Работа с историческими источниками и историографией на уроках и внеурочных занятиях по истории в 5 классе

 
 

Карканица Виктория Андреевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 34 г. Новосибирска

 

Работа с историческими источниками и историографией на уроках и внеурочных занятиях по истории в 5 классе

В современном образовании одним из основных является деятельностный подход, в формате которого учителю необходимо выстроить обучение таким образом, чтобы обучающийся научился добывать информацию, анализировать и систематизировать её самостоятельно. Это, в свою очередь, требует обращения к различным источникам информации, каждый из которых обладает определенной спецификой. Учебные занятия по истории – огромный пласт для реализации деятельностного подхода. Исторические источники разнообразны: письменные, вещественные, устные, графические и т. д. Умение работать с каждым из них позволяет обучающемуся находить информацию и делать собственные выводы. Историография – это, прежде всего, сочинения историков, их взгляд на прошлое и современное. Различные мнения и суждения формируют толерантность и критическое мышление, а главное позволяют определить собственную позицию и приобрести опыт аргументации.

Целью данной работы является иллюстрация различных методов работы с историческими источниками и историографией на уроках и внеурочных занятиях по истории в 5 классе.

В 5 классе учащиеся на уроках истории впервые знакомятся с определением «исторический источник». Предлагается использовать ресурс групповой работы. Учащимся ставится вопрос: «Как можно (с помощью чего) изучать историю, т.е. прошлое людей, живших годы, десятилетия, века и тысячелетия назад?»

С помощью ответов учеников можно сформировать «облако мыслей». Суть приема заключается в том, чтобы выписывать ответы учеников на доску (большой лист бумаги). Например:

 

КНИГИ                                                         ИЕРОГЛИФЫ НА ПАПИРУСЕ

ФОТОГРАФИИ                                                        УЧЕБНИК

ИНТЕРНЕТ                                                  РАССКАЗЫ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

ЛЕТОПИСИ                                                             НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ

Далее учитель предлагает учащимся представить, что нет ни учебников, ни интернета, что они сами являются первыми людьми, которым предстоит написать историю прошлых времен, с чего они начнут? Учащихся необходимо подвести к выводу, что нужны какие-то свидетельства, следы прошлого и что это называется историческими источниками. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историк изучает прошлое на основе разнообразных исторических источников – свидетельств и останков прошлого, запечатлевших культурные смыслы своего времени.

Иллюстрацией данного определения могут служить различные предметы, которые, с одной стороны, доступны учителю, с другой, являются свидетелем прошедшей эпохи. Например, ёлочная игрушка советского времени, газета или журнал, вышедший несколько лет назад, деньги (монеты, купюры), выведенные в данный момент из обращения. Если нет возможности продемонстрировать сами предметы, можно использовать изображения (рисунки, картинки) в папке для показа. В конечном итоге, учащихся необходимо подвести к следующему выводу: любой след прошлого может служить для исследователя историческим источником. Научная дисциплина, занимающаяся историческими источниками, вопросами того, как их нужно изучать, называется источниковедение.

Профессиональные историки договорились разделять исторические источники на несколько видов (групп). Нам необходимо определить эти основные группы и проиллюстрировать их примерами.

На данном этапе изучения указанной проблемы, можно предложить учащимся следующее упражнение: «Подумайте, основываясь на представленных примерах, на какие виды могут делиться исторические источники. Ответ составьте в форме таблицы».

(Изображения: № 1: Шекель Первой Иудейской войны. (66–71 годы н. э.). № 2: Картина Васнецова В. М. Гусляры (в данном случае необходимо обратить внимание учащихся на то, что гусляры занимались пением народных песен, былин). № 3: Фотография повозки в Бретани, датируемая примерно 1857 годом. № 4: Одна из первых рукописных книг Древней Руси – Остромирово Евангелие, написанное в середине XI века).

Виды исторических источников

Примеры

1. Письменные

Изображение № 4

2. Вещественные

Изображение № 1

3. Устные

Изображение № 2

4. Визуальные

Изображение № 3

В заключении учащимся можно предложить дополнить таблицу собственными примерами.

В случае более глубокого знакомства с темой исторических источников на внеурочных занятиях, возможно использование групповой исследовательской работы (по 3-4 человека в группе). Суть приема заключается в том, что учащимся предлагаются карточки с изображением вещественных исторических источников. Учитель предлагает учащимся подумать и предложить как можно больше вариантов использования данного предмета древними людьми. Команда, назвавшая наибольшее количество вариантов применения предмета (и объяснившая данную возможность), становится победителем.

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 3

 

Важно помнить, что настоящее назначение этих предметов учителем раскрывается лишь в конце игры. Учащиеся могут предлагать самые разнообразные варианты применения этих предметов, главное, чтобы это применение было обосновано.

Внеурочное занятие позволит познакомить учащихся с алгоритмом работы с историческим источником с помощью составления специальной памятки. Необходимо понимать, что данный алгоритм достаточно объемный и сложный для восприятия учащимися основной школы, поэтому памятка может вобрать в себя основные пункты критического анализа, которые будут наиболее интересны для данного возраста. Провести «внешний анализ» источника для учащихся 5 классов по силам. «Внутренний» анализ делится на три этапа: чтение, комментирование, интерпретация. Мы предлагаем использовать при работе с источником этап «чтение», и по усмотрению учителя отчасти этап «комментирования», этап «интерпретация» целесообразней проводить в старших классах.

Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ»

«Внешний» анализ источника

когда создан источник?

где создан источник?

кто создал источник?

зачем источник был создан?

какой тип источника?

как можно использовать источник для изучения определенной темы?

«Внутренний» анализ источника

Читаем источник:

– выделяем незнакомые слова и «переводим» их, составляем словарь;

– ищем явные и скрытые исторические факты;

– переводим историческую информацию (например, словесное описание исторического момента в визуальном источнике);

Комментируем источник:

– вписываем факты источника в контекст эпохи (какие исторические события предшествовали созданию источника, какие ценности и представления о мире, характерные для этой эпохи, воплотились в источнике);

– вписываем факты источника в личную биографию его автора (располагал ли сам автор необходимой информацией или получал информацию из вторых рук, был ли он в состоянии достоверно передать информацию, оперативно, или по прошествии длительного времени создавал своё произведение, какими намерениями руководствовался автор; какие его личные представления и убеждения воплотились в содержании источника);

– если есть возможность, сопоставляем данный источник с другими источниками, для того чтобы найти несовпадения, противоречия, неполные описания.

Продолжая работу над данной темой, учитель составляет с учащимися беседу с выделением проблемного вопроса: кем мы становимся при наличии исторического источника и намерения его изучать? Ответы учащихся необходимо свести к тому, что людей изучающих, анализирующих исторические источники называют историками. Далее снова обратиться к учащимся с вопросом: могут ли историки, работая над одним и тем же историческим источником иметь разные мнения, спорить между собой? Выслушав ответы учащихся, учитель может предложить прочитать настоящий исторический источник – «Повесть временных лет» – главный письменный исторических источник, летопись, составленная около XI века:

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»

Задания к историческому источнику:

1. О чем говорится в тексте (попробуйте его кратко пересказать).

2. Выпишите из текста незнакомые вам слова, попробуйте найти их значения с помощью словарей, энциклопедий и интернет-ресурсов.

Данный отрывок текста является одним из самых спорных среди историков, но в современной исторической науке 862 год (которым датирован данный сюжет) принято считать началом русской государственности.

Основным предметом спора является то, что неизвестно наверняка, кто такие варяги. По этому вопросу возникла норманнская теория, авторами которой являлись немецкие ученые XVIII века, Г. Байер и Г. Миллер, работавшие тогда в России. Они выдвинули версию о том, что указанные в тексте варяги – это норманны, то есть шведы. Их современник Михаил Васильевич Ломоносов выступил против подобных взглядов, считая варягов славянским народом, приверженцев того что варяги это нескандинавский народ стали называть антинорманнистами. Есть историки, например, Борис Александрович Рыбаков, которые считают, что летописец неправильно истолковал имена «Трувор» и «Синеус», что это вовсе не братья Рюрика, а искаженные названия старошведских слов «род» и «дружина». Также, в связи с тем, что летописец «Повести временных лет» жил спустя почти три столетия после описанных им событий, некоторые историки считают рассказ о призвании варягов легендой. Таким образом, небольшой отрывок текста и сегодня вызывает споры, потому что разные историки истолковывают исторические источники и делают выводы самостоятельно. Наука, изучающая разные взгляды и подходы историков называется историографией – это история истории. Термин «историография» состоит из двух греческих слов: «история», т.е. разведывание, исследование прошлого и «графо» – пишу.

Для того, чтобы сформировать у учащихся более глубокое представление о различных трактовках, учитель может предложить творческое задание: «Расскажите о каком-либо значимом событии в жизни вашего класса (школы). Свой ответ изложите в письменной форме. Попробуйте привлечь в своем рассказе какие-либо факты, также выскажите по этому поводу свое личное мнение, рассуждение». Выполнение данного задания может идти по двум сценариям. Сценарий № 1. Всем учащимся группы выбрать одно и то же событие и в конечном итоге сопоставить свои рассказы – существуют ли отличия (почему?), в чем схожесть рассказов. Сценарий № 2. Учащимся распределить события и составить летопись класса (школы). Полученный результат обсудить и предложить учащимся высказать в чем они не согласны в описании того или иного события и почему.

Таким образом, тот и другой сценарий должен быть реализован так, чтобы учащиеся осознали – каждый видит, анализирует ситуацию исходя из своих вкусов, интересов, настроения. Мнение человека всегда субъективно, поэтому полагаться на труды историков как на абсолютную истину невозможно. Для того чтобы избежать субъективности, необходимо обращаться к разным мнениям, проверять данные, предоставляемые историком – почему ученый пришел к тому или иному выводу, можно ли использовать его аргументы как объективные.

Для более глубоко понимания данной проблемы необходимо познакомить учащихся со значениями слов «объективный» и «субъективный».

Объективный – 1. Существующий вне сознания и независимо от него. 2. Лишенный предвзятости; беспристрастный. Например, объективным фактом, является то что, планета Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца.

Субъективный – 1. Относящийся к субъекту, человеку, личности.                   2. Относящийся только к данному субъекту, отражающий только его мысли, переживания и т. п.; личный, индивидуальный. Например, субъективным фактом может являться то, что определенному человеку не нравится та или иная картина, кинофильм, песня, книга и.д.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

Для закрепления полученных знаний рекомендуется следующее упражнение: « Прочитайте текст и определите, к какому столбику «объективное» или «субъективное» относится каждое предложение»

Объективное

Субъективное

 

 

1. Учеными были обнаруженные вещи первобытных людей. 2. Исследовав материалы памятников палеолитического времени, ученые пришли к выводу, что нож появился не позднее чем 40 тысяч лет назад. 3. Каменный топор проделал эволюцию, выражающуюся в следующих этапах: односторонне оббитая галька; двусторонне оббитая галька; рубило; собственно топор. 4. Современные люди несколько раз в день пользуются посудой, но мало кто знает, что уже в неолите ассортимент ее был довольно широк. 5. 7 тысяч лет назад на Нижнем Амуре ели ложками, изготовленными из глины. 6. Ложка делалась из цельной заготовки, часто имела искусно украшенную ручку с навершиями – изображениями различных зверей и птиц.

Учителю. Для того чтобы учащиеся успешно выполнили данное задание необходимо научить их спорить с каждым предложением, задавая вопросы. Если спорить не получается, значит факт в предложении объективный, то есть не зависит от мнения кого-либо. Например: 1. Учеными были обнаружены вещи первобытных людей (они были обнаружены, это объективный факт). 2. Исследовав материалы памятников палеолитического времени, ученые пришли к выводу, что нож появился не позднее чем 40 тысяч лет назад (что позволило им прийти к данному выводу? есть ли такие ученые, которые считают иначе и почему?). 3. Каменный топор проделал эволюцию, то есть, выражающуюся в следующих этапах: односторонне оббитая галька; двусторонне оббитая галька; рубило; собственно топор (эволюция – это процесс развития, изменения, а если данные факты говорят о том, что каменный топор изменялся, значит это объективный факт). 4. Современные люди несколько раз в день пользуются посудой, но мало кто знает, что уже в неолите ассортимент ее был довольно широк (по каким критерия выделено понятие «широкий ассортимент»?). 5. 7 тысяч лет назад на Нижнем Амуре ели ложками, изготовленными из глины (материал предмета является объективным фактом. 6. Ложка делалась из цельной заготовки, часто имела искусно украшенную ручку с навершиями – изображениями различных зверей и птиц (внешний вид предмета является объективным фактом).

Объективное

Субъективное

1, 3, 5, 6.

2, 4.

Еще одним методом знакомства учащихся с различными трактовками на одни и те же события, явления может служить задание о личности Петра: «Петр I – первый император Российской империи, который провел большое количество реформ (преобразований) в жизни русского народа и государства, одержал победу в Северной войне над Швецией, благодаря чему Россия получила выход в Балтийское море. В историографии существуют различные взгляды на личность Петра I и его деятельность. Прочитайте некоторые из них:

М. В. Ломоносов: «С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако перед Петром малы… Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его – и потекут воды, прикоснется горам – и воздымятся».

Н. М. Карамзин: «Петр нашел средство делать великое, князья московские приготовили оное»; «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною Петр».

А. С. Пушкин: «То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник».

Н. И. Тургенев: «Петр создал флот, на котором мы приплыли с земли варварства на землю образованности».

М. А. Фонвизин: «[Петр, в своих подданных, видел лишь] двуногую тварь, созданную для проведения его цели».

С. М. Соловьев: «Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился».

П. Н. Милюков: «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы».

Имеются ли существенные различия в представленных взглядах? Свой ответ аргументируйте».

Посредством беседы необходимо подвести учащихся к пониманию того, почему взгляды разных исследователей на одну и ту же личность, процесс или явления отличаются. Возможно, определяющими являются такие факторы как: мировоззрение исследователя (его взгляды на то, как должен быть устроен мир), в какое время он жил или живет (он современник или потомок описываемого события, процесса, явления или личности), его положение в обществе (он представитель власти, интеллигенции, обычный человек) и т.д.

Таким образом, посредством различных приемов и методов на уроках и внеурочных занятиях по истории возможна работа с историческими источниками и историографией, это в свою очередь способствует развитию навыков критического анализа, самостоятельного исследования, выстраивания собственной аргументации.

Количество просмотров: 30723  

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитательные эффекты образовательного партнерства учителя и современного «компьютерного» ребенка в пространстве медиатехнологий будущего
2. Летнее погружение в языковую и естественнонаучную среду
3. Медиаобразование как средство воспитания личности
4. Неделя памяти «Этот праздник со слезами на глазах»
5. Работа с историческими источниками и историографией на уроках и внеурочных занятиях по истории в 5 классе
6. Роль медиаресурсов при подготовке к юбилею школы
7. Роль медиаобразования в формировании личности учащихся начальных классов
8. «Ради этого стоит жить!»
9. Профессионально-творческое развитие и саморазвитие педагога в рамках школы «Потенциал»
10. Медиаобразование как средство воспитания личности
11. «Спорт нам плечи расправляет и здоровье закаляет…»
12. Ключевые профессиональные компетенции учителя-предметника
13. Технология интегрированного обучения и воспитания на уроках музыки
14. Методика «Сбора и обработки материала, свидетельствующего об успешности обучающихся начальной школы»
15. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями слуха через сетевое взаимодействие в образовании
16. Методика составления SWOT-анализа на уроках ОКСЭ
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы