Роль подвижной игры в жизни дошкольника

 
 

Пермякова Ирина Игоревна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ г. Новосибирска

 

Роль подвижной игры в жизни дошкольника

В игре ребенок проживает настоящую жизнь с ее радостями и печалями, фантазией, вымыслом. Для него эта жизнь наполнена его, не менее важным, чем для нас, взрослых, смыслом. Достаточно понаблюдать за дошкольниками в процессе подвижной игры, как они прячутся от «сердитого волка», выручают друзей, соревнуются друг с другом. Подвижная игра раскрывает в ребенке физический, творческий, эмоциональный потенциал, формирует волевые качества, развивает быстроту реакции. В дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Именно подвижная игра со своей естественностью является прекрасным обучающим и развивающим средством по формированию физических качеств ребенка, дисциплины, когда необходимо сосредоточиться на правилах игры, даже после игрового возбуждения, вследствие пробежки, прыжков и т.д. Дети более застенчивые, чем их сверстники, не сразу включаются в игру, особенно в роль главного героя, лидера. Таким детям, безусловно, нужно помогать, независимо от возраста. Ребенок почувствует поддержку взрослого и начнет «раскрываться» в коллективе. Игровая атмосфера, спонтанность, необходимость быстрого реагирования увлекают ребенка, и он забывает, что когда-то стеснялся своего участия. В этом также заключается положительная «волшебная» роль подвижной игры.

Предлагаю вашему вниманию подвижные игры, которые очень нравятся детям в моей подготовительной группе. Особенно хочу выделить русские народные подвижные игры, которые отражают колорит и культурные традиции нашего русского народа, образные оригинальные выражения, метафоры, песенки.

Какие-то игры известны многим, какие-то, возможно, станут открытием для начинающих педагогов.

«Горелки». Вариации «Гори, гори, ясно!»

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все игроки образуют пары, в основном мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина и женщина. Пары встают друг за другом, а водящий становится спиной к первой паре на некотором расстоянии, и ему нельзя оглядываться назад. Затем кто-то один или все вместе играющие начинают приговаривать: «Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глянь на небо, там птички летят, колокольчики звенят!» После чего водящий смотрит в небо. Затем задняя пара бежит через стороны вперед, один человек – через правую сторону, другой – через левую сторону. Задача задней пары – постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса игроков, можно также встать в круг, не парами. Водящему можно использовать атрибуты – платок, бубенцы, тогда он говорит слова «Гори, гори ясно…», т.е. «водит».

«Серый волк под горой». («Гуси, гуси, га-га-га»)

Из играющих выбирают «пастуха» и «серого волка». Волк прячется в укрытие. Диалог между пастухом и гусями:

-Гуси-гуси!

-Га-га-га!

-Есть хотите?

-Да-да-да!

-Хлеба с маслом?

-Нет, нет, нет!

-А чего?

-Конфет!

-Ну, летите! Только крылья берегите!

-Серый волк под горой не пускает нас домой!

«Волк» выбегает и старается поймать «гусенка», который потом выбирается на роль «волка».

«Кот и мыши»

Дети встают в круг, в середине – ребенок. Он кот Васька, «спит», руки сложены, как будто спит. Произносим слова: «Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот, разобьет ваш хоровод!». Кот «просыпается, ловит «мышей», «пойманный» становится котом.

«Гуси»

Играющие делятся на 2 команды. В центре площадки изображают круг. Играющие, по одному человеку от каждой команды, выходят в круг, прижимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку стараются вытянуть вперед. По сигналу играющие начинают толкать друг друга ладонями вытянутых рук. Побеждает тот играющий, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга, или же если соперник сможет встать на обе ноги. Побеждает команда, в арсенале которой больше всего побед.

«Жмурки»

Детям нравится игра в жмурки, здесь есть элемент таинственности. Играющим завязывают глаза. Завязывают глаза повязкой или шарфом. По сигналу участвующие в игре бросаются в разные стороны, разрешено хлопать в ладоши, водящий с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты старается поймать кого-нибудь из бегущих. Пойманный меняется с водящим ролями, теперь ему завязывают глаза, и он старается также поймать одного из детей.

Детям необходимо объяснить, что во время бега они должны следить, чтобы тот игрок, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают водящего криком: «Огонь!»

«Соловушка-пташка, серая рубашка!»

Играющие встают в круг, держась за руки. Это – «лебеди». В центре ребенок – это «серый соловей». Он говорит: «Среди белых лебедей скачет серый соловей!» Дети, изображающие лебедей, приговаривают:

«Соловушка-пташка, серая рубашка!». «Соловушка» должен вырваться из круга, а «лебеди» крепко держатся и его не выпускают.

«Золотые ворота»

Двое детей – «солнце» и «луна», встают, поднимая высоко руки, изображая «ворота». Остальные игроки держатся за руки, готовятся проходить через «ворота». Игроки, изображающие солнце и луну, поют:

Золотые ворота

Проходите, господа!

Первой мать пройдет

Всех детей проведет.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки вниз).

Тот, кто оказался за «воротами», остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Тот, кого задержали, отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все дети расходятся: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». У этой игры также имеются вариации.

Использованная литература:

1. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. ФЦКМ, Познавательно-информационная часть, игровые технологии, 2010.

Количество просмотров: 15110  

Добавить комментарий

1. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
2. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
3. Роль праздника в формировании личности ребенка
4. Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность
5. Адаптация детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
6. «День Дублера» как эффективная форма партнерских отношений с семьей
7. Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
8. Театрализация как средство развития личности
9. Театральная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
10. Использование средств мини-музея для организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
11. Включение родителей воспитанников в проектную деятельность как активных участников образовательного процесса в ДОУ
12. «Азбука безопасности»
13. Роль подвижной игры в жизни дошкольника
14. Применение мультипликации в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы