Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги и читатели!

Я рада новой встрече с вами. Прежде всего, хочу всех поздравить с наступающим Новым 2017 годом! Надеюсь, что он принесёт Вам удачу, новые открытия и простое человеческое счастье!

Музеи растут, развиваются, накапливают опыт… А я, как ведущая рубрики, пользуюсь возможностью рассказать вам об интересных событиях и познавательных экскурсиях, поисковой работе, которые проходят на базе школьных музеев нашего города.

В этом номере в рубрике «Музейный компас» наши читатели познакомятся с интересными страницами истории Ново-Николаевска в период 1914–1918 гг., прочитав статью Луценко Андрея Александровича, директора МБОУ СОШ № 7. Почему за десять предвоенных лет (с 1904 по 1914 гг.) население города увеличилось в три раза и достигло 60 тысяч человек? Чем в эти годы занимались Попечительские советы? Какую они играли роль в жизни горожан? Ответы на эти вопросы читатели найдут в статье «Малые города Российской империи в годы Первой мировой войны: Ново-Николаевск в 1914–1918 годах».

Историю любого города делают люди. Интересные судьбы, необычные факты, уникальные истории… Часть этих историй представит в своей статье еще один автор нашей рубрики Украинская Татьяна Александровна, руководитель музея МАОУ «Гимназия № 12». А также Татьяна Александровна расскажет о направлениях работы своего школьного музея.

Во всех школах города много талантливых детей. Они танцуют, пишут стихи, участвуют в олимпиадах, конкурсах, создавая имидж не только своего образовательного учреждения, но и нашего города. Но не все ребята изначально обладают данными талантами. Эти, порой робкие таланты, педагогу нужно разглядеть, помочь ребенку их реализовать. И здесь на помощь может прийти музейная педагогика. Как это сделать, можно прочитать в статье Шипулиной Ксении Александровны, руководителя музея МБОУ СОШ № 17.

Музеи для ребят существуют не только в школах, результативно они работают и в детских садах нашего города. Руководители музеев в дошкольных учреждениях проводят интересные занятия, праздники, экскурсии. Вниманию наших читателей представлена методическая разработка музейно-педагогического занятия для детей 6-7 лет «Русская печка – всему дому кормилица» авторов Светланы Владимировны Болотиной, руководителя музея «Русская изба», и Марины Сергеевны Смирновой, воспитателя МКДОУ «Детский сад № 27 «Росинка». Авторы делятся своими идеями проведения подобных занятий.

Как наш город связан с далеким островом Куба? Какие интересные экспонаты можно увидеть в школьном музее? Эти тайны раскроет экскурсовод Александрова Диана, ученица 10 класса, и Стоценко Маргарита Георгиевна, педагог-библиотекарь, руководитель музея школы № 69. Вниманию наших читателей предлагаю виртуальную экскурсию в музей школы № 69.

А я, как всегда, жду Ваших отзывов и интересных материалов для рубрики  «Музейный компас».

Музей образовательного учреждения в учебно-воспитательном процессе

Украинская Татьяна Александровна

Музей – это своеобразный мост между прошлым и настоящим. Экспонаты – его бесценное богатство. Музей – это урок мужества, нравственности и патриотизма. Кто забывает прошлое, тот обречён пережить его вновь. Без прошлого нет будущего.
Именно с такими словами обратились к администрации школы ветераны 21-й Пермской имени С.С. Каменева стрелковой дивизии. В своем заявлении они просили разрешения на открытие музея 21 дивизии, в которой они служили в годы Отечественной войны.

Музей образовательного учреждения как площадка для социализации обучающихся

Шипулина Ксения Александровна

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, c 1 сентября 2012 г. все российские школы по мере их готовности могли осуществить переход на ФГОС основного общего образования. А с 1 сентября 2015 г. ФГОС основного общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Малые города Российской империи в годы Первой мировой войны: Ново-Николаевск в 1914–1918 годах

Луценко Андрей Александрович

Работа с детьми в школьном музее иногда приводит к результатам, которые от музея образовательного учреждения трудно и ожидать. Подготовка к 100-летнему юбилею Первой мировой войны дала возможность не только собрать уникальные материалы по истории нашего города и его воинов той эпохи, но и развить навыки исследовательской работы у учащихся в архивах, работы в составе экспедиции. Показать им, что всего лишь в нескольких километрах от школы происходили события «исторического значения».

«Русская печка – всему дому кормилица»

Болотина Светлана Владимировна, Смирнова Марина Сергеевна

Методическая разработка музейно-педагогического занятия для детей 6-7 лет.
Действующие лица: Василиса Премудрая, Домовой, кот Мурлыка.
Оборудование и материалы: костюмы для участников пред­ставления, экспонаты музея «Русская изба».
Цель: Формирование патриотических чувств и духовности у детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры.

Тематическая экскурсия «Реликвия школьного музея»

Стоценко Маргарита Георгиевна, Александрова Диана

Среди музейных экспонатов нашего школьного музея особое внимание ребят привлёк один необычный экспонат – рога буйвола, подарок, привезённый с острова Куба, который в 60-80–е годы прошлого века называли островом Свободы (демонстрирую экспонат и картинку с изображением кубинского буйвола).