«Детство без жестокости и насилия». Разработка родительской конференции

 
 

Соколова Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

«Детство без жестокости и насилия». Разработка родительской конференции

Цели: Привлечь внимание родителей к проблеме детского насилия. Повысить уровень психологической грамотности в отношении проблем профилактики и предупреждения последствий жестокого обращения и насилия над детьми. Сформировать в общественном сознании позитивный образ семьи, важность построения семьи без жестокости и насилия.

Задачи:

Дать понятие насилию, его основным видам, признакам, проявлениям и последствиям.

Показать на примере статистики и проведенных анкет актуальность обсуждаемой проблемы.

Выяснить, как проблема домашнего насилия влияет на развитие ребенка и развитие общества в целом.

Воспитать чувства важности построения семьи без жестокости и насилия. Обсудить возможные пути борьбы с детским насилием.

Рассмотреть приемы профилактики и преодоления последствий жестокого обращения и детского насилия.

Изучить способы, помогающие родителям уберечь ребенка от насилия. Предоставить пакет рекомендация для родителей по выработке у детей навыков выхода из угрожающей жизни ситуации.

Форма проведения: конференция.

Методы, используемые при проведении мероприятия: наглядный, практический, словесный.

Тип мероприятия: просвещение.

Подготовительная работа: анкетирование детей, родителей, подготовка памяток для родителей.

Выступление педагога-психолога.

При слове "насилие" возникает неприятное чувство внутри. Инстинктивно хочется отстраниться, вычеркнуть, забыть. Однако сегодня, когда насилие стало нормой жизни, делать это становится все труднее…

Электронный словарь по правам человека говорит, что насилие – это демонстрация силы для оказания влияния или уничтожения. И если насилие совершается над ребенком, следуя логике, в голову приходит ужасная мысль: с целью уничтожения? Но зачем? И возможно ли это? Упрямая статистика говорит свое веское "да".

В Организации Объединенных Наций пришли к пугающему заключению: Насилие над детьми является одним из самых распространенных явлений в современном мире – жертвами этого насилия, в основном бытового, становятся 275 млн. детей планеты. Почти 6 млн. детей, принуждают заниматься проституцией или эксплуатируют в порноиндустрии. Из каждых 100 детей в мире 16 работают и некоторые из этой категории «трудящихся» не старше 5 лет. Примерно 170 миллионов детей в мире заняты опасными видами труда. Они работают на фермах, плантациях и в шахтах. Многие из них имеют дело с химикатами и пестицидами. Детей часто используют в качестве солдат в вооруженных конфликтах или торгуют ими.

В России ежегодно около 2 млн. детей избивается родителями. Для 10% из них результатом жестокого отношения родителей становится смерть, для 2 тысяч – самоубийство, а 50 тысяч детей уходят и дома. Эксперты считают, что данные оценки приблизительны и реальная цифра может очень сильно отличаться, поскольку о случаях насилия над детьми в домашних условиях не всегда сообщают в правоохранительные органы. Точно подсчитать количество детей, страдающих от взрослых, нельзя. Проблема семейно-бытового насилия, до недавнего времени, была закрыта для обсуждения по известным причинам. У нас еще сильны традиции воспитания: «Битье определяет сознание», «Бьет – значит любит». На самом же деле вопрос гораздо глубже, и агрессия, направленная на ребенка, непосредственно отражается не только на его психическом здоровье, но и на психическом здоровье всего общества. Дети, усваивая насильственное поведение родителей на уровне подражания, переносят его в социум.

Специалисты отмечают, что физическое насилие над детьми часто воспринимается как само собой разумеющееся явление и не вызывает осуждения общественности. Выходит, что мы давно привыкли к существованию насилия, как к бедности, к людям, просящим милостыню, предпочитая отворачиваться в сторону и проходить мимо, а не решать проблему.

Исследование, проведенное прошлой весной социологами, выявило просто-таки средневековое отношение к телесным наказаниям в семьях. Почти 52% современных родителей прибегают к физическим наказаниям в воспитательных целях! 1,8% респондентов утверждают, что делают это часто, 17,8% – иногда, а 31,4% – редко. Парадоксально, но женщины прибегают «к кнуту» чаще (57%), чем мужчины (45%). Таким образом, родители причастны к насилию над собственными детьми и при этом они не считают свои действия жестокостью, объясняя это тем, что их воспитывали так же. Физическое наказание воспринимается, как неотъемлемый атрибут воспитания, т.е. насилие и жестокость признается нормой воспитания. Самым опасным является то, что многие дети воспринимают побои как норму жизни, как неотвратимость, поэтому они не говорят об этом, стараясь вытеснить из памяти происходящие события. И вот так, унижая собственных детей, день ото дня родители навязывают многочисленные комплексы своим малышам.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Ребенок – не раб, родитель – не господин. Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия. Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Мы поставили перед собой задачу выяснить, как данная проблема отражается в сознании новосибирских обучающихся и проявляется в их дальнейшем развитии.

Опросом было охвачено 85 учащихся третьих классов одной из школ Новосибирска. Были заданы следующие вопросы анкеты:

1. Бьют ли детей родители?

2. Если бьют, то за что?

3. Если не бьют, то почему?

4. Как дети могут защитить себя от физического наказания?

5. Что дети чувствуют, когда их бьют?

Результаты анкетирования показали, что 48% детей испытывают на себе физическое насилие со стороны родителей. При этом из детей, которые не подвергаются дома физическим наказаниям (52%): 32% опрошенных считают, что их не бьют, потому что у них хорошие родители; 20% не знают, почему их не бьют.

Выявленные анкетированием причины физического насилия:

На 1-ом месте – плохое поведение (17%); на 2-ом – школьная неуспеваемость (13%); к 10% ребят физическое наказание применяется тогда, когда они не помогают дома; 5% наказывают за то, что они долго гуляют и 3% детей вообще не знают за что, по отношение к ним применяют физическую силу. Таким образом, большинство детей бьют – за плохое поведение. Дети с импульсивным поведением, гиперактивные нуждаются в особом к себе подходе, а вместо этого их подвергают жестокому наказанию. Дети начинают считать такое поведение нормой общения, причиняя зло уже своим сверстникам и тем, кто младше. Таким образом, семейно-бытовое насилие служит моделью агрессивного поведения. Модель насилия, усвоенная в семье, воспроизводится в социальных институтах: школе, армии, семье, государстве.

На втором месте – плохая успеваемость. Зачастую дети, усваивающие школьную программу не так, как хотелось бы их родителям, рассматриваются ими как символ их собственного неуспеха. Наказание в этих случаях играет крайне отрицательную роль. Исследования отмечают, что в популяции детей, подвергающихся жестокому обращению, цифры умственной отсталости у детей доходят до 40%.

Все опрошенные дети хорошо понимают, как нужно себя вести, чтобы избежать физического наказания. По мнению ребят для этого необходимо: получать хорошие оценки – 51%; хорошо себя вести – 17%; "не выпрашивать" – 6%; слушаться – 26%. Можно сделать вывод, что уже в детском возрасте нарабатываются приспособленческие нормы поведения.

В результате жестокого обращения наши дети испытывают следующие чувства: страх, боль, стыд, обиду, ненависть, унижение, чувство вины.

Таким образом, страшнее самого насилия его последствия! Домашнее насилие имеет различные последствия для ребенка и обычно отрицательно сказываться на его психическом здоровье.

Последствия:

– повышенная агрессивность;

– тревожность;

– задержки нервно- психического и физического развития;

– неумение сопереживать;

– проблемы с учебой;

– поведенческие проблемы;

– заниженная самооценка;

– низкий социальный статус;

– совершение противоправных действий;

– уход в наркоманию и алкоголизм.

Однако не только прямое насилие влияет на неустойчивую пока детскую психику, но и косвенное. Когда дети сами не подвергаются избиениям, но видят такое поведение среди родственников, с которыми проживают – это влияет на их психическое и психологическое здоровье не меньше.

Около 40% детей, которые были жертвами или свидетелями бытового насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте – они либо опять становятся его жертвами, либо сами его совершают, поскольку, живя в такой обстановке, считают насилие в семье не преступлением, а приемлемым способом решения семейных конфликтов. Таким образом, можно сказать, что склонность к бытовому насилию передается из поколения в поколение. Это подтверждают и эксперты. По их данным, большее количество женщин подвергается насилию в тех семьях, где мужья в детстве или испытали его на себе, или видели, как от него страдают их матери. Вместо того чтобы не делать этого больше, они теряют контроль и снова совершают ошибки своих отцов, позже раскаиваясь. Женщины же, видя их раскаяние, прощают, не понимая, что помочь им в силах только специалисты, а дети, видя такое поведение главы семейства, подвергаются угрозе, которая намного позже становится причиной многих семейных драм. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений.

Физическое насилие, домашнее насилие над детьми – актуальность данных проблем не вызывает сомнения, все они приводят к тяжелым последствиям в жизни ребенка, но страшнее всего и больше всех имеет негативные последствия – сексуальное насилие над ребенком. Изнасилование – и общественная мораль, и уголовный кодекс считают наиболее тяжким преступлением против личности. Последствия сексуального насилия для ребенка тяжелы всегда, влияние такого опыта ощущается на протяжении всей дальнейшей жизни. Приведем лишь несколько фактов: дети-жертвы в 10 раз чаще совершают попытки суицида, чем остальные дети той же возрастной группы, 90% людей, страдающих от тяжелых личностных расстройств, имеют историю сексуального насилия.

Были обнародованы страшные цифры. За последние 7 лет число преступлений сексуального характера в отношении детей выросло в 30 раз! Количество развратных действий в отношении детей – почти в 4 раза. Вдумайтесь в эти цифры. Наверное, не надо объяснять, почему так важно предотвратить подобное – то есть суметь объяснить хотя бы собственным детям элементарные меры предосторожности. Не надо объяснять и важность умения заметить признаки уже совершившегося несчастья, чтобы суметь вовремя оказать помощь ребенку и наказать виновного в случившемся – поскольку ничто так не плодит и не приумножает насилие, как безнаказанность.

У ребенка, ставшего жертвой сексуального насилия, меняется поведение. Поэтому внимательные и чуткие родители сразу смогут заподозрить неладное. Наблюдайте за ребенком, прислушивайтесь к своему сердцу и родительскому инстинкту.

Ниже вашему вниманию предлагаются типичные признаки последствий сексуального насилия, проявляющиеся в поведении:

Насторожитесь, если:

-ребенок проявляет не соответствующие возрасту сексуальные познания;

-ребенок без причины стал слишком тревожен, беспокойно спит, плохо кушает, ему снятся кошмары или он кричит по ночам;

-отмечаются изменения во внешнем облике, отрицание друзей и приятелей, нежелание выходить на улицу;

-появилось нарушение привычек (энурез), частое принятие ванны, навязчивое мытье (желание «отмыться»);

-появляются немотивированные вспышки агрессии или злобы, отчужденность, отрицание родительской ласки;

-саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, суицидальные попытки, побеги из дома, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;

-общее недоверие, страх к взрослым определенного типа: пола, возраста, внешности; может проявиться страх при виде взрослого с определенной фигурой или цветом волос;

-неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту: «я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я никогда больше не пойду на футбол»;

-иногда ребенок может рассказывать о травмирующей ситуации от третьего лица «это случилось с моим другом», даже сочинить сказку о принце и принцессе, которая не хотела его целовать. Такие выдумки тоже лучше не оставлять без внимания;

-свидетельство того, что между ребенком и более старшим человеком имеется некая секретная связь: особенно тревожно, если у ребенка появляются подарки, деньги;

-очевидное нежелание оставаться наедине с кем-то из знакомых взрослых или членов семьи.

Обращаться в полицию – или нет? Этот вопрос каждый решает сам. Конечно, с одной стороны, хочется быстрее забыть этот кошмар, но с другой – если не призвать насильника к ответу – сколько еще жизней он покалечит?

Что делать взрослым, если ребенок подвергся сексуальному нападению?

Несколько простых правил:

Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет инцидент.

Внимательно отнеситесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

Поговорите с ребенком. Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребенок говорит сам, добровольно.

Успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы любите и ни в чем не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины.

Будьте честны. Скажите ребенку, что вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в полицию).

Подбодрите ребенка. Не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов, зато помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.

И, наконец, обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой и медицинской. Помните: интересы ребенка – выше всего остального.

Подводя итоги необходимо выделить ряд задач, нуждающихся в первоочередном разрешении:

1) Отстраивать систему психической реабилитация жертв сексуального насилия и убеждать родителей водить детей на эту реабилитации. Ребенок не может сам справиться с такой травмой, это значит, что со временем она будет вылезать в виде разного рода физических болезней и неврозов.

2) Не менее важно отстраивать систему профилактики. Жертвами насильников чаще всего становятся дети не осведомленные в вопросах взаимодействия полов. Их легче обмануть, соблазнить и потом запугать, чтобы они молчали. Защитой станут разумные знания. Не информированный ребенок не поймет, чем может закончиться знакомство с чужим приветливым взрослым, проявляющим к нему повышенное внимание. А у нас, увы, ребенок имеет все возможности найти в Интернете порнографическую информацию, но не может найти «методичку» по самозащите. Но самое главное, с чего необходимо начинать, – это с взрослых, которые не понимают, где граница экзотики и криминала. К примеру, в Америке фильм «Лолита» был запрещен к показу. А у нас по телевизору рассказывали о премьере интригующего фильма, отражающего новейшие тенденции современного общества. Вот так! И люди не понимают, что сексуальные отношения с ребёнком – это не романтизм по Набокову, а преступление.

Говоря о насилии над детьми, мы зачастую не относим это лично к себе. Мы зарываем голову в песок, считая, что «все эти ужасы» происходят где-то там, далеко, где угодно. Не надо отворачиваться от проблем, надо всеми своими силами бороться против тиранов, использующих свою силу и влияние на малолетних детей. Если вы знаете о случаях подобных издевательств, необходимо немедленно остановить их незамедлительными действиями – обратиться в соответствующие службы по защите прав ребёнка, органы опеки. Вы не одни, мы вместе, помните об этом. Делая вид, что вы ничего не видите, вы становитесь сообщником.

Как уберечь ребенка от насилия?

Все родители хотят, чтобы их дети выросли, чувствуя себя защищенными, сильными и свободными. Быть родителем – трудная задача, этому нужно учиться. Общение – это самый важный союзник родителей, который поможет им вырастить здорового ребенка. Умение выслушать ребенка, поговорить с ним начистоту – вот из чего надо исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия. Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов, они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать так, чтобы этих трудных ситуаций не возникло вовсе.

Анкета, проведенная нами с учащимися 3-4-ых классов одной из новосибирских школ показала, что многие дети испытывают дефицит информации. Дети плохо информированы о правилах поведения на улице, в подъезде, в местах, где они могут быть подвергнуты опасности. Они не знают, как себя вести, как защититься от насилия, рамки необходимой самообороны.

В анкетирование участвовало 95 детей, были заданы вопросы по правилам поведения детей в ситуациях, угрожающих их жизни, когда они одни дома, когда они на улице и в подъезде. Были получены следующие результаты.

На вопрос, как вы поступите, если остались дома одни, а в дверь стучат люди и просят открыть ее, представившись пожарными, медиками, представителями УКа, только 45% поступят правильно, позвонив родителям или соседям.

34% сделают вид, что дома никого нет, хотя это опасно, за дверью может быть квартирный вор, и отсутствие кого-нибудь в доме может мотивировать его к взлому и привести к негативным последствиям для ребенка. Но, что еще более ужасно – 21% ребят откроют дверь.

Что касается встречи с незнакомым человеком, большинство ребят знают, как себя вести: они или молча, пойдут дальше, или пойдут туда, где много людей, или создадут шум. В то же время пугает то, что 15% (14 учащихся) наших детей не считают данную ситуацию угрожающей и вступят с незнакомым человеком в разговор.

Достаточно большое количество ребят не имеет знаний, как уберечься от опасности, которая может подстерегать их вблизи от собственного жилья. Так на вопрос, как ты поступишь, если при входе в подъезд увидишь, что за тобой следуют незнакомые люди 20% наших ребят пренебрегут основным методам сохранения собственной жизни и зайдут в подъезд. Здесь непонятно это или бравада наших детей или же все-таки недостаток информации, к каким последствиям может привести детская бесстрашность и беспечность.

При этом если ребята, уже зайдя в подъезд, увидят там незнакомых им людей, только чуть больше половины опрашиваемых поступят правильно и предпримут все необходимые правила для сохранения их безопасности, а именно или выйдут немедленно или обратятся в первую попавшуюся квартиру, при этом 48% пойдут спокойно до квартиры.

В настоящее время, когда в нашем мире царит беспорядок, нельзя пренебрегать правилами самосохранения. Сегодня им в подъезде встретился «нормальный» незнакомый человек, при этом никто не дает 100% гарантии, что завтра там не окажется маньяк-педофил или наркоман, готовый совершить преступления ради одной дозы, подвергнув жизнь вашего ребенка опасности.

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что первоочередной задачей в предупреждении насилия является информирование наших детей об элементарных приемах самосохранения в нашем обществе.

Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия, то есть фактически навредят им. Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Чтобы помочь детям избежать насилия, родители должны обратить свой страх в действие. В данном случае от них требуется беседовать со своими детьми.

Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.

Когда и где?

Важно найти подходящее место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Иногда родители слышат устрашающие сообщения в новостях и, подогреваемые собственным страхом, принимают самое серьезное выражение лица и зовут детей на беседу. Хотя это не всегда приносит вред, но это не самый лучший способ помочь детям овладеть стратегией предупреждения насилия.

Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Воспитатели называют такие ситуации "подходящими моментами". Для обсуждения темы насилия родители могут начать со своими детьми краткие и многообещающие беседы, используя мультфильмы, различные телевизионные программы.

Как найти подходящие слова?

Родителей может также беспокоить, что им приходится использовать серьезные и пугающие выражения при обсуждении навыков безопасности. На самом деле нужно действовать наоборот. Слова подбираются, исходя из "низкой доли страха" в них. Например, разговор о том, как остаться в безопасности, пугает значительно меньше, чем разговор о встрече с незнакомым человеком.

К сожалению, многие взрослые все время рассказывают детям о плохих незнакомцах и о том, какие ужасные вещи могут случиться с ними. Ребенок запоминает эти страшные истории, но при этом не помнит урок о том, как избежать насилия. Помните о том, что вам надо сделать упор на навыках, которым вы обучаете ребенка, а не на опасности, подстерегающей его.

Уверенность в себе

Уверенность в себе играет большую роль в нашей способности сделать что-либо. Когда мы верим, что мы можем что-то сделать, тогда мы на пути к успеху. Так же верно и обратное. Когда мы считаем, что не сможем сделать что-либо, тогда, зачастую, мы даже не предпринимаем никакой попытки. Дети, как и взрослые, должны поверить в свои способности. После беседы о безопасности скажите своему ребенку о том, что вы уверены в том, что он будет помнить о навыках безопасности, находясь дома, в школе или на улице. Дайте понять своему ребенку, обняв его, показав гордость своим голосом и словами, которые вы скажете, что вы верите в него и его способности.

Тренировка

Эффективные навыки безопасности не появятся в одночасье. Полученные навыки и информацию необходимо закреплять. Детям, как и взрослым, необходимо напоминание. Дети усваивают и хранят информацию по-разному, в зависимости от возраста и стадии развития. Родителям нужно постоянно говорить детям о предупреждении насилия, пока они растят ребенка.

Информация, соответствующая возрасту

В разном возрасте детям нужна разная информация. Детям начальных классов нужна информация о том, как вести себя, когда они остаются дома одни, без взрослых. Подросткам нужна информация о безопасности на свиданиях, малышам такая информация не нужна. Важно, чтобы родители использовали правильно информацию, расширяли и изменяли ее по мере взросления детей, развития самостоятельности их ребенка.

Список литературы:

1. Алексеева Л.С.; Кошелева А.Д.; Соколова Е.Т.; Шапиро Б.Ю. М., 2000. – 152 с.

2. Волкова Е. Н.  Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. – СПб.: Питер Пресс,2008. – 378 с.

3. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. – М.,1999. – 78 с.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996. – 212 с.

5. Лапицкая Н.Н., Соловьева И.Е., Конкина В.А. Насилие над детьми: как защитить наших детей и помочь им. Сборник методических рекомендаций. – Рязань: Рязанский гендерный центр, 2008. – 198 с.

6. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия //Психологический журнал. – 1993. № 6. Том 14. –

7. Можгинский Ю. Санкт-Петербург, 1999. – 284 с.

8. Рутман А.А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации.- Ярославль. 1996. – 144 с.

9. Сафонова Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. – М. 1993.-186 с.

Количество просмотров: 11111  

Комментарии

Уважаемая Татьяна Анатольевна, большое спасибо Вам за очень ценный материал по данной теме. Он очень актуален и необходим.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы