Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

 
 

Черепанова Нина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ФГБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 120» г. Новосибирска

 

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, музыки, творчества.

Без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Мой достаточно большой педагогический опыт работы с дошкольниками показывает, что ребенок вырастает интересным и творчески развитым, если занимается театральной деятельностью в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями, своими сверстниками способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Работу по театрализованной деятельности начинаю со средней группы. Дети среднего дошкольного возраста более глубоко знакомятся с разными видами театров. При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды следую следующим принципам:

– Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

– Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия.

– Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д.), выбирать то, что ему по душе.

– Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Наполняемость взаимосвязанных центров в нашей групповой комнате:

«Центр игры». В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, и т.д.).

«Центр театра». В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?»  и т.д.). Каждый год разрабатываю перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития». В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Каждое утро у нас в группе начинается с комплексов упражнений и заданий, направленных на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также эмоциональной сферы ребенка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц, выработки четкой артикуляции, эти упражнения помогают выработать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса, усовершенствовать пластику движений и способы выражения своих чувств и эмоций.

В своем перспективном планировании я определила основные направления работы с детьми:

Театральная игра

Задачи: Учить детей строить диалог со сверстником на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи.

В качестве примера предлагаю театрализованную игру (для средней группы).

Цель: Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас детей.

Игра «Котик Серенький бочок».

Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Котик Серенький бочок».

«Сегодня к нам в гости придет Котик. Когда он появляется, становится тихо. Котик очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй, Серенький бочок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать.»

Прошу детей очень тихо, на цыпочках, поискать котика, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее я с детьми «нахожу» котика, он здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбираем водящего. От имени котика читаю текст. Ребенок, на которого указывает котик, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.

«Сидит кукушка на суку,

И слышится в ответ…

«Ку-ку», – отвечает ребенок, на которого указывает Котик.

А вот котеночек в углу,

Мяукает он так… (Мяу! Мяу!)

Щенок прогавкает в ответ,

Услышим вот что мы вослед… (Гав! Гав!)

Корова тоже не смолчит,

А вслед нам громко замычит… (Му-у!)

А петушок, встретив зарю,

Нам пропоет… (Ку-ка-ре-ку!)

Паровоз, набравши ход,

Тоже весело поет… (У-у-у!)

Если праздник, детвора

Весело кричит… (Ура! Ура!)»

«Молодцы, ребята! Как хорошо вы умеете изменять голос! Стихов на свете много, и, читая их, мы голосом отражаем настроение стихотворения. Есть стихи, которые можно рассказывать жестами».

Читаю стихотворение и предлагаю детям показать его содержание жестами. Повторно читаю стихотворение и вместе с детьми изображаю его содержание:

«Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, изображая зайцев.)

Маленький зайка. (Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.)

Бегут по дорожке

Быстрые ножки. (Бегут на месте.)

Деток боишься – (Обхватывают себя руками.)

Зайка-трусишка. (Изображают страх, «дрожат».)»

В заключение хвалю ребят за интересные находки в чтении стихов с помощью движений. Дети вместе со мной приходят к выводу, что жесты и мимика имеют очень большое значение в разыгрывании сказок, стихов и сценок. Звучит музыка. Дети прощаются с котиком.

Театрализованные игры проходят через такие виды деятельности, как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

1. В ходе непрерывно образовательной деятельности стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

2. В совместной деятельности с детьми использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3. Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Для театральных постановок, театрализованных игр родители с удовольствием помогают изготавливать костюмы, атрибуты, помогают в оснащении центра театрализованной деятельности. В этом году планирую создать родительский клуб «Театральная мастерская» для проведения мастер-классов по изготовлению театральных кукол и театров своими руками. Участниками клуба будут родители со своими детьми. В виде консультаций и круглых столов, различных тематических буклетов родители получают информацию о значении театра в воспитании детей, возможность посетить с ребенком тот или иной спектакль, а потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.

Количество просмотров: 13355  

Добавить комментарий

1. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
2. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
3. Роль праздника в формировании личности ребенка
4. Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность
5. Адаптация детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
6. «День Дублера» как эффективная форма партнерских отношений с семьей
7. Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
8. Театрализация как средство развития личности
9. Театральная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
10. Использование средств мини-музея для организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
11. Включение родителей воспитанников в проектную деятельность как активных участников образовательного процесса в ДОУ
12. «Азбука безопасности»
13. Роль подвижной игры в жизни дошкольника
14. Применение мультипликации в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы