Развитие самостоятельности младших школьников через самоуправление в классе (на примере 3 «А» класса МБОУ СОШ № 63 с углубленным изучением английского языка)

 
 

Кайгародова Марина Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 63 с углубленным изучением

английского языка г. Новосибирска

 
 
 

Зуева Ольга Евгеньевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С.Макаренко»

 

Развитие самостоятельности младших школьников через самоуправление в классе (на примере 3 «А» класса МБОУ СОШ № 63 с углубленным изучением английского языка)

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные жизненные учебные задачи и решать их. Данное качество связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. Таким образом, на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. А именно эти качества и умения ставит перед учителем и ребенком ФГОС НОО. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере.

Самостоятельность младшего школьника в учебной и внеучебной деятельности выглядит как его способность к самоорганизации, самостоятельному выбору способов решения некоторых учебных задач и владение культурой делового сотрудничества.

Как же можно повысить уровень самостоятельности в классе через самоуправление?

В словаре дано значение: самоуправление – вид социального управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, т.е. люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений.

Понятие «самоуправление» имеет несколько значений. Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности (в нашем случае класса) в управлении собственными делами. Общим во всех определениях является ключевое слово – самостоятельность. Оно же определяет сущность классного детского самоуправления. Это демократическая форма организации коллектива детей, их самостоятельные или во взаимодействии со взрослыми (педагогами и родителями) действия по принятию и реализации решений, связанных с жизнедеятельностью класса.

Классное самоуправление выполняет несколько важнейших задач:

– способствует формированию и развитию сплочённого коллектива школьников;

– осуществляет социальную адаптацию детей и формирует навыки социального взаимодействия;

– формирует знания и умения организаторской и управленческой деятельности у обучающихся;

– развивает инициативность учащихся и вовлекает их в школьную жизнь.

Систему классного самоуправления в данном классе начали формировать со 2 класса. Учитель изучала индивидуальные особенности детей, их интересы и увлечения, беседовала с родителями, проводила анкетирование.

Затем были сформированы группы. Группы создаются для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой и других видов деятельности.

Группы объединяют в своем составе обучающихся на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений. Каждый ученик класса обязательно является участником какой-либо группы.

Высшим органом самоуправления является классное собрание. Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю.

Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Ожидаемые результаты самоуправления в классе:

1. Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.

2. Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей.

3. Осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся, контроль за причинами пропусков уроков.

4. Формирование основ правил поведения в общественных местах.

5. Воспитание любви к родному краю и к Родине.

6. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.

Опыт подсказывает, что включение детей в коллективную творческую деятельность активизирует их, что выражается в самостоятельности суждений, помогает глубже осознавать предъявляемые к ним требования, развивает стремление самому контролировать свои действия и поступки и тем самым укреплять отношения содружества и требовательности между членами коллектива.

Количество просмотров: 5849  

Добавить комментарий

1. Применение методов ТРИЗ для развития творческой активности на занятиях внеурочной деятельности по программе «Лабиринт мастерства» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы