Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе

 
 

Ким Елизавета Витальевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 

Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе

В эпоху быстрого глобального взаимодействия, когда мир становится единым пространством взаимосвязей, глобальные компетенции становятся крайне важными. Это не просто набор навыков, а целый комплекс, основанный на глубоком понимании культурных особенностей, умении адаптироваться к международному взаимодействию и осознании глобальных проблем нашей планеты. Развитие этих компетенций становится не только желаемым, но и необходимым условием для успеха – как для отдельных личностей, стремящихся к карьерному росту и расширению своего кругозора, так и для организаций, желающих занять лидирующие позиции в мире.

Глобальные компетенции представляют собой не просто умение адаптироваться к изменениям, а способность формировать будущее, предлагая смелые и инновационные решения для актуальных мировых вызовов. В этом новом мире, где границы стираются, а сотрудничество процветает, глобальные компетенции становятся важной частью успешной и гармоничной жизни каждого из нас.

В своей практической деятельности в сфере образования, наблюдая за детьми, я поняла, что помимо обучения детей основным навыкам в пределах предметных задач в рамках реализации учебной программы в перечень моих компетенций входит также помощь обучающимся в развитии глобальных компетенций, особенно тех, что связаны с коммуникацией. Я поняла, что очень важно научить детей грамотно выражать свои мысли, слушать и слышать, понимать друг друга. Ведь умение договариваться, работать в команде, отстаивать свои интересы  и убеждения, доносить свои идеи – это то, что пригодится им в дальнейшей жизни, в любой сфере деятельности.

Но, конечно, рассуждать о развитии компетенций очень просто, а вот воплощать на деле не всегда получается. Ведь, с одной стороны, важно научить ребенка выражать себя через творчество, делиться своими идеями, а с другой, необходимо помочь ему услышать и понять других, научиться работать в команде и находить компромиссы.

Зачастую работа над коммуникативной компетенцией начинается с самых первых занятий, когда вновь пришедшие  ребята впервые погружаются в незнакомый социум, чаще всего они испытывают стеснение, страх и дискомфорт. Ребята боятся высказаться, предложить что-то новое, сказать лишнее слово, поделиться своим мнением, выразить мысли и открыто заявить о себе. Чаще всего это позиция страха, неуверенности, боязни быть не принятым в новом обществе. В таких случаях я использую игровые методы, поощряю любое проявление инициативы и стараюсь создать атмосферу взаимного уважения и поддержки. Я работаю не только с детьми, которые пришли в творческое объединение впервые, но и с теми, кто давно занимается в группе. Стараюсь объяснить ребятам чувства других, чтобы достичь определенного уровня эмпатии с обеих сторон и избежать острых моментов в общении и творческом процессе обучения. Если мне это удаётся, «новичкам» легче войти в группу, а «старичкам» принять нового человека. И через определенное время ребята начинают вместе радоваться успехам каждого, учатся спокойно воспринимать критику и находить в ней зерно истины.

Одно  из моих любимых наблюдений – видеть, как постепенно меняется атмосфера в группе. От скованных и застенчивых новичков – до уверенных в себе маленьких творцов, которые с горящими глазами обсуждают свои идеи и помогают друг другу. Отрадно видеть, как ребенок, который сначала боялся провести линию на бумаге, вдруг создает целый шедевр на листе, полный красок и эмоций.

Безусловно, иногда возникают и конфликты, однако именно они предоставляют уникальную возможность для развития критического мышления и формирования навыков конструктивного взаимодействия. Совместный разбор возникших разногласий позволяет участникам научиться эффективно воспринимать и анализировать альтернативные мнения, развивать способность находить взаимовыгодные решения. Важно подчеркнуть, что даже в условиях конфликта возможно извлечение позитивного опыта, если участники проявляют готовность внимательно выслушивать друг друга и проявлять уважение к чужим взглядам. Такой подход приводит к формированию культуры диалога, способствующей гармоничному развитию личности и укреплению социальных связей. Мы вместе стараемся разбирать ситуацию, учимся слышать разные точки зрения, искать компромиссы. Объясняем, что даже в споре можно найти что-то полезное, если уметь слушать и уважать мнение каждого.

В течение учебного года значительное внимание уделяю групповым формам работы, направленным на развитие коммуникативных компетенций учащихся. Регулярно организую занятия, посвященные выполнению совместных проектов, а это стимулирует школьников к эффективному взаимодействию внутри группы. Такие мероприятия способствуют освоению важных жизненных навыков, таких как умение договариваться, грамотно распределять ответственность и учитывать точку зрения товарищей. Итоговая продуктивная деятельность в группе помогает учащимся осознать ценность коллективного труда и значимость уважения мнений других участников процесса. Полученный опыт становится основой для успешного социального взаимодействия в дальнейшей профессиональной и личной жизни, независимо от выбранной сферы деятельности.

 

 

В конечном итоге работа педагога художественного направления – это не только про рисование и творчество. Она направлена на формирование особой образовательной среды, где дети получают возможность раскрыть свою уникальность, обрести уверенность в себе и развить важнейшие социальные компетенции. Особое значение приобретает обучение искусству коммуникации: умению прислушиваться к другим, уважительно относиться к мнению окружающих, успешно сотрудничать в коллективе. Эти умения позволяют ребенку гармонично вписываться в социум, становиться полноценным членом команды и достигать высоких результатов в совместной деятельности. Таким образом, приобретаемые навыки межличностного взаимодействия становятся фундаментом для успешной самореализации и построения благополучного будущего молодого поколения. Ведь недаром говорится: «Один в поле не воин, а вместе мы – сила!»

Количество просмотров: 3  

Добавить комментарий

1. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога
2. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя
3. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности
4. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов
5. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху
6. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя
7. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России
8. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город»
9. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования
10. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя
11. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества
12. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию
13. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам»
14. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе
15. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста
16. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды
17. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника
18. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени?
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы