Малыгин Алексей Викторович,

учитель математики НОУ Православная Гимназия

во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

 
Уважаемые коллеги!

Прежде всего, позвольте поздравить вас с наступающими праздниками: Новым Годом и Рождеством Христовым!

Пусть эти праздничные даты напоминают нам о том, что человек создан для праздника. Вся его жизнь может быть праздником, если человек будет идти по жизни с чистой совестью. Тогда даже проблемы и невзгоды будут преодолеваться с радостью.

Настоящим праздничным подарком для декабрьского выпуска рубрики «Духовно-нравственное воспитание» стало исследование Натальи Владимировны Калининой, учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №29 с углублённым изучением истории и обществознания», на тему «Педагогические условия для духовно-нравственного воспитания младших школьников на современном этапе развития образования».

Предлагаемое исследование является редким примером разговора именно о воспитании. К сожалению, большинство публикаций, выступлений и исследований подменяют вопросы воспитания рассуждениями о метапредметных результатах обучения, досужими разговорами о свободе, толерантности, лидерских качествах и т.п. В предлагаемом же исследовании Натальи Владимировны Калининой всерьез поставлена проблема духовно-нравственного состояния младших школьников и предложено комплексное решение этой проблемы.

Предложу краткое резюме исследования Натальи Владимировны с добавлением некоторых своих мыслей.

Нам, педагогам, нужно знать о ребенке, и ребенку нужно знать о себе самом следующее: любой ребенок хочет «быть хорошим», стремится к чистоте души, стремится к красоте и доброте, желает быть трудолюбивым, честным, хочет любить и быть любимым. Стремление «быть хорошим» подкрепляется радостью от совершения добрых дел («Мальчик радостный пошел, и решила кроха…»). Положительная мотивация к обучению подкрепляется радостью от вкушений плодов своего труда. В этом нас убеждает жизненный опыт. Это подтверждают даже результаты анкетного опроса, приведенные в предложенном исследовании.

Если не создавать условия для достижения ребенком желаемого им самим состояния, то, скорее всего, ребенок придет в противоположное состояние антидуховности, антинравственности и антисоциальности. Тогда, скорее всего, ребенок превратится в ограниченное существо, ориентированное на материальные блага и на сомнительную нравственность, и сам будет мучиться от этого.

Педагогические условия для взращивания зачатков добра в душе маленького человека создаются доброй обстановкой в семье, в классе, в школе. Неотъемлемой частью доброй обстановки являются личные примеры учителя, родителей, окружающих. Примеры для подражания и воспитания можно найти и в великой русской культуре.

Важнейшим, возможно, ключевым средством воспитания является деятельность, ибо добро без дел мертво. И этот момент учтен в предлагаемом исследовании, описаны конкретные деятельные шаги младших школьников СОШ №29 по пути духовно-нравственного возрастания.

Предлагаемые Натальей Владимировной решения проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников вполне согласуются с идеями народной педагогики К.Д Ушинского и С.А. Рачинского. По их мысли, сама жизнь должна создавать благоприятные педагогические условия для воспитания.

Предлагаемые решения также согласуются с идеями еще античной педагогики. В античности дети воспитывались на примерах жизни героев произведений Гомера и других писателей. И в наше время мы воспитываем детей на примерах «героев духа», «героев нравственности».

Нам, педагогам, следует помнить еще один факт о детях. В подростковом и юношеском возрасте перед школьниками очень остро встают мировоззренческие и смысложизненные вопросы. Мы, взрослые, к сожалению, научились подменять вопросы смысла жизни ее содержанием; для нас философские вопросы стоят не так остро. Мы не чувствуем всей остроты этой проблемы для молодого поколения. Если младшие школьники будут воспитываться в том ключе, который предлагается в исследовании Натальи Владимировны, это позволит им корректно, без повреждения духовно-нравственных ориентиров войти в тот возраст, в котором серьезно обсуждаются и осмысливаются философские вопросы.

Хочется еще раз поблагодарить Наталью Владимировну за представленную публикацию и поздравить всех коллег с наступающими Праздниками!

Педагогические условия для духовно-нравственного воспитания младших школьников на современном этапе развития образования

Калинина Наталья Владимировна

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, происходит обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг и ответственность.