Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание молодежи

 
 

Соколова Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание молодежи

В настоящий момент мы с вами находимся на духовно нестабильном этапе развития современного общества, мы живем в непростой, но очень увлекательный век, век глобальной информатизации, цифровых инноваций и интернет-коммуникаций. Вопрос о влиянии средств массовой информации на личность ребенка в последнее время актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

Сегодня доступ к СМИ – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса – средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Становление личности ребенка, в силу занятости большинства родителей решением материальных вопросов, довольно часто происходит под прессом массовых коммуникаций, которые не столь безобидны, как кажется на первый взгляд. Средства массовой информации влияют на личность с самого рождения. На какие воспитательные ориентиры нацелены сегодняшние мультфильмы и передачи, которые мы называем детскими? Приглядитесь, как незаметно подменяются духовные ориентиры в нашем сознании на те, которые выгодны производителям бессмысленных программ и сериалов, кровавых боевиков. Если каждый раз показать какой-то образ в выгодном свете – человек начинает бессознательно считать это нормой. И поэтому откровенная жестокость, безнравственность, становятся нормой поведение, а «Дом – 2», персонажи «Нашей Раши» – это уже считается обычным и приемлемым явлением.

Население нашей планеты уже не может представить свое существование без социальных сетей, блогов, интернет-магазинов. Однако ни для кого не секрет, что большинство гигабайт, содержащихся в недрах всемирной паутины, забиты вовсе не нужной и полезной информацией, а насилием и экстремизмом. Очень часто пропагандируются различные деструктивные организации, которые имеют целые сайты с полной информацией о своем содержании, молодежь очень просто заманить в свои «сети». Одна из главных задач у таких организаций и структур – изолировать детей от родительской помощи, заботы и наставлений, превратить детей в своих послушных рабов. И, к сожалению, с такими задачами они часто справляются. Ведь не редкость, что многие родители вкусы и увлечения ребенка не контролируют, не хотят в них разобраться и придерживаются принципа "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало". И как показывает опыт, жертвами сект и их пленниками часто становятся те дети и подростки, чьим прихотям родители потакают, но не уделяют при этом должного внимания, от которых "откупаются" подарками и карманными деньгами. Нужно понимать, что чем больше внимания уделяется ребенку в семье, чем больше у него ответственности и обязанностей перед близкими, тем меньше вероятность, что он будет «искать себя» среди неформальных объединений.

Особого внимания требует к себе общение детей в социальных сетях. Люди, разрабатывающие технологии вовлечения молодежи в деструктивные группы, активно совершенствуются в своих методах работы с подростками. И у них даже есть понятие – самововлечение в ту или иную организацию. Как это происходит? Все через тот самый компьютер, который имеется практически в каждом доме. Это так называемое взаимодействие в социальной сети. Дети общаются между собой, некоторые сами себя накручивают до такой степени, что готовы совершать асоциальные поступки. Они никому не верят – ни родителям, ни учителям – и доходят до такого состояния, что авторитетов для них не существует. Многие родители часто говорят: «мой ребенок не такой, он с помощью интернета делает уроки». Но они не берут во внимание то, что ребенок может попасть на негативный сайт совершенно случайно. Если, например, ввести в поисковике «смысл жизни», казалось бы, невинный запрос, то есть большие шансы, что ребенок попадет на сайты скрытых сект, поскольку они продвигаются в Сети именно по такого рода запросам. Это же касается и подростковых деструктивных субкультур. Сейчас часто публикуется информация о виртуальных клубах самоубийц, которые дают различные советы о том, как лучше свести счеты с жизнью, и в настоящий момент нет статистики, сколько именно молодых ребят свели счеты с жизнью «благодаря» таким сайтам, но есть показатели посещаемости подобных ресурсов – десятки тысяч! Десятки тысяч потенциальных молодых самоубийц в стране! Какие же еще нужны примеры, чтобы начать осознавать масштабы надвигающейся трагедии ?!

В мае 2018 года мы провели анкетирование подростков нашего лицея с целью определение влияния на них СМИ, Интернета, изучили уровень информированности обучающихся о молодежных субкультурах. В анкетировании участвовали 30 подростков в возрасте от 13-15 лет. Были получены следующие результаты.

1. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

А) Находиться дома, перед телевизором или в интернете – 43%

Б) С друзьями на улице – 36%

В) Спорт, секции, кружки – 20%

2. Какие телепередачи предпочитаете смотреть?

А) Развлекательные – 33%

Б) Познавательные – 13%

В) Сериалы – 43%

Г) Вообще не смотрю ТВ – 11%

3. Можешь ли ты обойтись без интернета?

А) Да, могу – 20%

Б) Могу, но с трудом – 30%

В) Нет, не могу – 50%

4. Во время пользования интернетом встречалась ли вам информация, негативного влияния на вас?

А) Да, всегда – 27%

Б) Довольно часто – 37%

В) Иногда – 30%

Г) Нет, никогда – 6%

5. На ваш взгляд, интернет хорошо влияет на вашу духовность?

А) Да – 26%

Б) Нет – 43%

В) Не знаю – 30%

6. Какие молодежные субкультуры Вы знаете?

Скинхеды – 15, Готы – 10, Эмо – 12, Панки – 8, Геймеры – 6, Тамблеры – 4, Вейлеры – 4, Сед БОЙ – 1, Хипстеры – 1.

7. Из каких источников Вы больше всего информированы о них?

А) Интернет – 40%

Б) СМИ – 26%

В) Друзья – 26%

Г) Родители – 4%

Д) Педагоги – 4%

8. Относите ли вы себя к какой-нибудь молодежной субкультуре?

А) Да – 30% Б) Нет – 70%

Из результатов анкетирования мы видим, что большая часть нашей молодежи предпочитают сидеть дома перед телевизором, в интернете (43%). Всего 20% подростков занимаются спортом или в каких-либо секциях. Настораживающие данные о зависимости молодого поколения от интернета просматриваются в вопросе «Могут ли подростки обойтись без интернета», не могут – ответили около половины опрашиваемых, могут с трудом – 30% и могут отказаться всего 20% молодежи. При этом информацию негативного содержания в интернете встречают практически всегда 27%, и иногда с ней встречаются 37% подростков.

Таким образом, откуда молодежи взять тот положительный потенциал, который требуется для их духовно-нравственного развития и становления. На какой идеал им опереться и равняться, если среди телепередач подростки предпочитают смотреть телесериалы (43%) или развлекательные программы (33%) и всего (13%) смотрят познавательные программы. Среди молодежных субкультур наши сверстники больше информированы о деструктивных субкультурах (скенхедах, готах, эмо). И чаще всего информацию о данных субкультурах они узнают из интернета (40%) и СМИ (26%).

Стоит задуматься, что же творится и что будет дальше? Незаметно вырываются духовные корни, уничтожаются основы народной нравственности. Эпизод за эпизодом разыгрывается грандиозная по своему масштабу трагедия необратимого угасания нравственного и морального самосознания молодежи. В человеческий мозг вбивается культ жестокости, предательства, распущенности, словом всякой безнравственности. Из года в год расшатываются порядочность, духовность и честность людьми, имеющими в этом свои приоритеты наживы и алчности.

Поэтому нам необходимо быть каждую минуту «начеку», знать, интересоваться, быть в курсе того, чем занимаются наши дети в компьютере, мобильном телефоне, с кем они там общаются.

Задача взрослых – быть чуткими, понимающими. Если у ребенка прекрасные взаимоотношения с родителями, то он, в принципе, свободен от влияния любых сообществ, и наоборот, если имеются нарушения во взаимоотношениях с близкими, то любые «неформалы» могут захватить ребенка «с головой». Как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать. И именно родители должны своим собственным примером воодушевлять детей на добрые дела и быть для них моральным авторитетом, и тогда детей не будет тянуть к запрещенным вещам.

Если у вас возникает обеспокоенность безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи, если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников, вы можете обратиться на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернета. Также можно позвонить по телефону 8−800−25−000−15 (звонок по России бесплатный) или направить Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com. Подробнее о Линии помощи вы можете узнать на сайте http://detionline.com

Список использованных ресурсов

1. Безопасность детей в Интернете http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html

2. Азбука безопасности в Интернете http://azbez.com/safety/internet

3. Акции детского портала Tvidi.Ru. "Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/

4. Социальные ролики с сайта http://detionline.com

5. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. − М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48 с.

Количество просмотров: 6288  

Добавить комментарий

Target Image
1. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
12. Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Формы и методы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся коррекционной школы ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Духовно-нравственное воспитание в МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Детский фольклор как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Память о Великой Отечественной войне как основа формирования духовно-нравственных ценностей современного гимназиста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе ВЫПУСК №99, февраль 2022
19. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе Выпуск №98, декабрь 2021
20. Воспитательный потенциал уроков искусства ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы