Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени?

 
 

Петричук Ирина Ивановна,

почетный работник сферы образования РФ,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени?

Хорошо составленный план проекта

должен служить фундаментом

для построения работы над проектом.

Колин Бентли

 

Проектно-исследовательская деятельность в школе – это целенаправленный процесс, в ходе которого учащиеся изучают проблему, выдвигают гипотезу, проводят исследование и представляют полученные результаты в виде завершённого продукта. Этот формат работы помогает формировать у школьников важные компетенции, соответствующие требованиям ФГОС. Проектная деятельность является одним из ключевых компонентов современного образования, способствующим развитию у обучающихся критического мышления, креативности и навыков работы в команде. В условиях обновленных ФГОС акцент сделан на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, что делает проектную деятельность особенно актуальной.

Индивидуальный проект может быть разным: все зависит от целей ученика и выбранной темы. Он должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить ученикам широкий перечень тем проектов, обеспечить их тьюторским сопровождением и ресурсной базой. Проект может быть профориентационным и выполняться в рамках практически любого профиля: технологического, гуманитарного, социально-экономического и других.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО в учебном плане предусмотрен новый предмет – «Индивидульный учебный проект». Таким образом, этот вид деятельности выполняется каждым учащимся 10-11 класса. Учебный проект старшеклассника – это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной, как правило, самим учеником в виде ряда задач, когда результатом этой работы является найденный способ решения проблемы, который носит практический характер, а также имеет важное прикладное значение и, что важно, интересен и значим для самого обучающегося.

Поскольку индивидуальный учебный проект выполняется каждым обучающимся 10-11 класса, то и ученик, и учитель-предметник стоят перед проблемой выбора актуальной темы проекта, определения его цели и задач, а также практической, научной или художественной ценности. При реализации проекта меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Эта деятельность, если она выполняется правильно, требует больших временных ресурсов.

Принимая участие в составе жюри, оценивающего результативность проектной деятельности, к сожалению, часто сталкиваюсь с тем фактом, что большинство проектов выполняются обучающимися в спешке, в последний момент и поэтому либо выполнены в форме рефератов, либо большей частью представляют из себя работу, скачанную с Интернета, а в последние годы и сгенерированную искусственным интеллектом. Учитель же, который выступает консультантом проекта, в силу загруженности иногда даже не вычитывает работы, защищаемые учеником в качестве индивидуального проекта. Безусловно, пользы от такой деятельности нет абсолютно, так как она ведёт лишь к механическому копированию текстов, созданных другими.

Работая достаточно давно с обучающимися старших классов, я сама принимаю участие в проектной деятельности. Для решения проблем, описанных выше, я для себя нашла следующие подходы:

– Во-первых, я стараюсь ограничить количество проектов, в которых выступаю консультантом до минимума, требуемого администрацией лицея. У нас это 6 проектов за год.

– Во-вторых, я всегда оговариваю с учащимися, которые хотят связать тему проекта с преподаваемым мной предметом, что работа будет долгой, систематизированной, с промежуточными отчётами по результатам каждого этапа.

– В-третьих, я всегда договариваюсь с авторами проекта, что выполняемый проект должен быть такого качества, чтобы он мог быть представлен не только в школе для получения оценки по предмету «Индивидуальный проект», но и на научно-практической конференции учащихся. Если же проект выполняется выпускником, я говорю о том, что хороший проект – это инвестиция в первый год студенческой жизни, он может быть представлен автором на студенческой научно-практической конференции, что, как правило, приводит и к получению автоматического зачёта по предмету. Обычно такой мотивации достаточно, чтобы обучающиеся работали качественно, тем более, что я каждый раз контролирую сроки отдельных этапов работы и, как правило, работы не только засчитываются в качестве оценки за предмет «Индивидуальный проект», но и занимают призовые места на научно-практических конференциях школьников от окружного до регионального уровня.

– Помимо прочего, два года назад нами совместно с нашими учащимися был разработан дополнительный способ, направленный на повышение практической значимости рассматриваемого направления деятельности. Мы решили использовать этот вид деятельности для подготовки к итоговой аттестации по предмету.

В качестве пробных были работы по грамматике и словообразованию в английском языке, выполненные двумя ученицами в 10 классе. Темы были выбраны не случайно, а по итогам обнаружившихся в процессе выполнения заданий ОГЭ дефицитов знаний у каждой из этих учениц. Работая над своими проектами, обе девушки повысили уровень знаний в прорабатываемых областях и в этом году выбрали английский язык для итоговой аттестации.

<В прошлом году 18 моих выпускников решили сдавать английский язык в формате ЕГЭ. Следует отметить, что значительная доля обучающихся выбирала данную дисциплину не вследствие высоких академических достижений, а исходя из опасения не сдать экзамены по другим предметам. В нашем лицее для подготовки учащихся к ЕГЭ учителю предметнику выделяются дополнительные часы.

Не всем учащимся достаточно занятий в группе, а требуется более тщательная индивидуальная проработка, поэтому с одним из учащихся мы решили выполнить годовой проект «Стратегии и алгоритмы подготовки к ЕГЭ». Работая над проектом, мы ознакомились с демоверсией КИМ для итоговой аттестации по английскому языку, а также с содержанием кодификатора, в котором перечислены все требования к уровню знаний выпускников одиннадцатых классов по предмету. Поскольку главной проблемой экзамена по английскому языку является дефицит временного ресурса, мы разработали стратегии и алгоритмы для выполнения каждого задания, включённого в экзамен. Также мы создали шаблоны для выполнения письменных заданий (письмо личного характера и аннотации к выполняемому проекту) и устному заданию № 4 (голосовое обращение – обоснование выбора иллюстраций к проектной работе и выражения своего мнения по ее проблематике). Помимо того, создали «Пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку», в котором собрали необходимые лексико-грамматические материалы, рекомендации, примеры и шаблоны для качественного выполнения всех заданий ЕГЭ. Конечно, мы не изобретали велосипед, а компилировали материалы и шаблоны, найденные в различных пособиях и даже рекомендациях учителей, обсуждающих подготовку к ЕГЭ в разных интернет-сообществах.

В процессе выполнения проекта автор работы на консультациях постоянно делился своими наработками с остальными выпускниками, выбравшими английский язык для сдачи ЕГЭ. Средний результат у моих 18 выпускников по предмету – 72 тестовых балла. На первом пробном экзамене было 60 тестовых баллов, и мы надеемся, что внесли в этот результат свою, пусть и небольшую, лепту. У автора проекта результат ЕГЭ по английскому языку – 88 вторичных баллов, что несколько меньше, чем мы рассчитывали, но неплохо, если учесть тот факт, что первый пробный экзамен был написан на 65 баллов.

Для того чтобы расширить аудиторию, которой данная работа могла бы оказаться полезной, мы опубликовали фрагменты из нашего пособия в статье «Интерактивного образования» (№ 117, апрель 2025). Надеемся, что среди почти четырёх тысяч просмотревших статью были и те, кому она оказалась полезной.

Безусловно, актуальность введения предмета «Индивидуальный проект», по которому оценка выставляется в аттестат, до сих пор вызывает дискуссии. Однако, опираясь на свои опыт, могу утверждать, что если эта деятельность выполняется качественно, то она приносит пользу обучающемуся, помогая развивать навыки самостоятельного поиска, сбора, анализа информации и преобразования ее в новый продукт. Кроме этого, приносит автору проекта чувство удовлетворения от качественно выполненной работы, которая может приносить пользу другим людям.

Количество просмотров: 98  

Добавить комментарий

1. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога
2. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя
3. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности
4. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов
5. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху
6. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя
7. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России
8. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город»
9. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования
10. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя
11. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества
12. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию
13. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам»
14. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе
15. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста
16. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды
17. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника
18. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени?
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы