«Русская печка – всему дому кормилица»

 
 

Болотина Светлана Владимировна,

руководитель музея «Русская изба» МКДОУ д/с № 27

 
 
 

Смирнова Марина Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

«Русская печка – всему дому кормилица»

методическая разработка музейно-педагогического занятия для детей 6-7 лет

Действующие лица: Василиса Премудрая, Домовой, кот Мурлыка.

Оборудование и материалы: костюмы для участников пред­ставления, экспонаты музея «Русская изба».

Цель: Формирование патриотических чувств и духовности у детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Обобщить знания детей об истории русского народа: быта, обычая, гостеприимства.
  • Упражнять в умении передавать колорит русских народных текстов.
  • Воспитывать у детей интерес к народному творчеству через игровую деятельность и фольклор.
  • Создать у детей радостное настроение.

Ход мероприятия:

Звучит плавная приглушенная народная музыка. Пританцовывая и подбоченясь, входит Василиса Премудрая.

Василиса. Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном дедка Морозко да бабушка Вьюга снеж­ные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Ох, хорошо! Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. Печка – деревенс­кая кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печку три больших чугуна. Первый – для щей, второй — для каши, а третий – для всех остальных надобностей. 

Музыка сменяется на народную плясовую. Василиса бойко проходит танцевальным шагом вдоль печки.

Ой, печи, печи, печи,

Всем на радость калачи!

От жаркой соломы

Тепло по всему дому.

Весь день печка пыхтит-старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачики – для малых детушек. Печь избу согревает и освещает. А совсем маленьких ребятишек даже иногда купают в печке. Да, да, не удивляйтесь — в печке настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой — и лезут в печку наперегонки детишки, каж­дому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

Голос (из-за печки ворчливо). Сама-то печка добрая, всем найдет кусок пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами все съесть, мне ничего не оставить.

Василиса. Кто это из-за печки со мной разговаривает?

Голос. Это я – запечный житель.

Василиса. Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

Голос. Зовут меня известно как. Зовусь я Домовой. Слы­хали, небось, такое имя?

Василиса. Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты но ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это, а?

Голос (обиженно). Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу.

Василиса. Обижаться не надо — уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется вам увидеть настоя­щего Домового?

Ребята. Да.

Василиса. Да? Тогда давайте дружно позовем его все вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать. «Домовой, Домовой, приходи к нам домой». А ну, повторяйте вместе со мной, да подружнее!

Василиса вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз.

Наконец появляется Домовой — мужичок, тепло и по-домашнему одетый. На нем валенки, подпоясанный тулупчик или телогрейка, на голове – шапка-ушанка.

Домовой (неуверенно). Здра-а-асте, это вы меня звали?

Василиса. Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Наверное, каждый из нас впервые в жизни видит самого настоящего живого Домового. Проходи, Домовой, садись к печке. Здесь тебе будет уютнее.

Домовой. Спасибо. Добрая ты, видать, хозяюшка. А как тебя зовут?

Василиса. Я – Василиса Премудрая, героиня многих русских народных сказок. (Поет.)

Я — премудрая девица,

На все руки мастерица,

Все я знаю там и тут – Василисою зовут.

Много ль знаете вы, дети?

На загадки мне ответьте:

Кто из вас их отгадает,

Как и я — премудрым станет.

Домовой. И правда – Премудрая. И меня в гости пригла­сила, и всех ребят научила, как это сделать. И сама какая кра­савица. (Торжественно.) Василиса Премудрая – ты хозяюшка чудная!

Василиса. Спасибо, спасибо. Да ты, видать, стихи писать умеешь?

Домовой. Да, умею.

Василиса. Вот будет славно, если ты нам прочитаешь твои стихи.

Домовой. Ну так и быть – слушайте. (Поет.)

Дед хозяйственный такой —

Старый добрый Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Василиса. Прекрасная песня. Давайте, ребята, еще раз похлопаем в ладоши, поблагодарим Домового. (аплодирует вместе с детьми.) А ведь наши ребята, Домовой, тоже песни петь мастера. Как, ребята, порадуем Домового, споем ему нашу песню? (Идет исполнение любой русской народной песни.) Скажи, пожалуйста, Домовой, значит, ты – запечный житель?

Домовой. Да, в каждом доме, где есть печка, должен обя­зательно быть Домовой. Он за печкой ухаживает, сковородки серебрит, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевает.

Василиса. А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется – все съе­дено. Говорят — Домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят – Домовой утащил. Правда это?

Домовой. Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет – вспомнит, что сам ее, когда разозлился, вчера вечером в угол бросил. Вoт и запомнит – у каждой вещи в доме свое место должно быть.

Василиса. Зато, говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.

Домовой. Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается.

Василиса. Домовой, а как ты думаешь: хорошо ли знают домашнее хозяйство наши гости — ребята?

Домовой. А вот мы сейчас это проверим. Хотите, ребята, принять участие в конкурсе загадок? Тогда — вот вам первая загадка.

Мать пузата,

сын горяч,

а внук кучеряв.

Что это такое?

Василиса. Ладно, договорились. Загадывай свои загадки, а мы с ребятами будем их слушать внимательно, да, ребята? Чур – не ошибаться!

Домовой. Итак, ребята, выбирайте один правильный ответ из трех.

1. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? Сковорода «тефаль», чайник, чугунок. (Чугунок)

2. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке? Кочерга, веник или полено. (Кочерга) 

3. Как называлась на Руси обувь, сплетенная из коры деревьев? Сапоги, лапти, валенки. (Лапти)

4. Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка «Курочка с носком — всякому поклон»? Про вешалку, рукомойник, бочку. (Рукомойник)

5. В одной русской народной сказке солдат варил щи. Из чего он их варил? Из дубинки, пилы, топора. (Из топора)

6. А эта загадка про что: по сеням и так, и сяк, а в избу никак? Дверь, собака, солнечный свет? (Дверь)

7. И последняя загадка: «Веду я внучка по всем комнатам за ручку»? Утюг, пылесос, веник. (Веник)

Василиса (награждает отгадчиков загадок сувенирами).

Молодцы, ребята, хорошо знаете домашнее хозяйство, не хуже Домового. Правда, Домовой?

Домовой.  Что правда, то правда. Молодцы! Но похвалите и меня.

Василиса. И тебя похвалим — уж больно твои загадки всем понравились, правда, ребята? И веселые они, и смешные, и ум­ные были.

Голос (из-за печки обиженно и растянуто). Бы-ы-ли, бы­ли, а про меня-то забыли.

Василиса (удивленно). Кто это опять к нам в гости при­шел? Домовой, может быть, ты знаешь?

Домовой. Конечно знаю, это мой ближайший сосед. Он тоже печку любит, спать на печке — его самое любимое занятие. Про него даже поговорка есть. Почему он гладок — поел и набок.

Василиса. Я думаю, ребята уже догадались, о ком идет речь. Это самое популярное домашнее животное. Любит тепло, молочко. А когда в доме печку ставят, для него специальный уголок в печке выкладывают. Называется он «печурка». А живет в этой печурке кто?

Выходит кот Мурлыка.

Кот. А живет в этой печурке кошурка. Это я — домашний кот Мурлыка.

Василиса. Вот это кто. Выходи, выходи, кот Мурлыка, про вас, добрых да ласковых котов, много песен да прибауток сло­жено. Сейчас мы тебе некоторые из них расскажем да споем.

Котя, котенька, коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тому коту

За работу заплачу.

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Идет исполнение русской народной песни «Ходит Васька серенький».

Кот. Слышу, больно разговор у вас приятный идет – о печ­ке, о тепле, о домашнем уюте. А кто больше нас, котов, любит тепло да ласку. Погладили котика – он замурлыкал, дали ему молочка – снова песенку запел. Но, как говорится, для доброго обеда нужна и добрая беседа.

Василиса. Кот Мурлыка, расскажи сказку.

Кот (ворчливо). Вот еще. Приходил дед Овес, он и сказки унес.

Домовой. Правда, Кот, расскажи.

Кот. Ладно уж, так и быть — усаживайтесь поудобнее да слу­шайте. Я расскажу вам старинную сказку про то, как жадный поп работницу нанимал. (Рассказывая, говорит за попа густым басом и «окает».) Вот как-то раз пришла к попу наниматься на работу девушка. Поклонилась она ему в пояс и спрашивает:

– Скажи, батюшка, не нужна ль тебе работница?

– Нужна, нужна, – отвечает поп. – Правда, работы у меня мало будет. Все только будешь спать и отдыхать.

– Спать да отдыхать? – спрашивает девушка. – А я слышала прежнюю работницу ты так замучил, что она от тебя сбежала.

– От кого ты это слыхала? – спрашивает поп.

– Да люди говорят.

– Да мало ли что люди твои болтают. Говорю – работы мало, стало быть, так оно и есть.

– Ну, а сколь мало-то, расскажи.

– Ну вот слушай. Утром встанешь, как подобает по свету. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на луг выпустишь, в хлеву приберешь – и спи-отдыхай! Завтрак-утренник состряпаешь, самовар согреешь, семью мою завтраком накормишь – и спи-отдыхай! Потом с утра в поле поработаешь, в огороде пополешь, коли зима – за дровами и за сеном съездишь – и спи-отдыхай! Обед сваришь, пирогов напечешь, мы все обедать сядем, а ты – спи-отдыхай! После обеда посуду вымоешь, избу приберешь – и спи-отдыхай. Коли время летнее, так в лес по ягоды и по грибы сходишь, а коли по делам надо будет в город сбегать – сбегаешь, тут близко, и восьми километров не будет, а потом – спи-отдыхай! Из города прибежишь, самовар поста­вишь, мы чай сядем пить, а ты – спи-отдыхай! Вечером коров встретишь, подоишь, корму им дашь – и спи-отдыхай! Ужин сваришь, мы его съедим, а ты – спи-отдыхай! Воды принесешь, дров к завтраку наколешь – и спи-отдыхай! Мы спать ляжем. А ты, весь день проспишь-проотдыхаешь, ночью-то поработа­ешь – пропрядешь, поткешь, поешь – и спи-отдыхай! Ну, под утро белье постираешь, какое порвалось – зашьешь – и спи-отдыхай! Да ведь работать ты будешь не даром. Я тебе деньги большие платить стану. Каждый год – по рублю. Сама подумай: сто годов – сто рублев! Богатейкой станешь!

Василиса. Ой, какой жадный поп! Как вы думаете, ребята, удалось ему нанять работницу? Конечно, нет, видно, девушка от него тут же сбежала.

Домовой. Он хотел, чтобы бедная девушка день и ночь задаром на него спину гнула.

Василиса. Хорошую сказку рассказал нам кот Мурлыка, спасибо.

Кот. Я доволен, доволен. (Мурлычет.)

Кот Мурлыка – толстый, ладный,

Щедрый и совсем не жадный.

Мышку вам могу словить,

Молочком всех угостить.

Я люблю в окно смотреть,

Около печи сидеть.

Позовете – кис-кис-кис,

Сказку расскажу «на бис».

Домовой. Как быстро время возле печки пролетело.

Кот. Потому что беседа приятная и компания хорошая.

Василиса. Я думаю, что возле нашей печки – символа до­машнего тепла и уюта – мы встретимся еще не раз. А пока – до свидания, ребята!

Домовой и Кот (вместе). До новых встреч!

Список используемых источников

1. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». – Ярославль. – Академия развития. – 2005.

2. Гаврилова И.Г. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – Ст.-Петербург – ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2008.

3. Гербова В.В., Ильчук Н.П. «Книга для чтения в детском саду и дома». – Москва. – ОНИКС-ЛИТ. – 2014

Количество просмотров: 7518  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы