Рoль творческих лабораторий в конкурсах журналистского мастерства для юнкоров (на примере университетского медиаобразовательного проекта «Медиаполигон»)

 
 

Катенева Ирина Геннадьевна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры журналистики

Новосибирского государственного педагогического университета,

тьютор магистерской программы

«Педагогическое образование. Медиаобразование»

 

Рoль творческих лабораторий в конкурсах журналистского мастерства для юнкоров (на примере университетского медиаобразовательного проекта «Медиаполигон»)

Как отмечает ряд исследователей, одним из важных элементов современной медиаобразовательной системы в России являются масс-медиа для юнкоров, которые наиболее активно проявляют свой творческий и организаторский потенциал в формате школьных СМИ [1, 2, 3].

Для консолидации деятельности юнкоров создаются специализированные проекты, в частности организуются конкурсы журналистского мастерства, отличающиеся широким функционалом (повышение квалификации юнкоров, руководителей редакций, медиапедагогов в процессе творческого взаимообучения; организация работы информационной площадки для обмена опытом между школьными пресс-центрами; формирование единого информационного и медиаобразовательного пространства).

Курс на медиаобазование

Конкурсы журналистского мастерства являются важным элементом системы медиаобразования школьников и медиапедагогов, так как способствуют процессу социализации представителей молодого поколения, а также формированию критического мышления и умений, связанных с созданием, восприятием, интерпретацией, анализом и оценкой различных типов медиатекстов.

Как показывает анализ опыта проведения подобных мероприятий для юнкоров, конкурс журналистского мастерства, с хорошо продуманной и реализованной концепцией, является информационной площадкой и базой для реализации разноформатных медиапроектов, в том числе относящихся к категории медиаобразовательных. Под медиаобразовательным проектом понимается «уникальная медиаобразовательная деятельность активного типа, направленная на создание определенного медиапродукта» [4, с. 50].

Университет журналистской жизни

Изучение российского сегмента юнкоровских конкурсов, функционирующих в течение последних пяти лет, позволил выявить следующую тенденцию: в качестве одного из центров развития медиаобразовательных традиций и юнкоровского движения выступают университеты, в частности отделения и факультеты журналистики.

Разнообразные медиаобразовательные проекты реализуются в рамках конкурса медийных проектов на фестивале школьных СМИ (МГУ); всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе» (Высшая школа печати и медиатехнологий СПбГУПТД), всероссийского конкурса по журналистике, рекламе и PR для школьников «Проба пера» (Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ), международного конкурса детских и молодежных СМИ «ЮнГа+» (ЧелГУ) и др.

Университетские медиаобразовательные проекты могут являться элементом городских конкурсов журналистского мастерства для юнкоров. Рассмотрим вариант такого симбиоза на примере новосибирского городского конкурса детских и юношеских СМИ, который имеет двадцатилетнюю историю.

При этом необходимо учитывать тот факт, что для новосибирского информационного и медиаобразовательного пространства характерны дефицит качественных изданий городского и областного уровня, рассчитанных на молодежную аудиторию, а также изолированное функционирование школьных редакций, пресс-центров. В связи с этим существует необходимость формирования общей информационной среды и единого медиаобразовательного пространства.

«Мозговой штурм» информационных вершин

Анализ концепции Городского конкурса детских и юношеских СМИ показал, он является базой для реализации разноформатных медиаобразовательных проектов, в основе которых лежат принципы субъектно-субъектного обучения и метод мозгового штурма. В связи с этим описываемый конкурс носит универсальный медиаобразовательный характер: наличие различных номинаций предоставляет возможность участникам проявить себя как в личном («Лучший авторский материал», «Акулы пера», «Редактор года», «Лучший ведущий линейного радиоэфира»), так и коллективном медиатворчестве («Пресс-центр года», «Лучшая телевизионная информационная/познавательная/развлекательная передача», «Лучшая радиопередача», «Дебют года», «Мультимедийный прорыв»), получить умения и навыки в различных медиаспециальностях.

Цель данного конкурса — развитие творческих способностей детей и подростков средствами медиа, формирование медиакомпетенций. В качестве участников конкурса выступают школьники, занимающиеся журналистским и аудиовизуальным творчеством в образовательных организациях различного типа (школы, гимназии, центры дополнительного образования, юнкоровские объединения). Медиапродукты, представленные на конкурс и выполненные во время проведения конкурсных испытаний, относятся к категории непрофессиональных учебных СМИ.

Главная задача конкурса журналистского мастерства — это взаимное обучение и стимулирование творческого потенциала всего редакционного коллектива. Функционирование в рамках конкурса нескольких номинаций позволяет школьным редакциям создать различные медиапроекты (авторские материалы и сюжеты, печатные и электронные издания, теле/радиопередачи), а также провести мониторинг индивидуальной и коллективной деятельности сотрудников школьных СМИ и медиастудий. Для участников номинации «Редактор года» регулярно организуются открытые планерки и летучки.

Проведение редакционной летучки и планерки на базе пресс-центра школы № 86

За двадцатилетний период функционирования конкурса на его базе был осуществлен целый ряд медиаобразовательных проектов для юнкоров и педагогов: проведение профильных смен «Юный журналист Новосибирска», организация работы секции «Современная журналистика» в рамках городской научно-практической конференции школьников, создание городского детско-юношеского пресс-центра «Амбидекстр» и «Детского телевидения Новосибирска» и другие.

Важным условием долголетия конкурса журналистского мастерства для юнкоров является обновление его содержательной модели и форм презентации, то есть ребрендинг. Варианты трансформации концепции конкурса, связанные с введением новых номинаций и новых подходов к системе проведения и оценивания творческого участия конкурсантов, в 2014 году были предложены специалистами кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.

В связи с тем, что в конкурсе участвуют редакции, обладающие разным опытом и реализующие разноформатные медиапроекты, было принято решение выделить в номинации «Пресс-центр года» следующие категории:

— конвергентная и/или мультимедийная редакции (объединение периодических и онлайн-изданий, радио и TV в рамках одного пресс-центра);

— пресс-холдинг (объединение газет и журналов в рамках одного пресс-центра);

— классическая редакция (выпускающая одно издание);

— творческий потенциал (начинающие редакции).

СМИрно! Или Курс молодого медиабойца

Финальные испытания для конвергентных, мультимедийных редакций и пресс-холдингов проходят на базе Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ). Студенты, обучающиеся по направлению «Журналистика», и преподаватели кафедры журналистики организуют для сотрудников школьных редакций работу творческой лаборатории «Медиаполигон».

Основными принципами функционирования творческой лаборатории являются игровое проектирование и коворкинг (модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности.). Впервые творческая лаборатория была запущена в 2015 году: редакции получили задание за пять часов работы на разных площадках педуниверситета подготовить подборку из минимум пяти взаимосвязанных материалов (публикаций, фоторепортажей радио- и видеосюжетов) для вузовского сайта www.nspu.ru в раздел «НГПУ глазами абитуриентов» (только одна публикация / сюжет могли быть домашней заготовкой).

Представители семи школьных пресс-центров либо самостоятельно выбирали макротему своего исследования и события, которые будут освещать, либо могли воспользоваться списком информационных поводов, составленным сотрудниками пресс-центра НГПУ. В качестве консультантов и помощников выступали студенты-журналисты, которые делились своими знаниями и опытом создания медиапроектов.

Тьюторы, в роли которых были студенты третьего года обучения, таким образом получали необходимые умения и навыки работы с юнкорами. В рамках «Медиаполигона» для них проходили практические занятия по теме «Методика обучения журналистике и медиаграмотности в юнкоровском кружке или школе журналистики», предусмотренные учебной программой по дисциплине «Детские и молодежные СМИ».

Несмотря на тот факт, что все редакции работали в формате оупен-эйр, то есть во время создания медиапроектов находились в одной аудитории, выбранные для исследования макротемы кардинально отличались: «Возможен ли здоровый образ питания в университете?», «НГПУ: прошлое — настоящее — будущее», «Интересные места и объекты университета» и др.

В конце рабочего дня пресс-центрам предстояло не только сдать все материалы в виде информационного пакета (публикаций, фоторепортажей, видео- и аудиосюжетов, мультимедийных материалов, посвященных одной макротеме), но и подготовить презентацию своего проекта для коллег-конкурентов (рассказать, какие темы были выбраны, в каких жанрах освещались, кто является главным героем материалов, каким образом они взаимосвязаны) и пройти процедуру защиты (ответить на вопросы юнкоров и экспертов, в качестве которых выступали выпускники отделения журналистики НГПУ). Все редакции справились с поставленной задачей, лучшие материалы и сюжеты были размещены на сайте университета, хотя, как признавались приглашенные практикующие журналисты, такое задание является сложным даже для корреспондентов, давно работающих в сфере масс-медиа.

Проведение «Медиаполигона» нашло отражение в публикациях и сюжетах школьных СМИ, в которых участники творческой лаборатории подробно рассказали о полученном опыте (отработка принципов саморефлексии) и даже осуществили попытку сделать обзор и провести разбор получившихся информационных продуктов (отработка принципов медиакритики): выбор макротемы, формулировка идеи, оригинальность информационных поводов, качество работы с источниками информации и их разнообразие, работа с композицией текста / сюжета, наличие авторского стиля и грамотности.

Главное для журналиста — уметь упаковывать, или Секреты мультимедийной упаковки

В 2016 году информационные проекты, созданные в формате «Медиаполигона», были посвящены макротеме «Дни науки». 26 марта 2016 года на базе педагогического университета прошел День открытых дверей, в рамках которого работали исследовательские лаборатории, проводились научные опыты и эксперименты, в частности по созданию и управлению моделями-роботами. Участникам в начале работы медиаполигона предлагалась маршрутная карта, на которой была представлена следующая информация: где, когда, на каком факультете НГПУ и в какое время будут проходить соответствующие мероприятия и их краткая характеристика.

Одним из условий проведения «Медиаполигона», который в этот раз получил второе название — «Мультимедийный прорыв», стало использование в процессе подготовки материалов и сюжетов мультимедийных инструментов (слайд-шоу, тайм-лайнов, интерактивных схем, карт, фотографий и др.). В течение всей работы медиаполигона тьюторы, в качестве которых выступали студенты второго и третьего курсов, делились своими знаниями в области создания мультимедийных проектов.

Опыт по созданию мультимедийных проектов юнкоры школьных пресс-центров и медиастудий города Новосибирска также могли получить, заранее став участниками медиалаборатории «Мультимедийная школа журналистики: как использовать мультимедийные инструменты в работе современного корреспондента», которая работала на базе НГПУ в ноябре 2015 года в рамках Всероссийского форума средств массовой информации высших учебных заведений «Медиавуз-2015», посвященного вопросам формирования современной информационной политики университетов и школ.

В качестве тренера участников медиалаборатории «Мультимедийная школа журналистики» выступал кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национально-исследовательского университета, автор дистанционного курса «Визуальные коммуникации. Создание мультимедийного контента» — visualmediaschool.ru Иван Михайлович Печищев. Юнкоры совместно со студентами-журналистами учились на базе он-лайн ресурсов создавать разные виды инфографики (карты, схемы, диаграммы, облако тегов и т.д.), интерактивных фотографий, тайм-линий и других мультимедийных проектов.

Педагогический университет ведет открытую информационную и образовательную политику, поэтому предоставляет возможность юнкорам школьных пресс-центров и студий журналистики совместно со студентами получать знания и умения в сфере масс-медиа. Так, юные корреспонденты смогли принять участие в серии мастер-классов практикующих журналистов и экскурсиях в редакции городских СМИ, а также в лаборатории научных и исследовательских центров. Данные мероприятия активно освещались на страницах корпоративных школьных изданий, а также в новостных лентах и телевизионных сюжетах, созданных юнкорами. Таким образом реализуется профориентационная деятельность и рекламная политика вуза.

Полученные юнкорами знания, умения и навыки использования мультимедийных инструментов были применены на практике. В качестве примера можно привести интерактивную фотографию, созданную в ресурсе thinglink, на которой отражены научные направления, исследуемые сотрудниками НГПУ (https://www.thinglink.com/scene/770179511554670594).

Все проекты прошли процедуру защиты и были размещены на сайте университета. В этот раз экспертами, оценивающими результаты работы команд в рамках «Медиаполигона», являлись не только преподаватели кафедры журналистики и выпускники отделения журналистики НГПУ, но и редакторы городских, областных, региональных СМИ. Согласно оценке членов жюри, несмотря на то, что редакции работали в формате единого информационного поля (была задана одна макротема, представлен общий список информационных поводов) всем пресс-центрам удалось найти свою нишу и подход к ее освещению: проводились журналистские расследования «неформальной» жизни студентов, обзор научной деятельности преподавателей НГПУ и др. Юнкоры активно создавали собственные информационные поводы, в частности, использовали метод включенного наблюдения, снимали интерактивное маппет-шоу.

Такой формат проведения конкурсных испытаний был положительно оценен всеми участникам творческой лаборатории, при этом было успешно решено сразу несколько поставленных организаторами педагогических задач и для школьников, и для студентов: командообразование, профориентация, коммуникация и др.

Защита проектов пресс-центром гимназии № 17

Лонгрид ученической жизни

Проведение двадцать первого городского конкурса детских и юношеских СМИ отличалось использованием активных методов обучения. В рамках третьего медиаполигона «Мультимедийный прорыв» команды десяти школьных пресс-центров и медиастудий Домов творчества пробовали свои силы в создании информационных пакетов.

Конкретную тему, связанную с жизнью современных школьников и студентов, каждая редакция находила в процессе участия в квесте. Темы были сформулированы таким образом, что их можно было трактовать буквально, а можно было проявить творческий подход, например: «Меню современного образования: съедобное и несъедобное», «Пропуск в жизнь: как попасть в университет», «Как понять, что сделал правильный выбор», «Научи себя сам: возможности студенческого саморазвития».

Часть информационных проектов, созданных в формате «Мультимедийного прорыва», представляли собой лонгриды и были размещены на базе социальных медиа: «Пропуск в жизнь: как попасть в университет. Или зачем нужна мечта»; https://vk.com/@213375736-propusk-v-zhizn-kak-popast-v-universitet-ili-zachem-nuzhna-m; «Как все успеть и ничего не потерять?»; https://m.vk.com/@lera__ch-kak-vse-uspet-i-nichego-ne-poteryat.

В течение всей работы медиаполигона в качестве консультантов и помощников выступали студенты-журналисты, которые делились своими знаниями и опытом создания лонгридов.

 

Задача, которую предстояло решить всем командам, усложнялась за счет того, что в условиях жесткого тайм-менеджмента нужно было подготовить не только мультимедийный проект, но и его мультимедийную презентацию (рассказать, какие информационные поводы и герои были выбраны, в каких жанрах и форматах освещались события; ответить на вопросы коллег-конкурентов и экспертов, связанные с принципами сториттелинга).

В качестве критериев оценки лонгридов выступали соответствие предлагаемой теме и заявленному мультимедийному формату, качество работы с источниками информации и их разнообразие, работа с композицией лонгрида и мультимедийными инструментами, оригинальность заголовочного комплекса, наличие авторского стиля, оригинальность в подходе к презентации темы.

Часть редакций представила в рамках конкурса целую серию мультимедийных проектов и конвергентных информационных продуктов. Все это обусловлено тем, что локальные средства массовой информации, как сегмент современного информационного рынка (в данном случае речь идет о школьных СМИ и медиастудиях), имеют достаточно широкое представление о мультимедийных трендах развития журналистики.

Мультимедийный прорыв для преподавателей

В рамках «Мультимедийного прорыва» в качестве субъектов медиаобразования выступают не только юнкоры, но и руководители школьных пресс-центров и медиастудий. Так, в рамках рассматриваемого конкурса для них регулярно проходят научно-практические семинары («Актуальные вопросы развития школьных и молодежных СМИ в городе Новосибирске», «Алгоритм и принципы эффективной работы над школьным научным исследованием по журналистике», «Этапы создания школьной телевизионной студии», «Создание школьного пресс-центра: основы командообразования» и др.); проводятся обучающие мастер-классы («Принципы создания новостных сюжетов для школьного телевидения», «Особенности реализации проектов для молодежи на современном радио», «Долой протоколы, или Как написать интересный отчет», «Феномен “медиалюди”, или Мультимедийные средства в работе редакции» и т. п.).

Также по итогам конкурса выпускается методический сборник «Пресс-центр в образовательном учреждении», где публикуются лучшие авторские материалы и их анализ, комментарии членов жюри, методические рекомендации руководителям школьных СМИ, описание успешного опыта деятельности школьных пресс-центров. В качестве авторов и редакторов сборника выступают сотрудники кафедры журналистики НГПУ.

Таким образом, конкурс детских и юношеских СМИ не только работает на активизацию творческого потенциала учащихся и развитие их медиаграмотности, но и является важной медиаобразовательной площадкой, на базе которой происходит объединение редакций различных школьных масс-медиа, а также создание единой городской информационной и образовательной среды, в том числе в сегменте «школа — дополнительное образование — вуз». На актуализацию последнего элемента данной системы активно работают университетские медиаобразовательные проекты, реализуемые в рамках конкурсов журналистского мастерства для юнкоров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журналистика и медиаобразование – 2010 / Под ред. проф. А.П. Короченского.Белгород: БелГУ, 2010. 532 с.

2. Федоров А.В. Медиаобразование в учебном процессе школы и вуза // Инновационные образовательные технологии. 2010. №3. С. 39-53.

3. Щербакова М.А. Формирование творческих способностей учащихся старшего школьного возраста при реализации медиаобразования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.  23 с.

4. Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. 129 с.

Количество просмотров: 2324  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы