Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля»

 
 

Винокурова Ирина Владимировна,

педагог-психолог первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 35

комбинированного вида «Непоседы» г. Новосибирска

 
 
 

Покидова Ольга Викторовна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад № 35

комбинированного вида «Непоседы» г. Новосибирска

 

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля»

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Внедрение STEM-образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве.

STEM-образование пришло и в наш детский сад. Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить игровой набор «Дары Фребеля». Он является одним из шести направлений STEM-образования. Работа с данным пособием ведется с ноября 2020 года.

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта – дерева, что безопасно для реализации и применении ребенком. Создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики, моделирования: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления.

Представляю вашему вниманию некоторые варианты игр.

Игры на классификацию

Необходимо рассортировать предметы по признакам: цвету, геометрической форме, размеру.

Данный вид игр способствует развитию сенсорных и познавательно-исследовательских навыков, расширять кругозор, восприятие, мышление, память.

Сюда можно отнести игры на выстраивание последовательности. Такие как: собери бусы, разложи витаминки.

Игры-«конструкторы»

Игра «Капризная принцесса». Задача игроков – собрать букет цветов для принцессы, из материалов набора Фребеля. Здесь огромное количество вариантов и уровней. Все зависит от вашей фантазии и фантазии детей. Данный вид игр помимо всего прочего развивает нестандартное мышление ребенка.

Игра «Пароход»

В ходе игры детям рассказывается о различных видах водного транспорта и профессиях людей, связанных с ним. Разъясняются правила поведения на водном транспорте.

Детям предлагается построить пароходы из наборов, дополнить игру пароходами из оригами и организовать движение по реке. Также можно построить порт и перевозить различные грузы.

Дары Фребеля позволяют решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми, где базой является логическое мышление. Еще игры помогают работать в коллективе, воспитывают целеустремленность, учат сохранять стойкость духа при проигрыше, ставить новые цели и достигать их. Работая с материалами Фребеля, я не являюсь собственно источником информации, а направляю и облегчаю процесс познания, стимулирую познание, планирую и создаю безопасную обстановку в кабинете. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми, учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы.

Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка. Не зря говорят, все новое – хорошо забытое старое! И это так важно, имея бесценный игровой материал, использовать его на благо детей.

Еще одним элементом STEM-образования являются палочки Кюизенера для развития у детей математических способностей.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете».

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.

Для наглядной демонстрации работы с палочками Кюизенера воспитателю понадобится увеличеный набор палочек. Его можно сделать самостоятельно.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера могут использоваться как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий знакомясь с цветами, размерами и формами.

Детям 3-4 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

ПОСТРОЕНИЕ ДОМА. Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров

СОСТАВЛЕНИЕ КВАДРАТА. Задача ребенка – сложить квадрат. Трудность задачи состоит в том, что палочки нужно подбирать по размеру через одну. Можно начать составлять квадрат как с самой маленькой палочки, тем самым увеличивая квадрат, так и с самой большой, уменьшая его.

В нашем детском саду близкое знакомство с палочками Кюизенера начинается у детей 4-5 лет (средняя группа). Занятия в образовательной области «Познавательное развитие» (математика) проводятся по методике В. П. Новиковой, а ее методика тесно переплетается с использованием палочек Кюизенера.

На первом этапе знакомства с палочками для детей можно предложить возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем педагог предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность. (Некоторые варианты схем представлены в брошюре, в каждом наборе палочек). Также в нашем детском саду представлено множество карточек с различными игровыми упражнениями для детей разных возрастов.

Дидактическое пособие «Кростики – Посудная лавка», которое используется в совместной работе с детьми.

Данное пособие направлено на развитие интеллектуально-творческих способностей, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования и конструкторских способностей. Так как содержит множество разнообразных заданий от простых до самых сложных. Задания сопровождаются веселыми стихами и загадками.

Для начала детям предлагается заполнить рисунок палочками соответствующего цвета и размера.

Затем, когда ребенок начинает легко справляться с этим, задание усложняется: теперь ребенку надо самостоятельно дополнить картинку, симметрично расположив на ней палочки того же цвета и размера.

Когда и этот этап освоен, ребенку предлагается повторить картинку на разлинованном листе, представленном в пособии, или на чистом листе бумаги. Можно по памяти или с опорой на схему. Это отлично закрепляет зрительное восприятие и пространственное ориентирование.

В эту игру могут играть как один ребенок, так и группа из нескольких детей одновременно. После того как дети полностью освоят все задания, представленные в пособии, педагог может с легкостью интегрировать полученные умения в любые образовательные области. Дети с удовольствием включаются в увлекательную игру.

К достоинствам этой методики можно отнести полноценное интеллектуальное развитие малыша, что положительно сказывается на формировании умений и навыков.

Палочки Кюизенера являются наиболее удобной и проверенной методикой работы с детьми, освоить которую несложно, зная закономерности процесса.

Количество просмотров: 1562  

Добавить комментарий

1. Использование конструктора Cuboro в работе с детьми по ознакомлению с детским туризмом ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование конструктора Сuboro в образовательном процессе ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
4. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
5. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
6. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
7. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
10. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
11. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
12. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
13. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
14. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
15. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
16. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
17. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
18. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
19. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы