Технологии интенсивного обучения на уроках биологии в 5-9 классах

 
 

Мильчакова Людмила Борисовна,

учитель биологии

ЧОУ «Школа будущего НСК»

 

Технологии интенсивного обучения на уроках биологии в 5-9 классах

Перемены в образовании привели к изменению роли педагога, когда границы между учителем и обучающимся становятся «прозрачными», что содействует установлению взаимодействия и сотрудничества. Все это свидетельствует о том, что содержание и методы обучения изменяются, модифицируются. Сегодня система образования должна способствовать не только развитию интеллекта обучающихся, но и повышать и развивать их потенциальные возможности. Она должна ориентировать, управлять вниманием и действиями, обучать процессу самостоятельного учения и развития. Решить такие проблемы можно путем разумного сочетания традиционного и интенсивного обучения.

Термин «интенсивный» появился в русском словаре в первой половине XIX века и означает напряженный, усиленный, резкий. Спектр значений термина «интенсивный» в педагогике ориентирован на создание условий «напряжения и усиления», позволяющего достичь цели обучения, а также акценте на качественных и количественных изменениях, которые претерпевает обучающийся в процессе напряженной активной деятельности. Интенсивное обучение – это передача обучаемым большого объема учебной информации на основе интенсивных технологий обучения при временном ограничении и без снижения требований к качеству формируемых знаний.

В ходе практической деятельности и обучения детей биологии нами подготовлена методическая разработка «Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса на уроках биологии в 5-9 классах» Материал включает обоснование преимуществ интенсивного обучения и опирается на исследования отечественных и зарубежных ученых по технологиям интенсивного обучения.

Среди технологий интенсивного обучения, применяемых в нашей практике: проектное обучение, проблемное, технология развития критического мышления, кейс технология, игровое обучение и др. Разработка основана на ведущих идеях отечественных и зарубежных исследователей, имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Проблеме интенсивного, интерактивного, активного обучения посвящены работы: Андарало, Н. Запрудского, С. Кашлева, А. Жука, Г. Селевко, А. Панфиловой, Е. Полат, А. Хуторского, И. Шеститко, Е. Шиловой и др.

В основу проблемного обучения в истории отечественной педагогики легли идеи таких ученых, как П. Гальперин, Е. Ильин, И. Лернер, А. Маркова, А. Матюшкин, М. Махмутов, Р. Немов, Т. Сухова и другие.

Основные идеи проектной технологии разработал американский психолог, философ и педагог Дж. Дьюи. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П. Блонского, А. Макаренко, С. Шацкого.

Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А. Ривиным, его учениками и последователями В. Архиповой, В. Дьяченко, А. Соколовым и др.

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США Чарльзом Темплом, Джинни Стилом и Куртисом Мередитом. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества и развивающего обучения. В России технология появилась в 1997 году.

Как педагогическое явление игровую деятельность одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель. Теория игры стала основой его педагогической теории. Выявив дидактические ракурсы игровой деятельности, он доказал, что игра облегчает учителю задачу обучения ребёнка. В истории отечественной педагогики понятие педагогической технологии было осмысленно и осознано такими учеными, как Беспалько В., Ильина Т., Фрадкин Ф., Кларин М., Селевко Г., Щуркова Н. и др.

Развивающий потенциал технологий интенсивного обучения делает этот формат в сравнении с традиционным востребованным со стороны прогрессивных учителей. Преимущества заключаются в высоком уровне мотивации к изучению предмета биологии как науки и активном общении участников образовательного процесса. Отметим особенности интенсивного обучения. Во-первых, это совместная деятельность учителя и обучающегося, основанная на принципах сотрудничества и создания атмосферы полного погружения в тему программы. Во-вторых, это активная коллективная познавательная деятельность обучающихся.

В качестве примера приведем организованный в «Школе будущего НСК» социальный проект «ЭкоЕль». Участники проекта – ученики 5-9 классов решали проблему влияния школы на окружающую среду. Суть проекта заключается в формировании у школьников бережного отношения к природе. В число общешкольных проектов вошли следующие: «Школьная вермиферма» (2 место), «Разрушители мифов о воздухе» и другие. Всего 12 проектов объединили школьников в коллективную познавательную деятельность. Разработанные коллективные материалы представлены на всероссийском конкурсе экопроектов «Моя зеленая школа».

Как показывает практика, эффективная работа учителя в режиме интенсивного обучения зависит от нескольких условий.

1. Соответствие возможностей преподавателя целям и задачам конкретной технологии (игра, тренинг, упражнение, проект). В зависимости от цели меняется роль преподавателя: ему приходится выступать в том или ином амплуа: организатор-лидер, коммуникатор, психолог и др.

2. Наличие у преподавателя профессионального опыта организации группового взаимодействия.

3. Возрастные особенности школьников. Практикуя различные технологии интенсивного обучения, учитель понимает, какие из них соответствуют конкретным задачам учебного предмета.

Исследовав теорию и практику интенсивного обучения в работах российских зарубежных исследователей, мы вычленили способы трансформации традиционного образовательного процесса в интенсивный:

– учет индивидуальных психофизиологических возможностей обучающегося на основе данных предварительной, текущей и итоговой психолого-педагогической диагностики;

– поиск оптимального соотношения мотивации школьника и использование активных и интерактивных методов обучения; привлечение различных механизмов саморегуляции, приводящих к повышению самоэффективности;

– влияние авторитета, личности преподавателя на повышение уровня протекания нервных процессов: повышение восприятия, понимания, запоминания, внимание к эмоциональной сфере взаимодействия; психодинамический подход.

В качестве примеров интенсивного обучения по программе «Биология» основного общего образования в 5-9 классах приведем следующие:

– интенсив по биологии для учеников 5-6 классов «Яблоко»;

– интенсив по биологии для учеников 7-8 классов «Млекопитающие. Почему кошка не собака? Морж больше собака, а гиена – кошка?

Следует отметить, что интенсивное обучение – это еще одна из форм проведения «Олимпиадной школы по биологии». Участие в «Олимпиадной школе» способствует погружению в предмет и его интенсивное изучение в течение нескольких дней. Школьники на 3-4 часа погружаются в работу и практико-ориентированные проекты. В рамках «Олимпиадной школы» часть занятий проводится в научных лабораториях, в том числе на базе региональных образовательных центров «Альтаир» и «Сириус». Школьники изучают теорию в интерактивном режиме, на практике становятся исследователями. Выполняют проектные работы в режиме игрового обучения, развивают критического мышление в области естественно-научного образования.

В условиях образовательного процесса общеобразовательной школы мы рассматриваем технологии интенсивного обучения как эффективный формат организации образовательного процесса, как средство формирования универсальных компетентностей школьников, как способ реализации целей дидактики через разработку проблемы в деталях, как средство достижения практических результатов. При этом основная задача технологий интенсивного обучения – предоставление возможности самостоятельного получения знаний в процессе изучения теории и освоения практики в предметной области «Биология».

Список источников

1. Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса: практическое руководство / И.В. Шеститко [и др.]; рец. О.В. Клезович. – Светлая роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь, 2014. – 136 с.

2. Открытые системы интенсивного обучения [Электронный ресурс] URL: https://studwork-org.turbopages.org/studwork.org/s/spravochnik/pedagogika/otkrytye-sistemy-intensivnogo-obucheniya (дата обращения: 01.06.2022).

3. Что такое интенсивное обучение и как оно работает [Электронный ресурс] URL: https://trends-rbc-ru.turbopages.org/trends.rbc.ru/s/trends/education/620433429a794725aa4ffd8f (дата обращения: 01.06.2022).

Количество просмотров: 6367  

Добавить комментарий

1. Совершенствование навыков смыслового чтения на уроках английского языка как один из способов формирования читательской грамотности
2. Современные приемы и технологии как средство развития функциональной грамотности через Центр «Точка роста»
3. Проектная деятельность как эффективная технология формирования функциональной грамотности
4. Кейс-технология как инструмент эффективного формирования функциональной грамотности на примере урока обществознания в 10 классе
5. Формирование проектно-технологического мышления школьников на уроках «Технологии»
6. Естественно-научное образование старших школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности
7. Технологии интенсивного обучения на уроках биологии в 5-9 классах
8. Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
9. Реализация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе
10. Способы формирования читательской грамотности в коррекционной школе
11. Формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи в процессе проектной деятельности
12. Образование будущего уже сегодня!
13. Реализация рабочей программы учебного предмета «Математика» на примере работы в начальных классах МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова»
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы