Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста
В мире современных технологий нас окружает робототехника. Мы используем в повседневной жизни, в школе, дома огромное количество технических устройств: мобильные телефоны, стиральные машины, компьютерную технику и многое другое, все это является роботами. С каждым годом наука развивается, исследования не стоят на месте. Эта отрасль усовершенствуется в мире очень быстро. Робототехника затрагивает все аспекты развития страны, так как это одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника – это новое междисциплинарное направление обучения детей, интегрирующее знания о физике, механике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества и повышения престижа инженерских профессий среди школьников.
С открытием Центра «Точка роста» в нашей школе появилась возможность использования современного оборудования для занятий робототехникой и внедрения новых модулей и программ: «Мой первый робот», «Робототехника WeDo 2.0», «Робототехника Fischer Technik», «Легоконструирование». Благодаря этому наши дети имеют возможность получать качественное дополнительное образование по технической направленности. На занятиях ребята осваивают азы конструирования, робототехники и программирования с помощью данных наборов. Возможность внедрения робототехники в пространство школы – это универсальный инструмент для образования.
Во-первых, занятия робототехникой носят межпредметный характер. То есть соприкасаются сразу с несколькими учебными предметами, как в начальной, так и в основной и старшей школе: физикой, информатикой, математикой, технологией, окружающим миром, геометрией, астрономией, программированием. Поэтому можно смело говорить о взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.
Во-вторых, робототехника способна развивать все виды универсальных учебных действий, а именно: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, которые организуют самостоятельную учебную деятельность и формируют мотивацию к обучению.
В-третьих, применение робототехники как инновационной методики на занятиях в школах и учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям, что позволяет на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.
Использование LEGO-конструкторов в рамках дополнительного образования повышает мотивацию учащихся к обучению, так как занятия выстроены в форме познавательной игры, что позволяет продуктивнее знакомить детей с наукой, ведь именно она является эффективным методом для изучения важных областей технологии и конструирования. Цель, которая преследуется изучением курса робототехники в дополнительном образовательном процессе, – развитие научно‐технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно‐технического конструирования и основ робототехники.
Педагогические задачи, решаемые при реализации программ по робототехнике в дополнительном образовании:
– познакомить учащихся с основами программирования в компьютерных средах, предоставленных компанией LEGO, и на языках программирования роботов;
– развить умения творчески подходить к решению задачи;
– развить умения довести конструкцию до работающей модели;
– развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому, вопрос внедрения робототехники в учебный процесс нашего Центра, начиная с дошкольного возраста и далее на каждой ступени образования, достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем. Обучение младших школьников с использованием робототехнического оборудования – это и обучение в процессе игры, и техническое творчество одновременно. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, школьник продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
В основном для организации занятий с детьми используют комплект конструкторов Lego «Первые механизмы», Lego Education, LEGO MINDSTORMS EV3. Конструктор позволяет развить следующие навыки у учащихся:
Развитие внимания: только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже малейшее отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребенку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.
Развитие воображения: из деталей LEGO можно собрать свое неповторимое творение.
Развитие познавательного интереса – одно из важных предназначений конструктора. Ведь умение из частей собирать целое непременно пригодится в будущем, например, при ремонте автомобиля. Детский конструктор, благодаря своей яркой привлекательности, разнообразию форм и размеров, позволяет в игровой форме познавать окружающую действительность. Готовый результат приносит удовольствие и желание создавать все более усложненные модели окружающего мира.
На занятиях учащиеся работают индивидуально, парами и небольшими группами. Индивидуальная форма работы предполагает наличие индивидуального подхода к обучению ребенка, позволяет выявить и устранить проблемы в обучении и развитии конкретного ребенка. Парная форма объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение, навык сотрудничества. В помощь слабому воспитаннику можно дать ребенка посильнее. Работая группами, можно закреплять практические навыки работы с роботизированными моделями.
Робототехника – направление новое, инновационное, тем самым привлекающее и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности – отличная возможность дать шанс ребенку проявить творческие способности, а педагогу Центра дополнительного образования привлечь детей к техническому творчеству, начиная с дошкольного возраста, и может быть подготовить будущей профессии.
Количество просмотров: 1465 |
Добавить комментарий