Молокова Анна Викторовна,

проректор по научно-методической работе и цифровизации

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

заведующий кафедрой начального образования,

доктор педагогических наук, доцент,

Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

 
Уважаемые читатели!

Наверное, нет в нашей стране школы, где к моменту выхода этого выпуска газеты «Интерактивное образование» не состоялось бы профессионального разговора о новой компетенции педагога – обеспечении условий для достижения обучающимися планируемых метапредметных результатов освоения основных образовательных программ. Если работники начального образования уже активно используют в лексике этот сравнительно новый термин и даже готовы рассуждать о сложностях формирования и развития метапредметных умений школьников, то на уровне основного общего образования идет процесс адаптации и понимания. При этом в познание новых, метапредметных, ориентиров в содержании общего образования включаются все участники образовательных отношений, что можно считать одним из позитивных результатов стандартизации российского образования. Особая активность в этом направлении обеспечивается нормативно обязательным оцениванием усилий школьников и их педагогов (см. ФГОС НОО, п.13; ФГОС ООО, п.12 и проч.; Приказ Минобра РФ № 276 «О порядке аттестации педагогических работников»).

Очевидно, что ИКТ-компетентность обучающихся является одним из метапредметных результатов общего образования, а средства ИКТ – важнейшим инструментом, позволяющим опытному педагогу решать широкий спектр задач метапредметного развития школьников. Вероятно, понимание этих обстоятельств современного развития системы образования вызвало активность авторов, представивших свои материалы для публикации. Те из них, что попали в выпуск № 68, действительно представляют интерес для педагогической практики, актуальны по содержанию и методически интересны.

Продуктивного чтения, уважаемые коллеги!

Облачные технологии в работе учителя начальных классов как способ формирования универсальных учебных действий учащихся

Маслова Алина Николаевна

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы обеспечить учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения и сформировать навыки, позволяющие им самостоятельно добывать информацию, активно включаться в творческую и исследовательскую деятельность, формировать УУД, обеспечивающие эффективное решение жизненных задач.

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы с помощью ИКТ в школе для обучающихся с проблемами слуха

Чазова Юлия Владимировна

Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности.

Использование лингвистических словарей в начальной школе при формировании метапредметных умений

Зайцева Светлана Александровна

В Федеральных государственных образовательных стандартах указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты [1].

Технология и инструменты создания информационной среды интеллектуальной игры для школьников

Гусельникова Евгения Владимировна

Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры обогащают образовательный процесс за счет удовлетворения потребности личности в самореализации, стимулирования ее творческой составляющей, вовлечения в игровой процесс широкого круга участников и их взаимодействия.

Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач в рамках учебного занятия

Полякова Валентина Геннадьевна

Каждый учитель сегодня понимает, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому очевидно, что задача учителя – не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Достичь этого сложно, но возможно. Как?

Формирование информационной культуры младшего школьника как способ достижения метапредметных результатов

Шаровская Светлана Фридриховна

Наше время характеризуется резким увеличением объема и плотности информационных потоков, что приводит к изменению приоритетов образования. Это изменение неизбежно отражается на деятельности учителя, формировании структуры его взаимодействия с детьми в условиях нарастающего потока информации. Возрастающая доступность информационных ресурсов – характерная особенность постиндустриального общества. Каждый человек при желании может воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий.

Формирование метапредметных компетенций через проектную деятельность

Вернер Ольга Юрьевна

Я работаю со слабослышащими детьми. Эти дети имеют меньше проблем со слухом, чем глухие детки. Но тем не менее, проблем со словесной речью и пониманием информации не меньше, так как она воспринимается с дефектом. Именно это я и стараюсь преодолеть в своей работе.

Совместное развитие проектных ИКТ-компетенций учителя и обучающихся в информационно-образовательной среде

Корытова Екатерина Валерьевна

Коренные преобразования в современном обществе повышают требования к современным специалистам. Сегодня можно говорить о проблеме поиска профессионалов в разных областях, будь то учитель или финансист. Хотя, к сожалению, количество желающих работать финансистом значительно превалирует над призванием учительствовать. Так каким же должен быть современный специалист и какая ответственность возложена на сегодняшнего учителя?

Использование интерактивной доски на уроках литературного чтения у неслышащих детей

Лысенко Нина Сергеевна

В своей работе я широко использую возможности интерактивной доски Smart Board, которая в данное время является неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование интерактивной доски позволяет объяснить материал урока на более доступном уровне, что повышает качество знаний и интерес к предметам. Позволяет ученикам усваивать большой объем информации, урок становится более наглядным и увлекательным, что для детей с нарушенным слухом очень важно.