повлиявшим на формирование личности Петра I;

3. Воспитательные:

– способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, настойчивости и упорства на примере деятельности Петра I;

– закрепить представление о том, что многое в жизни человека зависит от его характера и воспитания.

План изучения материала:

  1. Стрелецкий бунт.
  2. Личность Петра.
  3. Великое посольство.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: привлечь внимание обучающихся, поставить их в позицию сопереживания Петру I

Внимательно рассмотрите иллюстрацию на слайде. Предположите, кто изображен на картине?

Можете ли вы предположить, какие эмоции испытывает этот человек?

Какие обстоятельства могли вызвать такие сильные эмоции? Какие события могут привести вас в подобное состояние?

Работают с изображением.

Это Петр I. Он испытывает злость, страх, отвращение, ненависть.

Предположения учащихся по поводу обстоятельств.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель: активизировать мышление учащихся, определить направление деятельности обучающихся на уроке, поставить проблему, решению которой будет посвящен урок.

Подумайте, почему разные люди могут неодинаково реагировать на одни и те же события? Почему они испытывают в одних и тех же ситуациях разные эмоции?

Предположите, влияют ли черты характера правителя на проводимую им политику? Каким образом они оказывают влияние на деятельность монарха?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.

Подумайте, мог ли Петр после смерти Фёдора Алексеевича занять престол?

Почему в таком случае мы говорим о влиянии Петра на судьбу страны? Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте текст и ответьте на вопросы. (Приложение 1).

По какой причине Петр смог претендовать на власть?

Какой альтернативный вариант решения сложившейся проблемы вы можете назвать? Кто также мог претендовать на российский престол?

Потому что все люди разные, у каждого человека свои черты характера.

 

Влияют. Характер правителя отражается на его внутренней политике, на выборе методов реализации этой политики.

Личность Петра I.

Определить, как личность Петра (черты его характера) повлияла на судьбу страны.

Наследником являлся его старший брат Иван.

Наследником являлся Иван Алексеевич не способный управлять страной.

Престол могла занять Софья (но женщины не могли править страной).

Этап выявления места и причины затруднения и этап построения проекта и выхода из затруднения

Цель: определить, каких знаний недостаточно для решения проблемы.

В 1682 г. Петра в обход его старшего брата провозглашают царем.

Какими качествами должен обладать хороший правитель? Готов ли был Петр к тому, что он займет российский престол? Какими качествами необходимыми для управления страной он обладал, а каких ему было недостаточно?

Можете ли вы ответить на эти вопросы?

Что вам необходимо узнать, чтобы на них ответить? Какие факторы влияют на формирование личности?

Сегодня постараемся понять, какие факты биографии повлияли на формирование личности Петра и на проводимые им в последующем реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет.

Воспитание, образование, черты характера Петра.

Этап реализации построенного проекта.

Цель: создать условия для выявления факторов, повлиявших на становление личности Петра I.

Как вы думаете, всех ли устроил факт избрания Петра царем? Кто являлся соперником Петра в борьбе за престол?

К чему это могло привести?

Прочитайте документ (Приложение 2) и ответьте на вопросы.

О каком событии идет речь в этом документе?

Кто, на ваш взгляд, мог выступить инициатором бунта?

Можем ли мы предположить социальную группу, заинтересованную в бунте?

Назовите причину выступления этой социальной группы.

На какую группу может опереться Петр? Стрельцы являлись опорой самодержавной власти, но Петр не мог на них положиться. Перед ним стоит задача выжить и удержать власть, поэтому ему придётся полагаться на самого себя и все делать самостоятельно.

Демонстрация картин Н. Дмитриева-Оренбургского «Стрелецкий бунт 1682 г.».

Внимательно рассмотрите иллюстрацию на слайде. Какие исторические личности, социальные группы изображены на ней?

Понимаете ли вы, какое историческое событие нашло в ней отражение?

Почему женщина поднимает мальчика так высоко? Разве это не опасно?

Можете ли вы понять чувства 10-летнего мальчика, поднятого над разъяренной толпой?

Действительно, вы правы, в подтверждение можно привести слова историка: «Никогда в течение всей жизни Пётр не мог забыть этих кошмарных минут, заложив в его душу восприимчивость к страху, они в воспоминаниях воспитывали в Петре чувства, идущие рука об руку со страхом, – чувства ненависти и мести. Кровью был облит порог жизни Петра, как ртуть, подвижного мальчика, с доверием смотревшего на мир широко раскрытыми, любознательными глазами, в которых мелькнул ужас, – и эта столь много обещавшая жизнь была испорчена». (Фирсов Н.Н. Петр I Великий, московский царь и император всероссийский)

Следствием стрелецкого бунта стало установление двоецарствия: царями становятся Иван и Петр при регентше Софье до их совершеннолетия.

Как должна была отнестись к данным событиям Софья? Каким будет положение Петра?

В результате этих событий Петр с матерью уезжают в село Преображенское, где продолжается формирование его личности.

Просмотр фрагмента фильма о Петре «Романовы. Фильм третий».

В чем особенность фильма как источника?

Каким предстает Петр перед нами с точки зрения автора?

Какое образование и воспитание он получил?

Чем увлекался Петр в молодости?

Какие черты личности представляются наиболее значимыми?

Можем ли мы к уже собранным мнениям о царе сделать вывод о том, что Петр был типичным царем? Почему?

Что его отличало от его предшественников?

В 1689 г. Петр узнает, что Софья готовит заговор. Он настолько испугался, что, бросив всех в Преображенском, ускакал в Троице-Сергиеву лавру, куда к нему стали стекаться бояре и военные. Петр сообщил брату, что собирается править без Софьи и выехал в Москву. Его сестра была заключена в Новодевичий монастырь.

Петр начинает искать союзников в своей борьбе с Турцией за выход к Азовскому и Черному морю. В 1697 г. он организует Великое посольство.

Посмотрите на картины (Маклиз, Григорьев). В чем вы видите главную цель Великого посольства?

Для чего это было необходимо Петру?

Прочитайте источник (Приложение 4) и ответьте на вопросы:

С какой целью Петр организовал посольство?

Какие страны посетило Великое посольство?

По какой причине Петру пришлось прервать свое путешествие?

Не все были согласны с этим решением. Родственники Ивана и Софья были против.

К заговору.

Отвечают на вопросы по тексту. Стрелецкий бунт 1682 г. Инициатором бунта выступали Милославские, недовольные избранием царем Петра. Социальная группа стрельцы, их настроили Милославские против нового царя, они распустили слух о том, что Иван был убит Нарышкиными.

Ему приходится искать новых единомышленников.

Стрельцы, духовенство, бояре. Наталья Кирилловна Нарышкина, Петр I, ИванV.

 

Стрелецкий бунт 1682 г. Наталья Кирилловна Нарышкина демонстрирует стрельцам живых Ивана V и Петра I.

Высказывают предположения. (Страх, паника, ненависть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Негативно. Она его будет всячески отстранять от власти.

 

 

 

 

 

Субъективная точка зрения на описываемые события. Он получил недостаточное образование. Был подвержен иностранному влиянию Немецкой слободы. Привык все делать сам, занимался ремеслами.

Петр отличался от остальных монархов тем, что он предпочитал все осваивать на практике, не стеснялся заниматься ремеслами, его интересовало все иностранное. Его предшественники воспитывались в иных условиях, имели иные интересы.

Изучение ремесел.

Чтобы развить эти ремесла в России и догнать европейские страны в развитии.

Посольство было организовано для изучения наук и ремесел, распространенных в Европе. Прервать его пришлось из-за известия о стрелецком бунте.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: рефлексия достижения поставленной цели урока.

Заполнение таблицы

Факты из биографии Петра I

Следствия в контексте формирования личности

1682 г. Становится царем. Стрелецкий бунт.

Боязнь стрельцов, недоверчивость, все делает самостоятельно, болезнь.

Жизнь в Преображенском, посещение Немецкой слободы.

Увлечение ремеслами, кораблестроением, военным делом, недостаток образования, активность, любознательность.

1697–1698 гг. Великое посольство.

Воспринимает западные нормы, образ жизни. Желание изменить существующий в России строй.

 

Самостоятельно заполняют в тетрадях, затем проверяют правильность заполнения друг у друга.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: Повторить и закрепить полученные на уроке знания о факторах, повлиявших на формирование личности Петра I.

Рассмотрите картину и предположите, что могло вызвать гнев Петра? На фоне чего он изображен?

Как вы думаете почему?

Предположите, какие эмоции испытывает стрелец по отношению к царю? Предположите какие обстоятельства могли вызвать подобные эмоции? Как на картине отражена реакция остальных стрельцов? Их родственников?

Посмотрите внимательно на картину и ответьте, кто находится ближе всего к Петру на картине? О чем это говорит?

Подумайте, о чем говорит позиция Петра на картине по отношению к остальным героям?

Посмотрите на картину. Кому здесь противопоставлен Петр? Какие две составляющие символизируют две части картины?

Почему Петр так жестоко расправляется со стрельцами (5-х он казнит собственными руками, заставляет делать это неопытных дворян, причиняя страдания приговоренным, других калечили, клеймили и ссылали в отдаленные земли)?

Какие факты из биографии Петра повлияли на формирование его личности?

Исходя из целей Великого посольства, предположите, на что Петр собирается направить свою деятельность?

«Побывав в составе Великого посольства в Европе Петр понял, что чтобы сделать Россию такой же богатой, сильной и просвещенной, нужно быстро, не теряя времени, перенять с Запада все, что для этого нужно: промышленность, оружие, технику, книги… Этой мечте он посвятил всю свою жизнь и ради ее осуществления он не жалел ни времени, ни денег, ни себя, ни людей, ни России…» (Е. В. Анисимов)

Ради достижения своей цели, ради блага России (каким он его видел) Петр был готов на все.

На фоне виселицы. Расправа со стрельцами.

Ненависть. Это связано с непризнанием власти Петра, с осознанием жестокой казни, которой стрельцы ожидают.

Родственники испытывают страдания и печаль. Часть стрельцов, возможно, раскаивается, они смирились с приговором, готовятся предстать перед Богом.

Иностранцы. Стремление изменить Россию по западному образцу.

Он царь, находится выше всех остальных. Все должны подчиняться его приказаниям. Петр отделен от остальных. Он одинок в своих действиях.

Петр и русский народ.

Старое противостоит новому, но противостоит безуспешно.

Утверждение собственной власти, детская травма.

Стрелецкие бунты, борьба за власть.

На преобразование России.

Высказывают свою точку зрения.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: оценка обучающимися собственной работы на уроке.

Ребята, заполните таблицу «До-После». Отразите в ней, что вы знали и умели в начале урока, что узнали и чему научились к концу урока. Что вы узнали сегодня на уроке?

Меня заинтересовало…

Мне понравилось…

Мне было непонятно…

Выполняют задание.

Домашнее задание

§13, вопросы и документ.

Составить синквейн по теме урока.

Написать письмо от лица участника Великого посольства.

Записывают.

Приложение 1.

Многочисленное семейство царя Алексея Михайловича представляет любопытное явление. От первого брака, на Милославской, он имел восемь дочерей и пять сыновей. Шесть оставшихся в живых дочерей отличались крепким, здоровым сложением, и одна из них, Софья, отличалась и силами духовными, была, по отзыву врага, «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужеска ума исполненная дева». Напротив, сыновья были слабы, болезненны, трое умерло при жизни отца, из двоих оставшихся старший (Фёдор) страдал сильною цингою, младший, Иоанн, к слабости физической присоединял и неразвитость умственную. Зато от второго брака, на Нарышкиной, родился богатырь физически и духовно, соответствующий по природе сестре Софье.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен до наших дней. Т. 13. Гл. 2.

  1. По какой причине Петр смог претендовать на престол?
  2. Какой альтернативный вариант решения сложившейся проблемы вы можете назвать? Кто кроме Петра мог претендовать на российский престол?

Приложение 2.

Того ж [л. 300] часу изобрали на Московское государство царем брата ево, государева, меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, мимо большова ево брата царевича Иоанна Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца. И крест ему, государю, целоваша бояря и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне городовые, и дети боярские, которые в то время были на Москве, и стрельцы, и дворовые, и всяких чинов люди.

<…>Того ж году, майя в 15 день, на Московском государстве было смятение. Стрельцы, все приказы и выборной полк, салдаты пришли в город в Кремль во 11 часу дни з знамены и з барабаны, с мушкеты и с копьи и з бердыши, а сами, бегучи в город, кричали, бутто Иван да Офонасей Кириловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных [л300 об.] людей с ними, полковников, ни полуполковников, ни капитанов, а у салдат тоже начальных людей с ними, никово не было. И прибежав стрельцы и салдаты в город в Кремль, и взбежали на Красная и на Постельная крыльцо, и в царския хоромы, имали насильством своим с Верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца баяр и окольничих, и думных, и стольников, и метали с верху с Краснова крыльца на землю, а на земли рубили бердыши и кололи копьи. А как в город бежали и говорили все один заговор, бутто боярин Иван да стольник Офонасей Кириловичи Нарышкины хотели в Верху удушить царевича Иоанна Алексеевича. И порубили своим насильством бояр…

Записки о стрелецком бунте // Труды отдела древнерусской литературы. - 1956. - Т. 12. - с. 449-456 (в публ. M. H. Тихомирова «Записки приказных людей конца XVIII века»).

1. О каком событии идет речь в этом документе?

2. Кто, на ваш взгляд, мог выступить инициатором бунта?

3. Можем ли мы предположить социальную группу, заинтересованную в бунте?

4. Назовите причину выступления этой социальной группы.

Приложение 3.

Вопросы к фрагменту фильма «Романовы. Фильм третий»:

1. В чем особенность фильма как источника?

2. Каким предстает Петр перед нами с точки зрения автора?

3. Какое образование и воспитание он получил?

4. Чем увлекался Петр в молодости?

5. Какие черты личности представляются наиболее значимыми?

Приложение 4.

Усердие о благе и чрезвычайная любовь къ отечеству воспламенили въ великой душе двадцатипятилетняго царя Петра Алексеевича такое похвальное желание. Сего ради, учредя онъ великое посольство къ европейскимъ державамъ и сокрывъ величество сана своего, дабы его не познали, поместилъ себя при томъ частною особою въ лице простаго дворянина и въ путь при послахъ Лефорте, Головине и Возницыне 1697 года марта 9-го дня изъ Москвы отправился. Путешествие онаго было чрезъ Лифляндию и городъ Ригу, чрезъ курляндскую Митаву, оттуда въ прусскую столицу Кенигсбергъ, <…>тутъ же, вопервыхъ, его величество делалъ потребныя примечания къ наставлению своему, ходилъ смотреть видения достойное, посещалъ ремесленниковъ, осматривалъ работу и рукоделие ихъ, познакомился въ университете съ учеными людьми, требовалъ мнения ихъ о заведении наукъ въ Pocciи, и потомъ съ удовольствиемь отправился въ посольстве чрезъ Бранденбургския и Лю-небургския области и чрезъ Вестфалию къ Амстердаму. <…> Здесь обучался онъ корабельному строению, здесь работалъ, яко простой плотникъ, и съ товарищами пилъ и елъ вмecте; здесь имелъ знакомство съ лучшими рукодельщиками и въ часы отдохновения учился токарному искусству, а въ Амстердаме, съ лучшими художниками, съ мореходцами и съ знатными купцами обходясь, получалъ отъ нихъ разныя сведения.

<…>Въ 1698 году, когда царь Петръ Алексеевичъ находился въ Bенe у Римскаго цесаря Леопольда и намеренъ былъ оттуда отъехатъ въ Италию, получилъ его величество изъ Москвы съ нарочно присланнымъ гонцомъ отъ правителей ведомость о ужасномъ бунте десяти тысячъ последнихъ стрельцовъ, <…>которые умыслили, по наущению царевны Софии, которая по прежнимъ мятежамъ находилась тогда уже подъ стражею въ Девичьемъ монастыре, освободивъ ее, взвести ее на царство, а царя Петра Алексеевича, не допустивъ изъ чужихъ странъ въ отечество, засевши на пути, убить, равномерно предати смерти некоторыхъ бояръ и всехъ чужестранцевъ, въ Немецкой слободе жившихъ и въ военной службе находившихся; сего ради, оставя государь дальнейшее странствование, ради пользы государства своего вос-приятое, спешилъ немедленно въ престольной свой градъ, чтобъ утушить возгоревший пламень изменниковъ, возстановить тишину и оградить все безопасностию. 

Нартов А.К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого / Предисл. и коммент. Л.Н. Майкова // Записки Императорской Академии наук, 1891. – Т. 67. - Прил. № 6. - С. I-XX, 1-138. – Сетевая версия – А. Бойцов, 2007.

1. С какой целью Петр организовал посольство?

2. Какие страны посетило Великое посольство?

3. По какой причине Петру пришлось прервать свое путешествие?

Приложение 5. Презентация «Личность Петра I».

Количество просмотров: 12548  

Добавить комментарий

Target Image
1. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Многофункциональное дидактическое пособие «ТриКРИ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Сценарий конкурса чтецов для детей подготовительной комбинированной группы «До свидания, осень!» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы «Удивительное путешествие» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект «Как вырастить цветы?» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Путешествие на лесную поляну» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей раннего и дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. «Небесная геометрия. Создание 3д модели снежинки» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по экологии с использованием программируемой игрушки Мататалаб «Берегите природу!» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы