Музей образовательного учреждения в учебно-воспитательном процессе

 
 

Украинская Татьяна Александровна,

руководитель музея МАОУ «Гимназия № 12»

 

Музей образовательного учреждения в учебно-воспитательном процессе

Музей – это своеобразный мост между прошлым и настоящим. Экспонаты – его бесценное богатство. Музей – это урок мужества, нравственности и патриотизма. Кто забывает прошлое, тот обречён пережить его вновь. Без прошлого нет будущего.

Именно с такими словами обратились к администрации школы ветераны 21-й Пермской имени С.С. Каменева стрелковой дивизии. В своем заявлении они просили разрешения на открытие музея 21 дивизии, в которой они служили в годы Отечественной войны.

В 1985 году в год сорокалетия великой Победы в школе был открыт музей Боевой Славы, который стал центром военно-патриотического воспитания учащихся.

Шли годы. На базе музея воспиталось не одно поколение выпускников. Здесь проходил прием в октябрята и пионеры, здесь ветераны Великой Отечественной войны вручали комсомольские билеты, именно от порога школьного музея лучшие учащиеся школы уходили на Пост № 1 у Монумента Славы воинам-сибирякам, где с честью несли Почетную вахту.

На свете тысячи музеев – больших и малых, столичных и провинциальных, скромных и всемирно известных. Но особое место среди огромного количества музеев занимают музеи, созданные в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях.

Их особенность, на мой взгляд, объясняется тем, что в таких музеях осуществляется организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на чувства, на сознание, на духовно-нравственное развитие учащихся.

Какими бы ни были эти музеи по тематике: краеведческими, историческими, музеями истории школы, какие бы ни были формы работы в них, все они решают одну задачу – воспитание юного гражданина патриотом своего Отечества, готового встать в строй защитников Родины.

Работая экскурсоводами, лекторами, занимаясь поисковой, исследовательской работой, встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, учащиеся приобщаются к героическому прошлому нашей страны. Через отношение к обществу и другим людям, у них формируется историческое сознание. А в процессе активной деятельности они обогащаются эмоциональным и нравственным опытом. «Мысль о том, сколько людей и событий видел объектив этого фотоаппарата, будоражила воображение. Он видел людей, прошедших войну от начала и до конца, тех, кто испытал все лишения и страдания и, наконец, испытавших радость победы.  И всё это, казалось, можно было увидеть, заглянув в этот объектив. Обо всём этом я решила рассказать младшим ученикам нашей школы», – так писала в эссе о своей первой экскурсии Федотова Аня, член совета музея.

За десятилетия существования музея здесь утвердились такие формы работы как: проведение экскурсий и уроков мужества; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тематические беседы и выставки; конкурсы и викторины; поисковая и исследовательская работа.

Именно через школьный музей осуществляется духовно-нравственная, историко-патриотическая подготовка учащихся. На конкретных документальных материалах, через музейные экспозиции и экспонаты мы изучаем историю нашей страны, жизнь и подвиги защитников Отечества.

Одним из направлений в работе музея является работа с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда. Цель этой работы заключается в том, чтобы отдать долг памяти и уважения не только тем, кого уже нет, а тем, кто сегодня еще рядом с нами. Все меньше и меньше ветеранов остается среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Историческая память для каждого из нас – это конкретное участие в бережном сохранении наследия прошлого: в музее есть все Книги памяти, выпущенные в городе Новосибирске. Но в них информация о тех, кого уже нет и о ком очень кратко записано: когда и где родился, откуда призван в армию, когда погиб или пропал без вести. Мы не хотим, чтобы и о тех, последних ветеранах войны остались бы сухие, скупые строчки: когда родился и когда умер.

И поэтому, встречаясь с ветеранами, беседуя с ними, изучая их архивы, мы по крупицам восстанавливаем и наполняем содержанием тот огромный промежуток времени, который называется «жизнь». И путь этот надо пройти за короткий срок, время не ждет! Уходят из жизни участники и свидетели событий и нельзя безвозвратно потерять их имена и судьбы.

Сегодня гораздо труднее установить шефство над ветеранами, посетить одиноких и больных, хотя многие ветераны по состоянию здоровья вынуждены ограничиться домашним и даже постельным режимом. Такой вынужденный режим делает подчас жизнь умных и душевных людей невыносимой. Вот почему они не только звонят, но и приходят в музей, если позволяет здоровье. Человечность, доброта и сострадание для них необходимы как воздух.

На сегодняшний день на микроучастке гимназии проживает около двадцати ветеранов труда. Как и прежде, мы организуем встречи с ними, на которых они рассказывают молодому поколению об отгремевших боях, верности фронтовому братству. Их умное слово оставляет глубокий след в сердцах юных слушателей. Пусть порой их дела сегодня не покоряют масштабностью, зато в полной мере передают их неугомонный характер.

Совместно с преподавателями литературы и музыки проводим для ветеранов литературно-музыкальные гостиные, устраиваем большие праздники для юбиляров, посещаем их на дому, приглашаем на торжества, посвященные дням воинской славы.

Второе направление в работе музея – это работа с семьей. Цель направления – привлечь семью к работе по воспитанию в своих детях чувства гордости за своих предков, научить их понимать и осознавать значимость своей семьи в истории нашего государства.

Семья Луниных многим известна в гимназии. Много лет в этой семье сохраняют дорогую семейную реликвию, полученную от деда М. И. Блохина участника Великой Отечественной войны. На семейном совете было принято решение передать ее в школьный музей, где она и нашла свое достойное место в одной из витрин. Так музей пополнился ценными подлинными экспонатами.

Семья Голодяевых. Уже несколько лет семья занимается историй своего рода. Приобщили к этой работе и сына Ивана, учащегося гимназии. Проведя большую исследовательскую работу, они передали ее в школьный музей. Работа называется «Моя семья в истории войн».

Семья Четвертаковых. Женя, ученица 11 класса, кандидат на золотую медаль, признана Национальным достоянием России. Два года семья занимается составлением родословной.

На конкретных примерах трех семей мы убеждаемся в том, что главным помощником в работе музея по вопросам патриотического воспитания могут стать родители учащихся, что семья – главных фактор воспитания. А поскольку в гимназии около одной тысячи семей, то это направление мы будем продолжать и дальше.

Каждый из учащихся должен знать семейные традиции, уметь любить и беречь близких, укреплять преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки.

Ежегодно музей пополняется работами учащихся, сердцем прикоснувшихся к истории своих семей. Нельзя без глубокого волнения читать их сочинения о родных и близких, на долю которых выпало столько горя и страданий.

Третье направление – исследовательская работа учащихся. Цель данного направления – вовлечение учащихся в активный творческий поиск, в познание неизведанного. Объектами познания становятся люди, музейные экспонаты, архивные материалы. Все то, что может вызвать глубокий интерес у учащихся.

Выпускницу гимназии Оленину Елену заинтересовал создатель школьного музея И.С. Зевенков. Работая с его личными архивами, неоднократно встречаясь и беседуя с ним, она написала исследовательскую работу «След на Земле», представила ее на Всероссийский конкурс и стала дипломантом. На областном конкурсе «Солдат Победы» она стала лауреатом и получила грант. Ее статьи о И.С. Зевенкове были напечатаны в газетах «Вечерний Новосибирск» и газете Забайкальского военного округа «На боевом посту».

Ученик 8-го класса Бондаренко Александр проявил интерес к музейному экспонату-тексту военной присяги, написанной собственноручно в годы Великой Отечественной войны старшим лейтенантом М.И. Блохиным Он исследовал историю данного экспоната, рассмотрел эволюцию текста военной присяги, ритуал ее принятия, выяснил роль и место военной присяги в формировании личности, верной своему Отечеству.

Никита Бирючков провёл поисково-исследовательскую работу по другому экспонату музея – фотоаппарату «Фотокор-1».

Осваиваются новые методы работы – создание виртуальных экскурсий, во время которых учащиеся могут увидеть не только экспонаты данного музея, но и почерпнуть информацию о подобных экспонатах, находящихся в других музеях района, города, области, страны и даже мира. В настоящее время идёт создание каталога сайтов этих музеев и отдельных экскурсий.

Ещё одним новым направлением работы нашего музея является поиск значимых фигур в социокультурном пространстве города Новосибирска и распространение информации о них среди молодёжи; поиск нравственных ориентиров. Часто приходится слышать от сверстников, что, мол, нет героев в настоящее время. Они могли появляться и действовать лишь в годы войн и лихолетий. В настоящее же, мирное время, когда все заняты работой, в круговерти забот и потока излишней информации и рыночных отношений нет места героизму или подвижничеству. Мы решили опровергнуть это утверждение, найти людей, достойных подражания и доказать, что «всегда есть место подвигу». В рамках этого направления музей запустил социальный проект «Значимые люди нашего края». Работа совета музея с членами парламента гимназии позволяет создать крепкий орган самоуправления, готовый не только откликаться на любые начинания, но и сам предлагать и осуществлять мероприятия подвижнического толка. Именно такие люди так необходимы нашей Родине для дальнейшего её процветания.

К.Д Ушинский, говоря о значимости воспитания в человеке уважения к своему Отечеству, предупреждал, что если этого не делать, то «можно стать иностранцами посреди своей Родины».

Количество просмотров: 4374  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы