Реализация проекта «День Синички» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сделан акцент на единстве образовательной и воспитательной деятельности. Важно, что осуществлять эту деятельность должны все участники образовательных отношений.
Перед учителем встает задача – как в образовательный процесс включить воспитательные моменты так, чтобы это не было сухими догматичными наставлениями. Учителю необходимо обратиться к жизненному опыту ребенка, вовлечь его в моделируемую ситуацию, вызвать эмоции, интерес к событию. Именно через проживание ситуации у школьника формируется необходимый социальный опыт.
Воспитание ребенка – очень важный процесс, в который вовлечено все его окружение. Значимо, чтобы родители и школа действовали в одной нравственной парадигме. Для этого учитель должен привлекать родителей к различным школьным мероприятиям, включать совместно с ребенком в активную школьную жизнь.
В своей практике я часто применяю комплексный подход к реализации воспитательных целей, вынося их за рамки одного урока. Мы с ребятами проживаем целый день, иногда и больший период времени, руководствуясь единой темой, целью.
«Дитя мыслит образами, звуками, красками» (К. Д. Ушинский). При подготовке к таким проектам всегда требуется много дополнительного материала. Если раньше приходилось многое создавать самим, то сейчас можно использовать разнообразные инструменты информационно-образовательной среды.
В данной статье описывается проект «День синички», реализованный в этом учебном году в 1 «Б» классе. «День синички» – сравнительно молодой праздник, предложенный Союзом охраны птиц России. Отмечается он 12 ноября.
Цель проекта: формировать у детей 1 класса понимание необходимости бережного отношения к окружающей природе.
Задачи проекта:
– Способствовать приобщению детей и родителей к заботе об окружающей природе.
– Расширить представления детей о зимующих птицах, способах помощи им.
– Установить сотрудничество с семьями учеников.
– Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
– Повысить компетентность родителей в вопросах экологического воспитания.
– Обогатить практический опыт и отработку навыков в проектировании педагогической деятельности.
Тип проекта: познавательный, детско-родительский, экологический, краткосрочный.
Участники проекта: учитель, обучающиеся, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Подготовительный этап. За неделю до праздника было проведено внеурочное занятие из программы «Орлята России», где я обратила внимание детей на изменение погодных условий. Ребята вспомнили, как природа готовится к зиме, рассказали, что часть животных впадает в спячку. Здесь возник вопрос: а чем же питаться тем животным, которые не впадают в спячку? Дети пришли к выводу, что животных необходимо подкармливать. Далее последовал рассказ о том, что в лесу животных подкармливают егери, а вот для городских животных специальных служб нет. Ученики пришли к выводу, что они тоже могли бы помогать животным. Я рассказала о приближающемся празднике «День синички». Многие дети сообщили, что в детских садах они делали кормушки. Мы с ребятами договорились, что они с родителями подготовят кормушки и корм. Родители совместно с детьми изучили рекомендации и выбрали устройство кормушки для птиц. Каждая семья оформила свою кормушку. В назначенный день ребята принесли их в школу.
Основной этап. Наш «День синички» в первом классе начался с урока литературного чтения. Ребята подготовили загадки о птицах, которые остаются зимовать в городе. Затем мы работали с филвордом «Зимующие птицы».
На уроке письма мы продолжили говорить о помощи птицам. К ребятам в тетради «прилетела» красавица синичка.
Мы просмотрели видеоролик от Областной Амурской библиотеки и составили небольшой рассказ о синице, особенностях ее питания.
На уроке математики в рамках устного счета ребята сами придумывали задачи о зимующих птицах.
На уроке окружающего мира ребята отвечали на вопросы Всероссийской познавательной викторины «Зимующие птицы». Многие из них смогли ответить на все вопросы викторины. Сделали выводы о том, что в будущем нам нужно будет поговорить о разнообразии птиц, остающихся зимовать в городе.
Заключительный этап. В рамках внеурочного занятия трека «Орленок-эколог» (программа «Орлята России») мы с ребятами и родителями вышли на территорию школы и окрестных домов, разместили кормушки и насыпали корм. Ребята установили дежурство и регулярно пополняют запасы в кормушках.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
– формирование представления о зимующих птицах, способах помощи им;
– появление потребности реализовывать полученные практические навыки.
Для родителей:
– активная совместная деятельность родителей и детей по формированию семейных традиций: активное времяпрепровождение, совместное творчество, здоровая коммуникация;
– вовлечение в жизнедеятельность школы.
Для учителя:
– повышение уровня коммуникации с родительским и детским коллективом.
Неожиданные результаты проекта: Один из учеников принес вместо кормушки скворечник. Теперь скворечник «ждет» в классе наступления тепла. А дети уже представляют, кто же может поселиться в этом большом доме.
После нашего «Дня синички» один из учеников прислал ролик об интересных кормушках из желатина. На следующий год мы обязательно попробуем сделать такие кормушки вместе.
Методическое обеспечение проекта:
1. Сайт Союза охраны птиц России https://www.rbcu.ru/birdclass/index.php?SECTION_ID=1619.
2. Всероссийская познавательная викторина «Зимующие птицы» https://s-ba.ru/results/tpost/h1a8sk75y1-itogi-vserossiiskoi-poznavatelnoi-onlain.
Количество просмотров: 178 |
Добавить комментарий