Электронная форма учебника как инструмент успешной реализации образовательного процесса при работе с детьми со статусом ОВЗ
Санаторная школа-интернат № 133 – единственное образовательное учреждение в Западной Сибири, которое с успехом занимается консервативным лечением заболеваний позвоночника и в котором созданы условия для интеграции образовательного и реабилитационного процессов. Наш контингент обучающихся: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) с сохранным интеллектом (I и II степени сколиоза, юношеский кифоз, дети после хирургического лечения на период послеоперационной реабилитации), дети с ЗПР, нарушениями слуха.
При построении образовательного процесса для детей со статусом ОВЗ мы сталкиваемся с рядом проблем:
– нарушение двигательной сферы;
– недостаточное развитие психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания);
– изменение способов коммуникации и средств общения;
– замедленная скорость восприятия, приема и переработки поступающих сведений, объема воспринимаемой сенсорной информации;
– проблемы с моторикой;
– низкий уровень произвольности психологических процессов и поведения.
Каким образом совместить лечение, обучение, внеурочную деятельность, не нарушая рекомендации лечащих врачей и соблюдая стандарты образования? Как сделать процесс обучения эффективным для всех групп детей? Ответ прост, применение ИКТ-технологий и внедрение в образовательный процесс школы электронные формы учебников.
С 2018 года наше образовательное учреждение является одним из тех, кто участвует в федеральном проекте внедрения ЭФУ в образовательный процесс в рамках ФГОС НОО и ОО, под руководством ОблЦит, в лице Г. В. Утюпиной, начальника учебно-методического отдела ГБУ ДПО НСО «ОблЦИТ» г. Новосибирска.
Обучая детей с ОВЗ, мы понимаем, что основная задача – в индивидуализации обучения, соответственно ЭФУ выполняет эту задачу, делая процесс «безболезненным». Во-первых, это удобство использования при работе с долго отсутствующими детьми по болезни или в процессе реабилитации. Например, если ребенка нужно аттестовать, но ему противопоказано находиться в школе – решение «Мобильный класс», «Контрольная работа» и т.д. Соответственно: ребенок обучается, работает с сервисами ЭФУ (заметка, закладка, аудио и т.д.), тем самым овладевает компетенцией «Умение учиться».
ЭФУ для нашей школы имеет огромное количество преимуществ:
– ребенок сам задает желаемый режим общения с материалом;
– ребенок сам выбирает необходимый материал и наиболее удобную для себя форму и темп его изложения;
– ребенок сразу получает оценку своей работы;
– сам контролирует свой учебный прогресс, не боясь совершить ошибку.
При работе с данной группой детей могу выделить ряд проблем и пути решения, применяя ЭФУ:
– проблема № 1
– проблема № 2 Образы на экране становятся опорой построения собственных фраз и предложений, облегчается процесс речи. Аудиальное сопровождение закрепляет в памяти экстралингвистические сигналы, сопровождающие речевую информацию. Использование клавиатуры развивает центры головного мозга, связанные с речевой моторикой. Видеосюжеты «социальных историй» развивают коммуникативную составляющую речи.
– проблема № 3 Визуальные средства развивают наглядно-образное внимание и память. Интересные структурированные сюжеты развивают долговременную память. Чтение правил и определений, написанных приемом стихотворных строк и выделенных фоном и цветом, развивает зрительное и слуховое ритмическое восприятие и память. Вариативность аудиосопровождения с паузами, изменением громкости голоса, тембра, ритма развивает слуховое восприятие и память. Использование позитивной анимации развивает эмоциональную память.
Следовательно, анализируя эти проблемы, можно заявить о том, что ЭФУ – во многом их решение. Но мы, как педагоги, работающие с детьми, должны строго соблюдать рекомендации нормативно-правовых документов, одним из них является СанПин, в котором четко разграничено время использования ЭФУ, smart доски, печатного учебника. Соответственно, необходимо чередовать виды деятельности на уроке, применять динамические паузы и различные виды технологий.
Говоря о технологиях и методах, которые я применяю на своих уроках, обучая английскому языку, хотела остановить ваше внимание на следующих:
– Предметный класс и зональное обучение. Преимущество данных технологий в том, что работа в классе происходит и с помощью ЭФУ, и бумажных носителей. Также дети в процессе урока могут менять положение тела, занимаясь сидя, лежа или стоя, что влечет за собой разгрузку опорно-двигательного аппарата.
– Смешанное обучение вместе с технологией BYOD. Плюсы этой модели заключаются в том, что ребенок работает на своем гаджете, используются индивидуальные формы работы (тренажеры, тестирования и т.д.). А также зонирование площадок урока, где дети передвигаются по классу, тем самым снимая нагрузку с позвоночника.
Еще одна технология, которая имеет место в нашем учреждении, это дистанционное обучение. С детьми, которые находятся в послеоперационном периоде и не посещают школу, педагоги занимаются посредством скайп технологий, включая работу с ЭФУ, мобильные классы, тренажеры, якласс, учи.ру и т.д.
Конечно же, основа всему – соблюдение ФГОС НОО и ОО, так как дети сдают ЕГЭ/ОГЭ, пишут ВПР, различные виды мониторингов, и задача педагога – научить школьников, несмотря на то, что существует ряд особенностей обучения данной категории детей.
Например, используя ЭФУ по английскому языку, добиваюсь коммуникативных УУД при помощи сервисов: заметка, поиск информации, закладка и т.д. Дети обретают умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, используя в том числе средства и инструменты ИКТ; овладевают устной и письменной речью. Говоря о регулятивных УУД, ЭФУ решает и эту задачу: дети овладевают умением оценивать правильность выполнения учебной задачи, находят собственные возможности её решения.
В итоге могу выделить плюсы внедрения ЭФУ:
– информация в контексте происходящего в окружающем мире ребенка;
– трансляция информации через вербальное общение;
– смена видов деятельности;
– образность и кратность;
– удобство (нет необходимости приносить печатные учебники, все хранится в едином пространстве).
Конечно, в любой бочке меда есть ложка дегтя. Итак, минусы использования ЭФУ:
– не все ЭФУ снабжены гиперссылками на необходимые источники;
– мало тренажеров и интерактивных заданий;
– частая потеря логина и пароля детьми для выхода в личные кабинеты.
В современном мире быстроменяющейся информации человек обеспечивает защиту мозга от перегрузок. Важно научить детей умению быстро переключиться с одного источника на другой, тем самым не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Применяя в своей работе ЭФУ и ИКТ-технологии, мы идем в ногу со временем, позволяя школьнику решать многозадачные проблемы, тем самым помогая ему социализироваться в информационном мире.
Список источников
1. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83.
2. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С. 50-51.
3. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 15-19.
4. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий/ Т.А. Крайнева// Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 24-30.
5. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 13-15.
6. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 91-96.
Количество просмотров: 4558 |
Добавить комментарий