«Мы чтим героев наших имена»

 
 

Гахария Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 142

 

«Мы чтим героев наших имена»

Я всегда была патриотом своей Родины со школьной скамьи: октябрёнок, пионерка, комсорг класса, комсомолка-активистка, состоящая в комитете школы, областная школа актива – вот пройденные этапы моей беспокойной юности, времен Советского Союза, пронизанной патриотическим духом своего времени. Помнятся и стояние в карауле по поводу открытия памятника солдатам, погибшим на фронте Великой Отечественной войны, – целую неделю после его открытия, мы, по своей доброй воле сменяли караул, произнося имена, написанные на гранитной стене, читая стихи о войне, словно отдавая таким образом свой детский долг односельчанам, не вернувшимся с полей сражений. Мелькают в памяти соревнования по стрельбе и разборке-сборке автоматов, уроки НВП – начальной военной подготовки с обязательным посещением в военной форме, тренировки на выживаемость в условиях, приближённых к боевым: испытание противогазов, надетых не по размеру, и взрывы шашек с едким газом…

Незабываемы «Зарницы» с пришиванием «синих и зелёных погонов», солдатской кашей, привезённой на полевую кухню местной столовой, поставлявшей в нашу сельскую школу ежедневные обеды в виде пирожков и чая, казавшейся божественной едой на морозе после «победы и общей дружбы сине-зелёных»…

Вспоминаются ежегодные творческие отчёты с выступлением на сцене перед лицом всего района, слёзы ветеранов и вдов, потерявших на фронте своих товарищей и мужей и чувством гордости за возлагающуюся надежду на нас, как на достойную смену, поколение, которое будет чтить традиции предков, живущее под девизом Павки Корчагина: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Теперь, наверное, неудивительно будет сказать и то, что уже второй год веду патриотический курс в школе № 142 под названием «Музей Боевой Славы». «Мы чтим героев наших имена» – под таким девизом строим всю свою деятельность. Окунувшись резко в работу, я узнала об истории школы, которой уже более 85-лет, в прошлом школу № 49. Близкое по духу дело принесло плоды в прошлом году, когда наша страна праздновала 70-летие Победы, а мы стали лауреатами городского конкурса гуманитарно-просветительских проектов «Имена, опалённые войной».

Участники, а их было восемь человек, моих «восьмиклашек», настолько были увлечены поисковой деятельностью, что в этом году тоже работают вместе со мной, активно помогая в работе и принимая участие во всех мероприятиях по патриотическому воспитанию. Это был долгосрочный проект, посвященный педагогам, которые прямо или косвенно касались Великой Отечественной. Он длился почти полгода, за это время мы все проверили себя на «прочность», проведя мероприятия в рамках школы: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с родственниками ветеранов войны, с учениками учителей-военруков, работавших в нашей школе после окончания войны. Мы сотрудничали с музеем Истории Первомайского района, с Советом ветеранов района, ветеранами Труда нашей школы. Мы нашли девять имён, опалённых войной, соприкоснулись с историей нашей школы, района, города, да и всей нашей страны. Узнали, как нелегко было работать учителям в послевоенные годы, когда вся страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство, как многое возрождалось силами самих ребят, строясь на голом энтузиазме учителей и учеников. По словам Петрухина Павла Игнатьевича, ветерана-военрука послевоенного времени, так и были построены школьные мастерские, «практически собранные со всего района по кирпичику»... Вороша воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, мои ребята почувствовали, как «трепетала от радости победы и страшной горечи утрат» его израненная душа, потребовались годы, чтобы отогреть его солдатскую душу от черствости кровавой битвы и извлечь из её тайников природные качества, такие как чуткость, гуманизм и любовь к ближнему. Его слова, обращенные к современной молодёжи, вонзились в самое сердце моим ребятам, и они с особым чувством продекламировали их на защите проекта со сцены: «Жизнь моя – израненная и избитая, беззаветно любящая свой народ и Отечество, пока по жилам течет и пульсирует кровь – она и есть моя последняя награда. Мои муки военных лет – это святые муки. Теперь я стою перед Богом на коленях и возглашаю: «Дай, Боже, мне несколько дней жизни, чтобы внушить молодежи: помните стариков, которые, презрев все блага, жили для того, чтобы вы были счастливы!» И словно через миры и пространства, давая клятву выполнить его завет, хором отвечали: «Мы помним!»

Очень ценно, на мой взгляд, было то, что комментарии к проекту давали ребята и, оставив их в альбоме, который, будучи «продуктом проекта» был подарен в школьный музей для проведения классных часов:

«В Первухине Павле Игнатьевиче нас удивляет его смелость и отвага, его любовь к Родине. Он и его ученики добровольно вызвались на фронт, это достойно уважения».

«Читая его автобиографию, мы словно общаемся с ним сквозь миры. Павел Игнатьевич считал, что новое поколение вряд ли сможет понять их желание сражаться за любимую Родину, как он писал: «Молодёжь нынешних времен вряд ли поймёт и оценит ту отвагу, тот порыв, тот героизм, который овладел нами в те грозные и опасные часы». Может, мы и вправду никогда не сможем почувствовать то, что чувствовали солдаты, которые через боль и страх стояли с оружием, защищая свою Родину и её светлое будущее, но мы всегда будем помнить об их подвиге. Ушел из жизни замечательный человек, представитель поколения победителей. Светлая ему память!» – я думаю, это звучало довольно искренне.

Примечательно то, что в данном проекте было задействовано 450 человек всего нашего школьного сообщества – родителей, учеников и учителей, исследована книга Памяти, которая хранилась в нашем школьном музее, где тоже были найдены имена первомайцев-педагогов – Героев Советского Союза. Важно, что в данном проекте прослеживалась очень чётко связь поколений: ученица нашей школы, Симоненко Дарья, участница данного проекта написала материал о своей родной бабушке – учителе русского языка и литературы, ныне ещё здравствующей и проживающей в Новосибирской области. Узнав о важности дела, желая помочь своей внучке, она переслала архивные фото и документы своей внучке о своей молодости, опалённой войной. Можете себе представить, с какой гордостью и уважением произносила эта девочка информацию о своем родном человеке! Запомнилось ребятам поразившее их всех письмо – послание ученикам нашей школы, одной учительницы истории, Беспаловой Нинель Васильевны, которая немного не дожила до нашего проекта, чтобы вживую нам дать материал о своём военном детстве, она проходила по нашему проекту под категорией «Дети войны». Вот что ответили ей мои ученики: «Мы гордимся тем, что такие ценные сведения дошли до наших дней. Благодаря воспоминаниям Нинель Васильевны, мы можем представить, как все было на самом деле, увидеть картину ужасной войны глазами маленькой девочки. Ее рассказы вызывают скорбь о погибших войнах, и одновременно гордость за них, ведь умереть в бою – пасть смертью храбрых, смертью героя! Мы сочувствуем тяжелому детству девочки, радуемся Победе, описанной так, как помнила ее маленькая Нинель.

К сожалению, Нинель Васильевна уже нет в живых, нам бы, конечно, хотелось, чтобы она увидела этот проект, поблагодарить ее за оставленную память о том тяжелом времени. Ветеранов, видевших все своими глазами, остается все меньше и меньше. Возможно, мы – последнее поколение, которое еще увидит этих Героев. Мы должны бережно хранить столь ценные материалы, передавать их из поколения в поколение. Люди должны помнить и знать свою историю, уважать и гордиться теми, кто боролся за мирное небо над головой…»

Из данного проекта мы так же узнали и то, что именно школе № 142, одной из первых в городе, поручили организовать дежурство на Посту № 1 у Монумента Славы, бывший военрук Якушин Борис Иванович воспринял это как высокую честь и приложил все силы, чтобы оправдать доверие. Музей Боевой Славы, школьный тир обязаны своим появлением неутомимому майору запаса, отдавшему всю душу любимому делу. Традиции несения службы на посту № 1 продолжается и по сей день, ежегодно ребята несут вахту Памяти, соревнуясь в интеллектуальных конкурсах, творческих и военизированных: разборке-сборке автомата, медицинских – оказании помощи «раненым». Говоря о традициях, нельзя не сказать о самом Музее Боевой Славы и его создателе. Вознюк Виталий Игнатьевич, сын военного, участника Великой Отечественной войны, пошёл по стопам отца, выбрав военное поприще. Участник войны в Афганистане, по окончании которой устроился работать в школу № 142 учителем ОБЖ. За 22 года работы он выпустил два кадетских класса, а в 2000 году по решению союза ветеранов Афганистана, который сам же и возглавлял, организовал школьный музей.

Обустройство заняло около полугода, причем из школьного бюджета никакие средства не выделялись. Сейчас музей поражает своими размерами и количеством выставленных экспонатов, имеется даже пулемет, который несколько раз изымал военкомат, но позже его вернули окончательно с указом «больше никому не отдавать». Большинство экспонатов было передано от знакомых и сослуживцев Виталия Игнатьевича. Одним из последних в музее стали ордена СССР, приобретённые всего около месяца назад. Музей Боевой Славы стал частью школьного достояния. Ежегодно ученики нашей школы возлагают цветы 9 Мая и 23 Февраля к мемориалу, находящемуся в музее. Именно Виталий Игнатьевич организует ежегодно встречу с участниками локальных войн и родственниками погибших в горячих точках. Всё это укрепляет в наших учениках чувство патриотизма, а труды и преданность делу Виталия Игнатьевича вызывает восхищение, уважение коллег и учеников нашей школы.

Как я уже сказала, 13 февраля в нашей школе уже в течение 15 лет проводится, ставший уже традиционным урок мужества, посвящённый дню вывода войск в Афганистане. Он имеет большое значение в деле патриотического воспитания подрастающей молодежи, выросшей во времена, когда утрачены традиции и связь поколений. На таких уроках-встречах ребята, будущие защитники своего Отечества, реально видят, как всё происходило во времена Великой Отечественной войны и локальных войн – Афганистана и Чечни, они, словно представляют себя в роли тех героев, от имени которых читают стихи, чувствуют гордость за мужество и героизм, несломленный дух русских воинов:

Где только нет сынов твоих, Россия!

Они сражались, побеждая зло...

В Отечественной скольких покосило,

В войне афганской сколько полегло?!

Пусть не сопоставимы эти войны,

И несравнима численность потерь,

Но сыновья отцов своих достойны.

Они лежат в одной земле теперь...

Какая вера и какая сила

Их повела в последний смертный бой?..

Между Афганистаном и Россией

Лежит пространство под названьем БОЛЬ.

На уроке мужества звучали имена, не изменяя своему девизу, мы называли тех, кто еще жив, – герои Первомайки, свидетели боев, ветераны Великой Отечественной войны: Сокольский Александр Григорьевич – танкист, участник Парада Победы в Москве, получивший 7 благодарностей от командующего фронтом Иосифа Виссарионовича Сталина; Труфанов Павел Алексеевич, участник прорыва блокады Ленинграда, награжден Орденом Отечественной Войны и Орденом Красной Звезды; Примак Александр Федорович – награжден медалью за отвагу и Орденом Отечественной войны – все они открывали Аллею Славы Героев Советского Союза у нашего монумента. Кроме того, были названы имена самих героев Советского Союза, Первомайского района, увековеченные в названиях улиц нашего района: трижды Герой Советского Союза Сигов Дмитрий Иванович, Герой Советского Союза Александр Михайлович Аксёнов, Герой Советского Союза Стазаев Николай Тимофеевич. Мне кажется, мало кто из ребят до этого мероприятия обращал внимание на то, чьи имена звучат в названиях улиц их родной Первомайки и после него не останется равнодушным к таковым. Хочется отметить, что ребята, вовлечённые в данное мероприятие, стали «на голову выше своих сверстников», потому что соприкоснулись с «кровавыми» страницами истории нашей страны. Вот как сами они говорят об этом: Торговников Иван: «Я как ведущий этого мероприятия, могу сказать только то, что ещё никогда я не ощущал всей значимости этого события и величия озвученных фамилий. Это мероприятие позволило мне ближе соприкоснуться с историей. Я словно увидел всю картину с другой стороны. Одно дело, когда тебе об этом кто-то повествует, и ты не придаёшь этому особое значения, но совсем другое, когда это звучит из твоих уст. И когда ты осознаёшь всё это, по тебе бежит холодок, который пронизывает всё тело».

Еременко Лилия: «Мне было очень приятно выступить на публике, почувствовать любовь к родине, свой патриотизм. Непередаваемые впечатления, что зрители смогли нас оценить. Что наши ребята, выступающие на сцене, смогли вложить всю свою душу в концерт. Невероятное ощущение стоять на сцене, рассказывать стихи, вжиться в образ и окунуться в те времена войн. Когда выкладываешь все свои чувства на сцене, смотришь в искрящие глаза ветеранов, то еще больше становишься счастливым, что у тебя все получилось. С удовольствием бы повторила этот день».

Уйминова Елизавета: «Очень хорошее мероприятие. Мне подарил этот праздник много незабываемых моментов. Я в очередной раз научилась рассказывать стихи, что бы все поняли чувства автора. Также я получила хороший опыт работы перед публикой».

Комличенко Мария: «13 Февраля в школе № 142 прошло мероприятие, которое запомнится мне навсегда. Наша дружная команда усердно готовилась не зря, пришло столько ветеранов и просто людей. Это незабываемое ощущение, было одновременно страшно и интересно, как же все это получится, хорошо или нет? Все ли мы правильно делаем? Понравилось ли зрителям наше выступление? Как нам потом сказали, что все было великолепно. Это очень радует! Спасибо всем кто участвовал и присутствовал!»

Горшенин Андрей, 9 «Б» класс: «Выступление на сцене, посвящённое Дню вывода войск в Афганистане, пробудило во мне чувство патриотизма. Я вдруг почувствовал себя патриотом своей Родины, мне это дало положительные эмоции – сто пятьдесят человек сидели и смотрели, как бы пронизывая меня насквозь, и заглядывая в мою душу, я ощутил боль, может быть похожую на ту, что чувствовали солдаты на войне…»

Строкина Алина, 9 «Б» класс, ведущая программы: «Мероприятие поражало своим масштабом. Ведущим и выступавшим было необходимо соответствовать. Многие не первый раз были на сцене перед таким количеством людей, но я была впервые. Поддержка зала немало помогла мне преодолеть волнение и выложиться перед публикой на все сто процентов».

Колобов Валерий, 9 «Б» класс: «Меня переполняло чувство гордости и волнения, а если учесть, что в зале сидели люди, прошедшие войну, и хорошо помнящие её горечь, то только это наращивало чувство.

Прежде чем мы вышли на выступление, наша группа прошла десятки репетиций, для того, чтобы мы осознали, как нужно читать эти стихи. Мы посещали выставки и смотрели фильмы об этих войнах – это был колоссальный труд, который заставил меня задеть за живое, выступая перед защитниками Отечества, я буду и впредь участвовать в подобных проектах».

Каутов Кирилл, 9 «Б» класс: «Это был мой первый опыт выступления на сцене перед таким большим количеством людей! Мы в хронологической последовательности рассказали о трёх войнах нашего времени. Мне всё очень понравилось, собой немного я недоволен, но в следующий раз буду стараться исправить свои ошибки».

От себя хочу сказать, что сами ведущие были вовлечены в составление данного сценария, а именно – поиск имен «афганцев» и «чеченцев» Первомайского района, их историй неповторимых подвигов, и тем весомее и проникновеннее звучали из их уст эти, пронизывающие насквозь факты биографий солдат-первомайцев: Егорова Олега Сергеевича, Альбицкого Яна Валерьевича, Наумова Юрия Михайловича, Толкунова Александра Васильевича.

Камни не плачут. Но плакал гранит,

Став на посту в изголовье солдата.

«Смертью героя в Афгане погиб», –

Криком кричит на надгробии дата, – как приговор звучали в устах ребят имя каждого из них.

Хочется отметить, знаменательно то, что на таких мероприятиях собираются воины – защитники Отечества всех войн, вдовы тех, кто не вернулся с полей сражений, а также подрастающее поколение, впитывающее, как губка, каждое произнесённое здесь слово – это и есть нить, связывающая поколения – тот островок, где все непритворно чисты и искренни, где еще есть вера и надежда на будущее:

Чем дальше мы уходим от войны...

Чем дальше легендарный сорок пятый,

Тем памятней цветенье той весны,

Тем чище снег на голове солдата

И люди, пережившие войну,

Друзей, чьи имена не канут в Лету,

Совсем иначе смотрят на весну,

Совсем иначе празднуют Победу.

Траншеями на лицах – сеть морщин...

Но мир спасен, усталый и зловещий,

Стойкостью когда-то юных женщин

И мужеством недрогнувших мужчин.

Количество просмотров: 7203  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы