Топ-20 статей

Требования обновленного ФГОС НОО к познавательным универсальным учебным действиям как составляющей различных видов функциональной грамотности обучающихся

Смолеусова Татьяна Викторовна

В 2021 году в ФГОС НОО [12] универсальные учебные действия систематизированы и упорядочены, более четко сформулированы и поделены на группы и подгруппы. Так, в познавательных УУД выделены 3 следующие подгруппы: базовые логические, начальные исследовательские действия, работа с информацией.

Основы формирования функциональной грамотности дошкольников

Бокишева Ульяна Юрьевна

Современное образование требует новых стратегий и подходов. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функциональной грамотности дошкольника.

Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Квест-игра «Путешествие по стране Пионерии»

Кизелева Вера Сергеевна

Цель: нравственно-патриотическое воспитание, развитие коммуникативных навыков.

Возраст участников: 3-5 классы.

Оборудование и материалы: экран, колонки, ноутбук, видеофайл с краткой историей о пионерии, музыкальный фон, форма для ведущих и чтецов, грамоты для награждения.

Современные приемы и технологии как средство развития функциональной грамотности через Центр «Точка роста»

Щербакова Елена Яковлевна

Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Школьнику важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Мастер-класс «Из опыта работы. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 6 классе»

Данилина Надежда Николаевна

«Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ориентированного на формирование функциональной грамотности. В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011-2020 годы формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Развитие предпосылок формирования функциональной грамотности младших дошкольников

Ховрина Юлия Игоревна

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Проектная деятельность как эффективная технология формирования функциональной грамотности

Михайлова Тамара Юрьевна

Актуальной проблемой современного общества является развитие такой личности, которая умеет находить эффективные способы решения любой проблемы, ставит перед собой цель для достижения результата и умеет представлять результат проделанной работы. Среди используемых мною педагогических средств и методов наиболее эффективной в этом направлении я считаю проектную творческую деятельность. Я считаю, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития функциональной грамотности.

Воспитание доброты у старших дошкольников

Иванько Мария Алексеевна, Зибирова Райхана Асатуловна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Наблюдая за общением детей в группе, фиксируя их высокую эмоциональную напряженность, конфликтность, мы пришли к выводу, что проблема межличностных отношений на сегодняшний день чрезвычайно актуальна.

Развитие математической функциональной грамотности старших дошкольников с помощью различных видов деятельности

Герасимова Ирина Константиновна

Одной из задач современного образования является формирование функционально грамотных людей. Использование цифровых технологий является неотъемлемой частью работы педагога как в школе, так и в дошкольном образовательном учреждении. Профессиональный стандарт педагога говорит о том, что педагог должен владеть ИКТ-компетенцией, т.е. решать профессиональные задачи там, где это необходимо, с помощью средств информационно-коммуникационных технологий и делать это квалифицированно.

Роль учителя-логопеда в формировании речевой активности дошкольников как одного из компонентов функциональной грамотности

Певнева Наталья Геннадьевна

О преемственности дошкольного и начального общего образования говорилось неоднократно как со стороны учителей и специалистов дошкольного образования, так и со стороны родителей. Учителя излагают свои предпочтения, что они хотели бы видеть в будущих школьниках, родители желают, чтобы дети были успешными учениками, выдвигают к ним необоснованно завышенные требования и нагружают дополнительной информацией. Не всегда эти действия приводят к положительному результату.

Приобщение дошкольников к родной культуре через ознакомление с произведениями писателей своего края

Ахметова Закира Рахимчановна

Большую роль в приобщении дошкольников к культуре родного края играла и играет художественная литература. Она открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. К. Д. Ушинский писал: «Жизнь каждого поколения остается как в языке, так и в литературе».

Технология квест-игры как одна из инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию естественно-научной грамотности

Нечипурук Наталья Михайловна

Реализация ФГОС дошкольного образования является одной из ключевых задач дошкольного учреждения. Сегодня миссия дошкольного образования звучит как создание условий для всестороннего развития ребёнка с применением наиболее эффективных инновационных методик и образовательных технологий. Одной из таких технологий является квест-игра.

Метод планирования работы детей в центрах активности как способ формирования функциональной грамотности дошкольников

Самойлова Ольга Александровна

Целью современного образования является воспитание функционально грамотной личности, то есть человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей. И мне бы хотелось рассказать о том, как развивается самостоятельность у дошкольников во время образовательной деятельности.

Совершенствование навыков смыслового чтения на уроках английского языка как один из способов формирования читательской грамотности

Петричук Ирина Ивановна

Формирование функциональной грамотности учащихся это одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности является одним из основных показателей качества образования. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Одним из видов функциональной грамотности является читательская грамотность.

Тематические дни, недели, месяцы как форма реализации элементов программы воспитания в школе

Родионова Юлия Владимировна

Ведущей идеей программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования является личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Функциональная грамотность в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Казанцева Ольга Викторовна

В современном образовании важное место занимает формирование у детей навыков безопасного поведения. Разработано множество учебно-методических пособий, регулярно издаются различные памятки безопасного поведения и профилактики травматизма. Но, к сожалению, число аварий, пожаров, в том числе и с участием несовершеннолетних, не становится меньше. Как решить возникшее противоречие, когда традиционные формы знакомства с правилами безопасности не в достаточной мере помогают детям усвоить нужные знания?

Применение технологии кластера на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств

Сараева Светлана Валерьевна

Воспитание человека, желающего и умеющего размышлять, давать свои оценки изучаемому материалу, способного к творческому преобразованию существующего и изобретению нового, разумеется, является первоочередной целью преподавателя. Педагогической технологией, которая способна решать поставленные задачи, является технология развития критического мышления. Она довольно широко и подробно рассмотрена в педагогической литературе и, на мой взгляд, дает весьма хорошие результаты в обучении детей.

Эмоциональный интеллект как средство формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста

Шураева Елена Владимировна

Сейчас много детей, которые имеют высокую чувствительность, слабость нервной системы, повышенную эмоциональную лабильность, значительный уровень непроизвольного внимания и памяти. Данная статья отражает то, что работу следует строить с учётом этих особенностей и использовать специально организованное пространство с многообразием материалов, активизирующих ощущения, восприятие и вызывающих положительные эмоциональные реакции.

Образование будущего уже сегодня!

Тихонова Наталья Николаевна

3 года я работаю тьютором, классным руководителем и учителем-предметником в специализированном (инженерном) классе. Специфика моего класса – акцент на математическое и естественно-научное направление для одарённых детей, в котором учебная деятельность приближена к научной, исследовательской. Своей задачей считаю создавать условия для самоопределения и самореализации их личности, ориентации на профессии, достижение такого результата образования, чтобы ученики были востребованы на рынке труда и современных технологий.

Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Анисяева Марина Федоровна

Широкое применение игровых технологий при обучении в начальных классах опирается на тот фактор, что игра для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста является приоритетной деятельностью, смыслом их жизни. Через игру маленький человек изучает окружающий его мир и начинает осознавать себя как личность. Удовольствие от игры как от занятия, приносящего радость, тесно связано для детей с выполнением игровых правил и неотделимо от ее творческого процесса.

Кинезиологические упражнения как тренажер для интеллекта и развития речи

Аникина Татьяна Валерьевна

В наше время всё больше детей с нарушениями развития речи. Многие специалисты и педагоги отмечают снижение познавательного интереса у ребенка, что выражается в снижении общего развития детей. Для таких детей характерна малоразвитая крупная и мелкая моторика, раскоординация движений. Если же физическое развитие соответствует возрастной норме, то наблюдается снижение мнестических функций. Познавательная сфера воспитанников в последние годы существенно ухудшается.

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности на прогулке

Польшина Валентина Ивановна

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность. 

Особенности педагогической методики/технологии развития общей выносливости лыжников базового уровня обучения

Гусев Максим Валерьевич

В последнее время проблема развития выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. В частности, рассматриваются вопросы, связанные с методами использования в общей системе физического воспитания детских физических учреждений, направленных на развитие выносливости, а также с определением оптимального возраста для культивирования видов спорта, преимущественно развивающих выносливость.

Способы формирования читательской грамотности в коррекционной школе

Чазова Юлия Владимировна, Чугунова Людмила Леонидовна

В настоящее время функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях в сфере образования. Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в том числе воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Технологии интенсивного обучения на уроках биологии в 5-9 классах

Мильчакова Людмила Борисовна

Перемены в образовании привели к изменению роли педагога, когда границы между учителем и обучающимся становятся «прозрачными», что содействует установлению взаимодействия и сотрудничества. Все это свидетельствует о том, что содержание и методы обучения изменяются, модифицируются. Сегодня система образования должна способствовать не только развитию интеллекта обучающихся, но и повышать и развивать их потенциальные возможности. Она должна ориентировать, управлять вниманием и действиями, обучать процессу самостоятельного учения и развития.

Речевое развитие дошкольников посредством методик программы «ПРОдетей» как важный фактор формирования функциональной грамотности

Зайцева Наталья Сергеевна

Функциональная грамотность дошкольников – это определённый уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями. Одной из них является коммуникативная компетентность. Овладение данной компетентностью происходит в процессе формирования речевой активности, умения правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас.