Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

 
 

Кульмизева Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 27 г. Новосибирска

 

Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция образования, развитие и становление личности школьника. А одной из ведущих характеристик развития личности является познавательный интерес, уровень которого в значимой мере определяет эффективность процесса обучения.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определены ведущими деятельностный и дифференцированный подходы, реализация которых предполагает: признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности, обеспечивающего овладение учащимися с ОВЗ содержанием образования; развитие личности в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Для обучающихся с ОВЗ должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий.

Главными нормативными документами, регламентирующими образование обучающихся с ОВЗ в школе, являются:

– Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 79;

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В соответствии со статьей 79 ФЗ № 273 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Для достижения планируемых результатов в образовании детей важную роль играет применение электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР). Это позволяет детям с ОВЗ стать частью общества и получить новые шансы на полноценную жизнь.

В обучении для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда и снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые приемы, техники и технологии.

Сейчас становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР на уроках и внеурочных занятиях позволяет облегчить объяснение материала за счёт наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными.

Использование ЭОР в учебном процессе детей с ОВЗ требует активного освоения и применения информационных технологий педагогами и обучающимися.

Использование ЭОР и ИКТ на уроках является средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и решает следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные.

В целом, необходимость применения ЭОР и ИКТ в обучении детей с ОВЗ заключается в следующем:

– позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном уровне;

– обеспечивает наглядность;

– привлекает большое количество дидактического материала;

– повышает объём выполняемой работы на уроке;

– обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, с применением заданий разного уровня);

– способствует уменьшению срока усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;

– повышает мотивацию к обучению (ЭОР могут увеличить мотивацию детей с ОВЗ к обучению, делая процесс обучения более интересным и привлекательным);

– увеличивает самостоятельность ребёнка (использование ЭОР позволяет детям с ОВЗ выполнять различные задания самостоятельно, не зависимо от темпа и работы остальных обучающихся класса).

Важным достоинством ЭОР является то, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. ЭОР могут быть использованы на всех этапах урока: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. Однако при подготовке к уроку с использованием ЭОР нужно помнить, что они не замещают его, а только дополняют и делают более эффективным.

В течение последних 6 лет мне приходится работать с учащимися с ОВЗ. Работа ведётся с такими детьми как в классе при общем обучении, так и на индивидуальном обучении. В своей профессиональной деятельности я активно использую современные ЭОР, которые позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

В своей работе я пользуюсь образовательным ресурсом УМК «Школа России», включающим в себя рабочие программы, систему учебников, электронные приложения. УМК имеет сайт, на котором можно найти нужную информацию: https://www.prosv.ru/umk/school-russia.html.

Также в своей работе использую такие электронные образовательные ресурсы, как:

1. Интерактивные приложения к учебникам УМК «Школы России», которые содержат анимацию, видео-, аудио- и другие мультимедийные элементы; позволяют детям с ОВЗ взаимодействовать с материалом в режиме реального времени, получать обратную связь и коррекцию, помогают лучше понять учебный материал.

Математика

1 класс – https://cloud.mail.ru/public/KhAG/dVcXxQ3Bj

2 класс – https://cloud.mail.ru/public/HtPF/kM514B5iT

3 класс – https://cloud.mail.ru/public/GgTQ/pXho7Z3K8

4 класс – https://cloud.mail.ru/public/Cin3/Mi76PSWSW

Русский язык

1 класс – https://cloud.mail.ru/public/CPeB/xL8rUPoeY

2 класс – https://cloud.mail.ru/public/2k4a/6eRaUAAJQ

3 класс – https://cloud.mail.ru/public/J9NT/3yyCeT9Fq

4 класс – https://cloud.mail.ru/public/Cin3/Mi76PSWSW

Литературное чтение 1-4 классы – https://prosv.ru/audio/shkolarossii/

Окружающий мир

1 класс – https://cloud.mail.ru/public/3QdF/2PTv3KNXi

2 класс – https://cloud.mail.ru/public/3eCP/ufnrnCHdA

3 класс – https://cloud.mail.ru/public/3BFL/S7Ay89Fbe

4 класс – https://cloud.mail.ru/public/Ce3x/mces7QF6s

На уроках во время самостоятельной работы всего класса выделяю время для индивидуальной работы с учащимся с ОВЗ с интерактивными заданиями на компьютере по изучаемой теме. В работе учащийся может использовать наушники, чтобы не отвлекать одноклассников, работая при этом самостоятельно.

2. Онлайн-ресурсы: видеоуроки, задания для самопроверки, тесты, викторины, тренажёры. При обучении на дому часто использую видеоуроки и проверочные материалы, расположенные на платформе «РЭШ».

«Российская электронная школа». https://resh.edu.ru/

Для закрепления знаний я включаю в работу на уроке компьютерные тренажёры «Знайка» с заданиями по математике и тренажёр «Отличник» с заданиями по математике и русскому языку.

http://otlichnyk.ru›znayka/

http://www.otlichnyk.ru/

Задания состоят из вопросов, сопровождаемых картинками. С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы.

Тренажёр «Отличник» способен сгенерировать задания, после решения которых ученик получает оценки, которые сохраняются. Это даёт возможность ведения статистики оценок. Интересны такие задания, как «Математические гонки на воздушных шарах», игра-тренажёр «Таблица умножения». Выполнение заданий в программе не только развивает логическое мышление, но и помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах всех учеников класса.

На сайте «Просвещение» имеются цифровые рабочие тетради, которыми можно пользоваться учителю и ученику. Учитель выдаёт задание для самостоятельного выполнения. Задания содержат интерактивные упражнения с автопроверкой и защитой от списывания; полностью соответствуют школьным учебникам по структуре и содержанию; дополняют и расширяют возможности печатных тетрадей, но не дублируют их. Тетради предлагаются с 4 класса.

https://hw.lecta.ru/?utm_source=lectaru&utm_medium=banner&utm_campaign=main-page

3. В работе с учащимися с ОВЗ активно использую онлайн-платформу «Учи.Ру». Задания в игровой форме нравятся всем учащимся, в том числе учащимся с ОВЗ.

Учи.Ру: https://uchi.ru/.

На платформе можно использовать уже готовые задания по разным предметам и темам, также можно составить задания самому. Это очень интересно и быстро. Для учащихся с ОВЗ выбираю задания, соответствующие их уровню, чтобы у учеников создавалась ситуация успешности.

4. Активно использую «Генератор ребусов и кроссвордов». Ребусы включаю в работу со словарными словами; для составления предложений и текстов (развитие речи); при введении новых понятий в математике; на уроках окружающего мира и литературы.

Ресурс: https://kvestodel.ru/generator-rebusov

5. Коммуникационные платформы: видеоконференции и чаты могут помочь детям с ОВЗ общаться с другими детьми и педагогами. В ИКОП «Сферум» созданы чаты для общения между детьми, между родителями и учителем.

Использование современной информационно-образовательной среды в процессе образования детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития.

Использование ЭОР на уроках помогает мне, как учителю, лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует мой профессиональный рост и дальнейшее освоение информационно-коммуникационных технологий. Но главное – освоение обучающимися современных информационных технологий помогает расширить образовательное поле, овладеть компьютерной грамотностью.

Список источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.

2. Белоусова Л. И. Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов для младших школьников / Л. И. Белоусова, Н. В. Олефиренко / Образовательные Технологии и Общество. – 2013. – Том 16. – № 1.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Количество просмотров: 137  

Добавить комментарий

1. Воспитательное событие «Правила дорожного движения» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе
2. Геймификация на уроках окружающего мира в начальной школе
3. Интерактивные игры в информационно-образовательной среде на уроках математики в начальной школе
4. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
5. Использование новых форматов текста на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования
6. Мнемонические приёмы для развития памяти младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
7. Реализация проекта «День Синички» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе
8. Мультимедийные инструменты для обучения: опыт применения LearningApps
9. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках математики
1. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Мультимедийные инструменты для обучения: опыт применения LearningApps ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Реализация проекта «День Синички» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Мнемонические приёмы для развития памяти младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Использование новых форматов текста на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Интерактивные игры в информационно-образовательной среде на уроках математики в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Геймификация на уроках окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Воспитательное событие «Правила дорожного движения» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Создание web-квестов и их использование в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Социально-эмоциональное развитие младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы