Скоморошьи игры

 
 

Кондратьева Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Скоморошьи игры

игра-соревнование для школьников 5-7-х классов

Скоморо́хи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди; др.-рус. скоморохъ; церк.-слав. скомра́хъ) – в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев вольного содержания.

Согласно словарю В. Даля, скоморох – «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий этим и пляской, песнями, шутками, фокусами, потешник, комедиант, актёр и пр.» [4]. Таким образом, скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы.

Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных [1]. «Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки – игрища, социальную сатиру – глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру» [2].

Скоморошьи игры направлены на знакомство детей с традиционной народной культурой России. Игра пройдет удачнее, если до ее начала за несколько дней  провести необходимую подготовку: 

  • заранее вывесить слова, лексическое значение которых учащиеся  должны самостоятельно посмотреть в толковом словаре;
  •  подробно объяснить суть заданий педагогам или вожатым, работающим с детьми;
  •  дать ориентировочный список литературы, в которой можно встретить сценки с Петрушкой;
  • предложить  миниатюры для конкурса «Скоморошьи игры»:

1. Привалов В. «Петрушка – душа скоморошья».

2. Белкин А.А. «Русские скоморохи».

3. Куликова К.Н. «Рассказы о первых русских комедиантах» Л., 1966

4. Моров А. В. «Три века русской сцены» М., 1978

5. Куликовская «С маской, бубном и гудком»

Накануне проведения игры детским командам, отрядам или классам даются опережающие задания:

  • представить афишу своего выступления (нарисовать и рассказать);
  • приготовить зазывалки в Балаган (4 шт.) (собственное сочинение);
  • изготовить героя кукольных представлений – Петрушку и показать с ним небольшое представление (3-4 мин);
  • тематическое задание – показать представление скоморохов с «медведем» и «козой» (5-8 мин), использовав костюмы, бубны, дудки, музыкальные инструменты, цирковые номера и др.

Проведение игры:

Ведущий: Внимание! Внимание! Почтенное собрание! Торопитесь, наряжайтесь, к нам на игры собирайтесь! (включается музыкальная заставка, возвещающая о начале представления)

Ведущий: Ой, товарищи родные, разрешите начинать. Разрешите для начала всем вам, здравствуйте, сказать.

Мы сегодня представленье дружно вам покажем,

И цыгана, и медведя, сказочку расскажем!

А судить – рядить нас будет высшее начальство,

В своём деле мастера. Познакомиться с ними давно пора.

Встречайте, это… (идёт представление жюри).

Ведущий: Начинаем Скоморошьи игры. Это не просто игры. Мы расскажем о том, с чего начинался театр на Руси, посоревнуемся в конкурсе на знание театральной лексики, поучаствуем и в других конкурсах. Желаю всем участникам удачи!

Ведущий: Итак, с чего же начинался театр на Руси? А начинался он с БАЛАГАНА, куда зазывали балаганные люди, скоморохи.

1-й конкурс «ЗАЗЫВАЛКИ». Попрошу выйти на сцену по 2 человека от каждой команды. Начинаем! Зазывальщики приглашают в БАЛАГАН.

Примерный текст зазывалок:

Вариант 1.

«Заходите в гости к нам, в наш весёлый балаган!

Время вы здесь хорошо проведёте

И от забот своих отдохнёте!»

Вариант 2.

«Эй, честные господа! Приходите все сюда!

Здесь у нас веселья много, в балаган ведёт дорога!»

Вариант 3.

«Гой-еси, честной народ! Петрушка в гости вас зовёт!

Занавес поднимается, представление начинается!»

Ведущий: И куда же, в какой балаган нам направиться? А давайте ко всем заглянем, посмотрим да сопоставим! Принимай, Петрушка, гостей!

2-й конкурс «БАЛАГАН С ПЕТРУШКОЙ» – идёт показ небольших представлений над кукольной ширмой.

3-й конкурс «ПАНТОМИМА» (на подготовку 5–7 мин). Конкурсное задание: изобразить загадку так, чтобы её узнали зрители.

Командам раздаются карточки с загадками. Пока они готовятся, жюри проверяет афиши, а с болельщиками проводится конкурс на знание театральной лексики.

Карточки-загадки для команд.

1. Среди двора стоит копна. Спереди – вилы, а сзади – метла. (корова)

2. Два братца пошли в море купаться. Два купаются, один на земле валяется. (коромысло с вёдрами)

3. Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)

5. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)

6. Сидит дед в шубе одет. Кто его раздевает, тот свои слёзы проливает (лук) и др.

Конкурс болельщиков: по лексическому значению слова (словарной статье) определить термин. За каждый правильный и быстрый ответ вручается жетон (квадратик цветной бумаги).

1. Постановка драматических музыкальных произведений серьёзного характера. Все поют. (опера)

2. Определённые действия, установленные обычаем или ритуалом. (обряд)

3. Порядок обрядовых действий. (ритуал)

4. Старинный рождественский обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями. (коляда)

5. Кого называли на Руси «весёлыми людьми»? (скоморохов)

6. Совокупность народных обрядовых действий. (фольклор)

7. Старинное народное театральное зрелище. (балаган)

8. Ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался различными комическими прибаутками. (раёк)

Также можно взять слова – раёшник, декорация, бутафория, режиссёр, имитация, реквизит, анонс, гастроль, афиша, премьера, аншлаг, партер, антракт, постижёр, ложа, амфитеатр, ярус, кулиса, рампа, авансцена, фойе и др.  изученные слова.

После данного конкурса жюри считает жетоны, полученные болельщиками, и приплюсовывает их к баллам, заработанным командами.

Ведущий: А сейчас слово жюри. Итоги конкурсов: «Зазывалки», «Балаган с Петрушкой», Афиша, Болельщики. ОБЩИЙ СЧЁТ.

3-й конкурс «Пантомима» (просмотр)

Ведущий: А сейчас самый главный и последний конкурс «СКОМОРОШЬИ ИГРЫ». Идёт выступление команд.

После конкурса, пока жюри подводит итоги, ведущий проводит игру с залом.

СЛОВО ЖЮРИ и награждение по номинациям (на выбор):

  • за лучшую афишу
  • за выдумку и мастерство
  • за лучшую пантомиму
  • за творческий подход
  • за артистичность
  • за художественный вкус в подаче материала
  • за качество сценария
  • за культуру исполнения
  • за эстетику исполнения
  • за оригинальность
  • за массовость
  • за шумовые эффекты

Индивидуальные, если будут:

  • за лучшую игру
  • знатоку театральной лексики и другие

Ведущий:

А сейчас по домам!

До свиданья, уезжаем.

Не живи уныло,

Кому должны – всем прощаем.

Не жалей, что было,

Спасибо ребятам, спасибо жюри.

Не гадай, что будет,

До новых встреч!

Береги, что есть!

Список литературы

1. Белкин А. А. Русские скоморохи. – М.: Наука, 1975. – 192 с.

2. Власова З. И. Скоморохи и фольклор. – СПб.: Алетейя, 2001. – С. 14. – 522 с.

3. Скоморохи/ Петрухина В. Я. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Международные отношения, 2012. – Т. 5: С. 18–20.

4. Фаминцын А. Скоморохи // Русский образ жизни / ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2007. – С. 768

5. Юрков С. Е. «Смеховая» сторона антимира: скоморошество // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI – начало XX вв.). – СПб.: Летний сад, 2003. С. 36-51. – 210 с.

Количество просмотров: 14013  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы