Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования
Современное образование характеризуется быстрыми изменениями и высокими требованиями к качеству предоставляемых услуг. Учителя-логопеды, являясь одной из составляющей образовательных отношений, также проходят процесс совершенствования профессиональных навыков. Постоянное профессиональное и личностное развитие этих специалистов имеет важное значение для успешного достижения поставленных образовательных целей и повышения качества инклюзивного образования.
Профстандарт педагога-дефектолога (учителя-логопеда) определяет требования к квалификации педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи и коммуникативными расстройствами. Его целевой основой являются профессиональные знания, практические умения и навыки, а также личностные качества, в том числе стремление к саморазвитию, непрерывности обучения.
В рамках работы методического объединения учителей-логопедов ОО Центрального округа г. Новосибирска был проведен опрос среди 32 членов сообщества с целью уточнения динамики развития и профессионального роста учителей-логопедов общеобразовательных организаций. Большинство педагогов (81 %) считают важным для развития участие в профессиональных сообществах и мероприятиях по обмену опытом. Для 75 % респондентов необходимым является обновление знаний и участие в исследовательской деятельности. Кроме того, в результате опроса были выявлены факторы, сдерживающие профессионально-личностное развитие: дефицит времени и нехватка современной материально-технической базы, что приводит к сложности адаптации нового материала для детей с особенностями развития. Таким образом, среди учителей-логопедов как отмечается понимание важности профессионального развития и роста, так и определяются факторы, влияющие на продуктивность и успешность педагога.
Результаты данного анализа послужили поводом для проведения практической встречи «Карта профессиональных возможностей учителя-логопеда: выход за рамки кабинета» в рамках методического объединения специалистов. Основной целью методической встречи стала организация пространства для повышения уровня профессиональных и личностных компетенций учителей-логопедов для дальнейшего роста.
На первом этапе мероприятия для педагогов был организован «мозговой штурм» по определению ключевых компетенций в современном образовании. Трендами образовательной реальности стали:
– экспертность в области коррекционной педагогики;
– эмоциональная устойчивость, универсальность и способность к изменениям;
– лидерские качества педагога;
– креативное мышление;
– мотивация и самосознание;
– технологическая грамотность;
– непрерывность обучения.
Итогом первого этапа методического мероприятия стало понимание изменения роли педагога с дополнением актуальных компетенций. Расширение профессиональных компетенций – это процесс, направленный на углубление знаний, развитие умений и приобретение новых навыков, необходимых для выполнения профессиональных задач.
Вторым этапом практикума стала работа с кейсом «Компетенция – проактивность – результат» с целью понимания, как стремление к поиску новых средств и методик влияет на продуктивность педагога и его успешность. В процессе деятельности учителя-логопеды подробно разбирали ключевые компетенции современного педагога, знакомились с открытыми ресурсами и источниками для практического применения в образовании. Результат обсуждения представлен в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые компетенции современного педагога
|
Ключевая компетенция |
Значение проактивности |
Конечный результат |
|
1. Цифровая грамотность |
Самостоятельное освоение новых платформ (например, мессенджера MAX), приложений и онлайн-досок (Контур.Толк, Holst, Pixso), основ кибербезопасности для организации коллективной работы, проектной деятельности. Заимствование и внедрение готовых эффективных практик. |
Цифровые инструменты становятся продолжением педагогического замысла, помощником учителя-логопеда. |
|
2. Компетенции тьютора и наставника |
Самостоятельное изучение и внедрение инструментов тьюторства: карты образовательных траекторий, непосредственное участие в построении и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, расширение спектра уникальных наборов ресурсов и форматов работы с учетом персонализации. |
Индивидуальный подход в обучении детей с нарушениями речи переходит в системную практику учителя-логопеда. |
|
3. Эмоциональный интеллект и устойчивость |
Профилактика выгорания: освоение тайм-менеджмента, медитации, обращение к психологу. Создание в детском коллективе «правил общения» для профилактики конфликтов. |
Сохранение ресурсного состояния педагога и создание психологически безопасной среды для обучающихся. |
|
4. Гибкость и непрерывное обучение |
Самостоятельное планирование маршрута профессионального развития: прохождение курсов для практического применения, активность в профессиональных сообществах. Наблюдение за эффективными методиками, формирование внутренней мотивации к экспериментам. |
Учитель-логопед остается актуальным и интересным для современных обучающихся. |
|
5. Компетенции модератора и фасилитатора |
Активный поиск и накопление спектра форматов работы и тем, вовлекающих обучающихся с ОВЗ. Проектирование коррекционных занятий как серии активностей (мозговой штурм, дебаты). |
Занятия становятся динамичными, практико-ориентированными. |
|
6. Экспертность в предметной области |
Самостоятельный поиск актуальной информации: свежие исследования в логопедии и педагогике, подкасты, ассоциации. Наблюдение за междисциплинарными связями, которые устанавливают коллеги. |
Коррекционные занятия строятся с учетом современных подходов, повышается мотивация обучающихся. |
Обозначенные компетенции позволяют эффективно применять специальные умения и навыки с целью быстрой методической, организационной, дидактической, коммуникативной адаптации в меняющихся образовательных условиях.
Заключительным этапом практической встречи стала работа над планом профессионального развития каждого педагога. Участники получили шаблоны для индивидуального заполнения, в каждом поле которого необходимо было ответить на 2 вопроса:
- Что я уже делаю в каждой из этих зон? (Это дает опору и уверенность).
- Что я мог бы делать, используя проактивность? (Идеи из предыдущего блока).
Поля пересечения:
– «Мой кабинет» (зона текущей деятельности).
– «Пространство школы» (взаимодействие с коллегами учреждения).
– «Пространство родителей» (родительские сообщества).
– «Профессиональное сообщество» (методические объединения).
Предложенный метод исследования позволяет каждому педагогу персонально оценить сильные стороны и зоны развития, построить план накопления и маршрутизации дальнейшего профессионального опыта.
Данный сценарий обеспечивает комплексный подход к развитию профессионального мастерства учителей-логопедов, учитывающий современные реалии и потребности педагогической деятельности. Общим результатом проведенного мероприятия стало повышение мотивированности учителей-логопедов, формирование позитивного отношения к своему труду и стимулирование к инновационной деятельности в практике коррекционной работы.
Список литературы:
- Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. – № 4. – С. 61−69.
- Корякова Е. В. Модель формирования готовности будущих учителей-логопедов к психолого-педагогическому сопровождению // Вестник Марийского государственного университета. – 2021. – № 2. – Т. 15. – С. 157-164.
- Приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог».
- Результаты исследования Университета Детства «Описание импакта дошкольных и школьных программ экосистемы Фонда семьи Рыбаковых» 2024. – Электронный ресурс. – URL: https://disk.360.yandex.ru/i/MlYDQbNB3GiyDA (дата обращения: 06.10.2025).
| Количество просмотров: 58 |

Добавить комментарий