Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников

 
 

Крюкова Ольга Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 32 г. Новосибирска

 
 
 

Прозорова Юлия Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 32 г. Новосибирска

 

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников

Новая система образования, ориентированная на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных организаций и включения в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования. «Качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность», – подчеркивает В. В. Путин.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Дошкольное образование тоже должно соответствовать целям развития инженерного мышления, изучения технологий, которые пригодятся в будущем. Следовательно, инженерное мышление дошкольников можно и нужно формировать на основе научно-технической деятельности, например, такой как конструирование.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием является конструирование. Оно позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Даже если нет конструктора, дети создают игровое пространство из того, что есть под рукой.

В нашем детском саду уделяется особое внимание конструктивной деятельности воспитанников, главной целью которой является развитие интеллектуальных способностей в процессе конструктивной деятельности и вовлечение детей в научно-техническое творчество.

За последние годы развивающая среда значительно обновилась новыми разнообразными, современными конструкторами. Ассортимент конструкторов учитывает возрастные особенности воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими деталями и более сложными схемами – для старших.

Мы разработали систему занятий, которая позволяет переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивает творческие и технические способности детей. Работу начали с игровых заданий по плоскостному моделированию. Сначала дети выкладывали изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструировали по замыслу. Дети придумывали свои постройки, рассказывали о них друг другу.

Использование конструктивной деятельности в группах раннего и младшего дошкольного возраста позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью конструктора у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках, представления о форме и величине, дети учатся ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.

Далее от плоскостного моделирования перешли к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «LEGO», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, одна и та же постройка, в зависимости от материала который используется, может быть различной.

Для решения задачи по формированию и развитию инженерного мышления у старших дошкольников используется конструктор LEGO Education, LEGO TECHNIC, CITY, Friends. Все занятия выстроены в соответствии с возрастом в систему игр и упражнений, которые носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. У воспитанников подготовительной группы формируется интерес к техническим видам творчества, развивается конструкторское мышление.

Обучение с LEGO конструктором состоит из четырех этапов:

1. Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дошкольники соединяют новые знания с теми, которыми они уже обладают – расширяют свои познания.

2. Конструирование. При работе с конструкторами работает принцип практического обучения: «Услышал – забыл. Увидел – вспомнил. Сделал – понял». Применяются различные приемы и методы: использование инструкций по сборке модели, сборка по образцу, сборка по описанию и свободное конструирование.

3. Рефлексия. Обдумывание и осмысление выполненной работы, активизирует познавательную активность дошкольников. У них укрепляются взаимосвязи между уже имеющимися знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе главное – эмоции.

4. Развитие. Когда у ребенка есть стимул, то учиться более приятно. Удачно выполненное задание мотивирует детей на дальнейшую творческую работу.

По завершению конструктивной деятельности обязательно организуется игра с новыми постройками. Это ведет к тому, что дети становятся более мотивированы к дальнейшему экспериментированию, созданию новых конструкций и моделей. А это уже и есть работа инженерной мысли – когда проводится исследование и включается творчество. Следуя таким путем, закладывается «зерно» инженерного мышления в голову дошкольника.

Важную роль в образовательной деятельности занимает взаимодействие с родителями. После проведения дискуссионной беседы «Детское конструирование – что это?», были выявлены проблемы и трудности у родителей с детьми в конструировании, для родителей были подобраны и проведены консультации, беседы, мастер-классы. Родители активно включились в наполнение развивающей среды, и у нас появились конструкторы: из картона, бумаги, соленого теста, трубочек и др.

Реализуя систему работы по конструктивной деятельности дошкольников, можно отметить, что у детей повысился интерес к деятельности с разными видами конструкторов. Они более успешно возводят постройки по образцу, схемам, словесной инструкции. Рассказы о постройках стали более развернутыми. Проявляются навыки командного взаимодействия. Развивается крупная и мелкая моторика. Сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности.

Система работы по конструированию – важная предпосылка к формированию инженерного мышления у взрослого.

Количество просмотров: 5539  

Добавить комментарий

1. Использование конструктора Сuboro в образовательном процессе ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
4. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
6. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
10. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
11. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
12. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
13. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
14. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
15. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
16. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
17. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
18. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы