Выпускник должен быть образован, воспитан и здоров

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

старший методист отдела редакционно-издательской деятельности

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

Выпускник должен быть образован, воспитан и здоров

В 2018 году был подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором была поставлена задача по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В декабре 2024 года в рамках Всероссийского совещания руководителей в сфере образования и ректоров педагогических университетов заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко сообщил, что данный показатель достигнут. О том, из чего складывается качество образования в отдельно взятой школе, говорим с Анной Дмитриевной Шмаковой, директором МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского.

– Понятие «качество образования» было нормативно закреплено в федеральном законе «Об образовании в Российской федерации». Что вы вкладываете в это понятие?

– Несколько лет назад Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов в одном из своих выступлений, когда задавались векторы нашей суверенной системы образования, сказал очень хорошую фразу о том, что современный выпускник должен быть образован, воспитан и здоров. И мне, как руководителю, это очень понравилось. Этот посыл хорошо ложится на моё профессиональное представление о результатах и качестве образования. В этом контексте качество образования имеет высокий уровень, если в конце каждого учебного года у ребёнка есть прирост по трем показателям, обозначенным выше.

– Как вы учитываете современные вызовы и образовательные тренды в работе по повышению качества образования?

– Сегодня перед нами стоят глобальные вызовы. Это понимаю я и моя административная команда. В связи с появлением новых вызовов и с переоценкой тех, которые уже были в федеральной и региональной повестке, в первую очередь пересматривается программа развития образовательной организации, поскольку это тот документ, который ведёт нас в завтрашний день, в нем отображаются все стратегические задачи. Это очень важно. Программа развития должна быть рабочим документом.

Сейчас в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» есть замечательная возможность через конструктор на сайте проекта разработать свою программу развития. В настоящий момент большинство школ именно этим заняты, и это тоже централизует историю про качество образования, приводит к единому знаменателю всё образовательное пространство страны. Это вектор и на суверенную, и на единую систему образования.

Следующий шаг – это работа с педагогическим коллективом, поскольку, как известно, кадры решают все. И эффективная, грамотно выстроенная система работы с кадрами, методическая в том числе, это отправная точка реализации тех направлений, которые заложены в программе развития. Очень важно, чтобы методическая работа не носила формальный характер, когда составляется график курсов повышения квалификации, и, самое главное, чтобы педагоги вовремя посетили курсы и принесли документы. Это плохо работает. У каждого педагога должен быть индивидуальный образовательный маршрут. В этом отношении очень эффективным инструментом является система наставничества. Несмотря на то, что нашей школе всего два года, у нас эта история очень хорошо работает и приносит свои результаты. И очень важно понимать, что наставничество – это не только, когда педагог со стажем помогает молодому педагогу, пришедшему из университета. Эта история, когда любой педагог, любой член педагогического коллектива может стать наставником для другого. Это система «равный равному». На сегодняшний день молодые педагоги обладают целым рядом компетенций, которыми они могут поделиться с теми, кто уже давно работает в школе. Например, в вопросах цифровизации образования, работы с различными платформами. Нужно очень грамотно организовать наставническую и методическую работу для того, чтобы прирост профессиональных компетенций шел постоянно. И конечно, административная команда должна контролировать, мониторить ситуацию, потому что без этого не будет системной работы.

Третий момент, без которого сложно себе представить современную систему образования, это социальное партнерство. Школа не должна быть сама по себе, вокруг неё должна быть сконцентрирована сеть социальных партнёров, с которыми можно реализовывать различного рода проекты, и тогда ресурсы школы становятся богаче, мощнее. И ответить на те вызовы, которые сегодня стоят перед системой образования, становится легче, появляется больше возможностей, открываются новые горизонты. Очень важно широко посмотреть на это направление и отойти от шаблонного представления о том, что социальные партнеры это, как правило, университеты, колледжи, то есть какие-то организации нашей же отрасли. Нужно активно работать с родителями, нужно оглянуться, посмотреть, кто рядом, кто готов сотрудничать. Предприятия города, какие-то социальные институты. Даже в контексте профминимума, который сегодня реализует каждая школа, это очень грамотный, эффективный подход.

 

– Расскажите подробнее про конструктор программы развития учреждения.

– Конструктор программы разработан в рамках проекта «Школа Минпросвещения России». Туда вносятся результаты самодиагностики, которую каждая школа проходит по тем критериям, которые заложены в проекте: по 5 магистральным направлениям и 3 ключевым условиям. Очень важно ее пройти честно и прописать в ней свои дефициты. Например, поскольку наша школа работает два года, конечно, у нас ещё нет хороших, стабильных показателей на государственной итоговой аттестации. Требуют доработки некоторые направления воспитательной работы: туристическое, краеведческое. Пройдя самодиагностику, занеся дефициты в этот конструктор, мы получаем шаблон или начальный вариант программы развития, в котором уже прописаны наши дефициты, приблизительные варианты преодоления этих затруднений и выход на иной уровень качества. Также там появляются целевые показатели (у каждой школы свои). У нас, в числе других показателей, это показатели государственной итоговой аттестации. И дальше управленческая команда начинает работать над тем, как, с помощью каких механизмов выстроить работу, чтобы результаты единого государственного экзамена, основного государственного экзамена стали выше, и качество образования повысилось. На следующий учебный год мы уже прописали перспективный план работы методических объединений учителей-предметников, туда же вошла наставническая история, работа с молодыми специалистами. Мы ставим молодых специалистов на все параллели, где сдаётся ОГЭ, ЕГЭ, без особых рисков. Понятно, что есть определённый наставник, который сопровождает эту историю. Таким образом получается, что по каждому дефициту есть определённый механизм, как этот дефицит будет устраняться.

 

– Вы сказали про наставничество среди педагогов. Как это работает?

– Здесь всё зависит от задач, которые стоят перед школой и коллективом. Понятно, что есть вариант, когда педагог, у которого уже накоплен хороший положительный опыт, может поделиться им с молодым коллегой. Закрепляются такие пары (наставник и наставляемый) приказом директора. И дальше в течение года они работают, взаимодействуют. Конечно, это делаю не я лично. Я советуюсь со своей административной командой, она у меня достаточно представительная: есть заместители директора, есть начальники отделов по разным направлениям. В ходе обсуждения, в ходе аудита становится понятно, кто из педагогов готов быть наставником (не каждый готов быть наставником, на самом деле). И вот так индивидуально, очень скрупулёзно эти пары подбираются. А если говорить о иных видах наставничества, то отталкиваемся от дефицитов. Дефицит рождает задачу, и к ней подбирается определённое решение. В этом учебном году у многих педагогов были затруднения, связанные с цифровыми компетенциями, с работой со «Сферумом», «Моей школой». Более продвинутые педагоги закреплялись за теми, кому требовалась помощь, чтобы устранить эту проблему.

– Один из показателей качества работы – здоровье обучающихся. Что делается в этом направлении?

– Это очень сложная категория, потому что неумолимая статистика говорит о том, что дети из года в год приходят в школу уже, к сожалению, с не самыми лучшими показателями здоровья. И не секрет, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается из года в год. Поэтому есть два базовых направления работы с детьми, которые уже приходят со статусом. Нужно организовать определённые условия, которые заданы в адаптированных образовательных программах по разным нозологиям. Образовательная среда нашей школы позволяет это делать, есть узкие специалисты (дефектологи, психологи, медиаторы), которые обеспечивают правильно организованную образовательную среду. Второе направление – это работа с содержанием образования для этой категории.

Что касается нормотипичных детей, очень важно сохранить те показатели здоровья, с которыми ребёнок пришёл. Здесь очень помогает третий час физкультуры. И у нас очень чёткая позиция по этому вопросу. Третий час физкультуры реализуется только через активные виды деятельности. Это не теория, викторины и конкурсы, это тоже занятие физической культурой. Это очень сложно, поскольку школа у нас переполнена в два с половиной раза, в школе всего два спортивных зала. Выходные дни, любые временные ресурсы используются для того, чтобы третий час физкультуры реализовывался.

Что касается урочной деятельности, то в начале текущего учебного года мы провели несколько встреч с педагогами, где подсветили как раз вопросы сохранения здоровья на уроке. Это спорная тема. Очень много о ней говорится и пишется. И некоторые представители науки и практики от образования говорят, что это всё слишком сложно и, может быть, не стоит учителя нагружать этим. Я по одному из образований психолог и очень чётко понимаю, что нельзя совсем об этом забывать. Психологическое здоровье – это тоже очень важная составляющая.

Об этом нужно постоянно разговаривать с коллективом, напоминать, постоянно прокачивать и эти навыки, в том числе не просто конструктивного, эффективного взаимодействия, а психологически безопасного взаимодействия. В школе должна быть очень сильная психологическая служба, служба педагогического сопровождения и служба медиации. Это очень важно в тех условиях, в которых мы работаем каждый день. Есть хорошее выражение: «Рабочее место психолога не в кабинете, а в коридоре». Очень важно, чтобы каждый сотрудник школы был внимательным, чтобы мы могли в какой-то сложной ситуации увидеть тревогу в глазах ребенка, какой-то запрос.

 

– Как система воспитания образовательной организации влияет на качество образования?

– Воспитательная работа – это огромный пласт. Это очень важно и нужно, потому что все прекрасно понимают, в какой геополитической ситуации мы сегодня находимся. Надо помнить про национальные ценности, национальную идею, патриотизм и все, что с этим связано. Мы ответственны за то, какое поколение вырастет, какое поколение выйдет из школы.

В школе появились советники по воспитанию. У нас их два. Один на уровне начального образования, другой – общего. Мы очень долго шли к такому серьёзному управленческому решению, и с этого учебного года мы его реализовали. В воспитательной работе есть два, на мой взгляд, очень важных вектора. Один связан с профилактической работой, другой – с организацией мероприятий, событий.

У нас появилось два отдела: профилактической воспитательной работы и организационно-воспитательной. В отделе профилактики сосредоточена вся профилактическая работа, психологи, социальные педагоги. Во втором отделе – советники по воспитанию, педагоги-организаторы и так далее. Это очень удобно, результативно и позволяет ребятам, которые в этих отделах работают, сконцентрироваться на своих воспитательных задачах. Есть, конечно же, заместитель директора по воспитательной работе, который курирует работу обоих отделов. Это очень помогает в сегодняшней повестке оперативно решать те задачи, которые перед нами стоят.

Но очень важно, чтобы психологи, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, советники по воспитанию, все те, у кого в руках сконцентрирована история, посвящённая воспитанию, смотрели в одну сторону. А это значит, что нужно следить и выстраивать идеологическую составляющую. Это задача руководителя. Поэтому воспитание, всё, что с этим связано, я курирую сама. Воспитательные планёрки проходят каждую неделю для того, чтобы ничего не упустить, чтобы постоянно быть на одной волне, смотреть в одну сторону и выходить к классным руководителям, которые и реализуют эту воспитательную историю. И разговор всегда про одно: про ценности, про то, что такое быть человеком, любить свою Родину.

 

– Как вы оцениваете результативность воспитательной работы?

– Оценить результативность воспитательной работы сложно, но для меня, как руководителя, важны вопросы, связанные с профилактической работой. Профилактика девиантного поведения, нежелательного поведения, работа, связанная с разрешением конфликтов. И это история про школьную медиацию. И когда есть отдельная структура и у этой структуры есть руководитель, и эти вопросы все сконцентрированы внутри одного отдела, то, во-первых, они решаются значительно оперативнее, что очень важно. Во-вторых, если посмотреть на цифры, то в этом году у нас в два раза меньше детей встало на внутришкольный учёт. И это уже очень хороший показатель для новой школы, в которую стеклись дети из более чем 15 образовательных организаций. Далее разного рода правонарушения. Статистика по показателям профилактической работы в этом году значительно лучше. И ещё одна очень важная вещь – это количество обращений родителей. В первый год работы школы обращений было достаточно много, понятно, мы адаптировались, мы друг к другу привыкали. Но благодаря работе отдела профилактики количество обращений снизилось вполовину. И содержание этих обращений в большинстве своём уже не касается тех вопросов, которые в прошлом году были связаны с работой этого отдела. Например, обращения на тему, что в нашем классе учится вот такой-то ученик. Он очень плохо себя ведёт, мешает учиться моему ребёнку. Поэтому, пожалуйста, сделайте что-нибудь, чтобы он больше в нашем классе не учился. Таких обращений в этом году нет. Это говорит о том, что с родительской общественностью поработали.

А что касается отдела организационно-воспитательной работы, там тоже есть целевые показатели: количество детей, которые вступили в Движение Первых, Орлята России, Юнармию и другие детские общественные организации. И это количество по сравнению с прошлым годом очень сильно выросло. Это если говорить о формальных показателях. А если говорить о том, как мы видим эту ситуацию внутри, в чём результат? Результат в том, что Центр детских инициатив, где как раз сконцентрированы те люди, которые в этом отделе работают, это место силы, точка на карте школы, где постоянно кто-то есть, там что-то происходит. Или для меня, как для руководителя, это тоже очень важный результат, потому что это живая работа, которая приведет нас к формированию ценностей, о которых мы говорили выше.

 

– Сегодня большое внимание уделяется профориентации. Расскажите про эту часть вашей работы.

– Я очень люблю профориентацию. Во времена моей школьной юности были учебно-производственные комбинаты, где мы приобретали первоначальные навыки разных профессий. Я когда-то сама шила подушечки, что-то делала руками. И у меня остались самые теплые воспоминания о той поре. Если говорить про сегодняшний день, то наша школа открылась, когда профессиональный минимум уже вошел в жизнь школы. И я поняла, что здесь нужна отдельная структура, которая будет заниматься вопросами профориентации. У нас появился ещё один отдел – Центр профориентации, ранней профилизации «220про». Очень важно, чтобы те люди, которые курируют, занимаются вопросами профориентации в современной школе, очень хорошо понимали, что профориентация – это не только пройти тестирование, получить его результаты и как-то их соотнести с тем, что у ребёнка в голове, с его представлениями о своём будущем. Профориентация – это максимальное расширение горизонтов, создание условий, дающих возможность ребёнку попробовать себя в разных сферах, в разных профессиональных пробах, профессиях и так далее.

У нашей школы для этого есть прекрасная материально-техническая база, и очень большой пул профессий мы закрываем на своей базе. К примеру, у нас есть студия кулинарии, и мы можем пригласить какого-то известного шеф-повара, который проведет для детей шикарный мастер-класс. И это уже рождает интерес определённой категории детей к этой профессии. Я понимаю, что есть другие дети, ученики других школ, хотя бы близлежащих, поэтому наша база должна использоваться не только для наших учеников. На сегодняшний день у нас с некоторыми школами подписаны договоры, и ученики других школ имеют возможность присоединиться к нашим профессиональным пробам. На данный момент мы выстроили управленчески и содержательно систему профориентации. В 2023 году учреждение получило статус региональной инновационной площадки по данному вопросу, а в этом году – федеральной инновационной площадки.

Профориентация также ведёт к формированию воспитательных результатов. И вот с чего я начала. Очень важно, чтобы все люди, которые этими вопросами занимаются, понимали, что профориентация – это очень объемная история. По сути, профориентация может иметь место на каждом уроке, воспитательном мероприятии. Она может прошивать весь образовательный процесс. Просто это нужно увидеть и работать на результат. Не нужно ничего изобретать. Всё есть, на самом деле, даже в обычной школе, в школе с историей и традициями.

Нужно просто немного это переосмыслить, в связи с тем, что теперь есть профминимум, нужно посмотреть на его основные составляющие и переосмыслить профориентационную работу. Приведу самый простой пример. Мы в определенный момент, когда подумали о профессиональных пробах и как их можно организовать, просто оглянулись и поняли, что у нас в школе есть комбинат питания, с которым можно договориться и закрыть определённый набор профессий, которые связаны с приготовлением пищи. У нас есть прекрасный застройщик «Брусника», который построил нашу школу. И они могут закрыть целый пул профессий, связанных со строительством, архитектурой, маркетингом, даже бухгалтерией и так далее. У нас есть компания, с которой мы занимались разработкой школьной формы. И здесь есть прекрасная возможность организовать профессиональные пробы, связанные с такими профессиями, как технолог, раскройщик, закройщик, менеджер, продавец. Именно этот опыт мы представляли, когда проходил конкурс на статус региональных инновационных площадок. В каждой школе это возможно. Это такая универсальная цель. Но для этого нужно немного покреативить, оглянуться вокруг и станет абсолютно очевидно, что партнеры могут появиться у каждой школы. Мы готовы делиться этими инструментами, механизмами с теми, кому это интересно.

 

– В школе более двух тысяч детей. Как определяется, кто примет участие в профессиональных пробах?

– Центр профориентации занимается и планированием профессиональных проб. Составляется план на полугодие, где прописывается, какие параллели, какие классы, на какие профессиональные пробы заходят. И здесь очень важно, что параллельно ведётся работа внутри этой работы. Есть работа педагогов, психологов, которые проводят диагностику по выявлению склонностей и интересов детей. И это как раз помогает ребёнку определиться, куда, на какое направление попробовать зайти на профессиональную пробу. На днях мы с коллегами обсуждали, что даже негативный опыт участия ребёнка в какой-то профессиональной пробе – это тоже результат. Ребенок понимает, что его представления о профессии были одни, случилась профессиональная проба, и становится очевидно, что это не его история. Это тоже очень важно, когда это происходит ещё в школе, пока не настал момент определяться, в какой университет или колледж поступать.

В школе есть профильные классы. И это тоже ответ на вопрос, как определяется, на какие пробы будет заходить ребенок. У нас на сегодняшний день есть спортивный класс, кадетский, космический, два педагогических, технологические классы, гуманитарные. В зависимости от профиля выстраивается траектория обучения. На данный момент очень хорошо идет работа по педагогическому профилю. Нам в этом очень помогает Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко. Мы реализуем с ними проект «Младший воспитатель». Ученики педагогических классов проходят обучение в колледже по специальности, получают удостоверение и трудоустраиваются в детский сад № 390, который находится напротив нашей школы, и еще учась в школе, работают и получают опыт и зарплату. Это профессиональная проба в реальных условиях. Надо, конечно, горизонты расширять. Тут есть вопросы в нормативно-правовом аспекте, но нет ничего невозможного. На следующий учебный год мы заложили это направление в программу развития, чтобы подобные проекты у нас были по другим специальностям.

В течение учебного года ребенок может поучаствовать в разном количестве проб. Это может быть одна проба, может быть несколько, многое зависит от запроса и потребности. Есть платформа «Билет в будущее». Работа с ней – один из целевых показателей на сегодняшний день. Поэтому мы оттуда тоже используем результаты. Там проходит несколько этапов диагностики, тестирования. Работники центра, о котором я говорила выше, эти показатели снимают и выстраивают дальнейшую траекторию развития. Имея более двух тысяч детей, очень сложно организовать индивидуальную работу, но если из двух тысяч убрать начальную школу и более плотно работать со школьниками класса с седьмого, то тут уже может получиться целенаправленная работа. На следующий год стоит задача на седьмой параллели открыть профильные классы: агробио, технологический, космический, математический. Надеемся, что когда мы проработаем эту тему, пропишем образовательные программы, то и профориентационная составляющая в этих классах усилится.

 

– Как вы оцениваете вклад каждого участника образовательного процесса в качество образования?

– Формула «Семья и школа» сегодня актуальна как никогда, потому что всё, что выше было сказано о воспитании, о формировании базовых ценностей, актуально внутри этой формулы. По моему опыту, опыту коллег, целевым показателям, статистике, абсолютно очевидно, что если всё, что делается в школе, не подкрепляется дома, то вряд ли какие-то результаты могут быть достигнуты. Если родители дома не говорят о том, что такое малая родина, что такое Россия, как нужно её любить и защищать, если дома не смотрят правильные хорошие фильмы, не читают правильные книги, если родители дома обсуждают при ребенке учителей, то, что происходит в школе, ставя это под сомнение и давая этому негативную окраску, то говорить о воспитательных результатах очень сложно. Нужно прилагать максимум усилий для того, чтобы родители стали нашими союзниками. Важно прийти к общему знаменателю в ценностных позициях уклада школьной жизни.

Наша школа расположена в самом центре микрорайона «Европейский берег». И так сложилось, что здесь, по большому счёту, других точек культурной досуговой жизни нет. И поэтому мы начали с того, что проводили и проводим массовые мероприятия для всего микрорайона: Масленица, концерты, посвящённые Дню Победы и так далее. И на эти мероприятия мы приглашаем школу, всех жителей района. Это очень сложно в плане организации, безопасности, но это постепенно приводит нас к тому общему знаменателю, про который я сказала выше. Это позволяет нам постепенно формулу «Семья и школа» реализовать в вопросах воспитания, когда на концертах звучат правильные песни, когда родители совершенно по-другому смотрят на своих детей, на педагогов школы. И поэтому нужна максимальная открытость школы для родителей, как бы это сложно сегодня не звучало. Мы знаем, что родители разные, и их взгляды на современную школу не всегда положительные. Тем не менее нужно стремиться подружиться с родителями, открыться им и найти общий язык для того, чтобы всё, что мы делаем в школе, не было зря, а мы ежедневно делаем очень много.

 

– Какие формы взаимодействия родителей со школой используются в вашем учреждении?

– Это, конечно, родительские собрания: школьные, городские, областные. Второй год у нас работает родительский клуб «220 вопросов воспитания». Занятия клуба проходят не реже одного раза в две недели по субботам. Желающих становится все больше, и у нас появился в том числе и дистанционный формат. Кто-то приходит в школу, чтобы принять участие в активных форматах, кто-то подключается дистанционно для того, чтобы послушать советы специалистов, посмотреть какие-то техники.

Помимо этого, у нас есть управляющий совет, который активно работает. У нас были настоящие выборы, предвыборная кампания, потом прошла родительская конференция, и мы открыли совет в октябре прошлого года. Представители родительской общественности помогают решать важные вопросы, организовать обратную связь. Многие родители активно ведут социальные сети, каналы, что сегодня очень актуально и востребовано. Они помогают нам в организации обратной связи с родителями нашего микрорайона для того, чтобы какие-то острые моменты снимать, чтобы родители могли нам задавать вопросы. Это тоже очень важная составляющая. И мы таким образом можем решить спорные, острые моменты. У нас есть Центр спорта, школьный спортивный клуб, куда вошли родители. Мы очень долго определялись, возможно ли это с нормативных позиций. Возможно. Есть родители, которые отвечают за футбол; есть родители, которые очень любят теннис. У нас проходит много турниров, мероприятий в рамках третьего часа физкультуры. И не только по спортивным направленностям. И здесь родители нам очень помогают.

У нас есть школьная служба медиации. И в этом году, на мой взгляд, произошла прорывная история: на медиаторов отучились не только дети, но и родители. У нас теперь есть родительский отряд медиаторов, который помогает решать различные конфликты. В чём суть и почему это так здорово? Не секрет, что между родителями в классах возникают конфликты. Начинаются они очень часто в родительских чатах, а потом уже переходят в какие-то очные форматы. В этом отношении классному руководителю всегда очень сложно в одиночку разрешать эти вопросы. Теперь есть представители родительской общественности (по сути, та же формула «равный равному»), которые готовы подключаться и подключаются к подобным историям и весьма успешно, оперативно разрешают какие-то конфликтные ситуации между родителями.

Приведу недавний пример. Была ситуация, связанная с не случившимся, но вполне себе начинающимся буллингом. Четвертый класс, мальчики. Нередкая история, как бы печально это не звучало, для этого возраста. И вот конфликтная ситуация, родители ребёнка, которого намеревались обидеть одноклассники, обратились сначала к администрации, но мы решили, что здесь может поработать школьная служба медиации. И начался конфликт не только и не столько между детьми, сколько между родителями. Потому что родители мальчиков, которые собирались обидеть другого, встали на позицию, что мой ребёнок не виноват, ничего страшного по факту не произошло. Члены родительского отряда медиаторов помогли в этой ситуации, провели два круга сообщества. И потом ещё индивидуально беседовали с этими родителями, им, конечно, помогал профессиональный медиатор. Мы не оставляем родителей одних, пока они ещё учатся, набираются опыта. Важно, что в этой работе звучит мнение не только педагогов или классных руководителей как профессионалов, но и мнение таких же родителей. И это помогает оперативно донести до родителей какие-то базовые вещи и разрешить конфликт. Для современных родителей очень важно мнение окружающих. А здесь как раз звучит мнение таких же родителей, как они. И поэтому это работает.

 

– Школа № 220 открылась в мае 2023 года. Она построена по принципиально новому проекту в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Влияет ли среда на качество образования?

Я руковожу уже второй школой-новостройкой. И в 2020 году, когда меня назначили руководителем 220 школы, ещё только забивали сваи. И в этом есть свои плюсы. Здорово, когда школа ещё строится, а ты, как руководитель, представляешь уже какие-то основные направления и программу развития и имеешь возможность влиять на некоторые архитектурные и проектные решения. И у меня на это было практически два года. И очень многие решения, которые сегодня в школе, в образовательной среде реализованы, они проработаны, в том числе совместно с застройщиком для того, чтобы реализовать все направления программы развития, о которых я выше говорила. Например, у нас есть такое понятие, как «воспитывающие стены». Практически все стены в школе каким-то образом работают на воспитательный результат. Это мотивационные фразы, различные интерактивные стенды, посвящённые, в том числе и профориентации. Это стены, которые позволяют и помогают проводить разговоры о важном.

Есть очень много архитектурных решений, которые связаны с вопросами безопасности. Очень часто застройщики об этом забывают и им нужно вовремя об этом напоминать. Проект школы очень нестандартный. И действительно, материально-техническая база очень достойная. Много лабораторий, мастерских. Но очень важно то, какое содержание закладывается в эту базу. И моё чёткое убеждение, что среда может повлиять определённым образом на программу развития, на то содержание, которое в школе будет реализовано, но только в той части, которая может быть обозначена как ресурс. Среда – это ресурс. Среда – это возможность. Прикинуть границы и возможности проведения тех же профессиональных проб, реализации модуля предмета технология, проведения воспитательных мероприятий. Но содержание, а соответственно, и качество образования – это всё-таки работа коллектива. Это работа административной команды, это единое видение, единые векторы, единая идеология и единое понимание того результата, к которому мы идём на сегодняшний день.

 

– Выше вы уже говорили про важность социального партнерства в работе образовательной организации. Расскажите про тех, кто вам помогает развивать это направление.

– У нас очень много социальных партнёров, но один из ключевых, конечно, это Новосибирский государственный педагогический университет. Мы территориально очень близко находимся. И именно с командой университета мы реализуем проект специализированных психолого-педагогических классов. Это уникальный опыт для Новосибирска. У нас два десятых педагогических класса, и ребята учатся три дня в школе и три дня на базе университета. Это очень сложная история организационно и содержательно. В этом году система обкатывалась, и уже есть определенные результаты. Впереди у ребят промежуточная аттестация.

Ещё один наш социальный партнер, с которыми мы очень дружны, это управление МЧС, поскольку с ними мы реализуем программу нашего шестого (кадетского) класса. Ребята очень заинтересованные. Практически каждые две недели у нас что-то происходит, какие-то события, либо наши кадеты куда-то выезжают, либо к нам кто-то приезжает.

Также активно работаем с Новосибирским высшим военным командным ордена Жукова училищем и Новосибирским военным ордена Жукова институтом войск национальной гвардии. Так сложилось, что очень много родителей учеников нашей школы работают, служат в этих образовательных организациях. И поэтому мероприятия в плане патриотического воспитания, реализации образовательных программ, связанных с армией, мы реализуем с этими образовательными организациями. Новосибирский государственный технологический университет, Новосибирский государственный университет – тоже наши партнеры. Очень много учреждений дополнительного образования, различных спортивных организаций, федерации самбо, спортивной гимнастики и так далее. На нашем сайте есть страничка, посвященная работе региональной инновационной площадки. Там можно познакомиться с моделью взаимодействия и тем, как мы строим свою работу.

 

– Как деятельность вашего учреждения по повышению качества образования встраивается в систему повышения качества образования города и области?

– Мы очень чётко понимаем федеральную, региональную, городскую повестку. Знакомы с теми дефицитами, которые существуют на сегодняшний день не только в нашей школе, но и в системе образования в целом. Более того, у каждой школы в городе Новосибирске есть свои целевые показатели. И понятно, что они сформированы тоже не просто так, а потому что есть общие векторы развития, есть целевые показатели у городской системы образования, у региональной системы. Департамент образования постоянно знакомит нас с этими показателями для того, чтобы мы на местах выстраивали стратегическую, тактическую работу, которая направлена на решение общих проблем.

На сегодняшний день очень активно обсуждается вопрос, связанный с развитием и повышением качества математического и естественно-научного образования. Сегодня это мой приоритет и моего коллектива. Мы очень активно думаем, как нам реализовать эту историю. Понятно, что отсюда в том числе появление такого спектра профильных классов на следующий год в школе. Мы решаем вопрос относительно рабочих программ по математике на уровне основного общего образования: как их модернизировать, переосмыслить, чтобы зайти в седьмом классе, возможно, на углублённый уровень изучения. Я убеждена, что сегодня директор школы не может быть вне контекста, вне понимания того, что происходит в системе образования, при учёте и при сохранении специфики образовательной организации.

   

– Сейчас разрабатывается стратегия развития системы образования. Принимали ли вы участие в этом процессе?

– Я являюсь аккредитованным экспертом министерства образования Новосибирской области, поэтому принимала участие в обсуждении определённых критериев на уровне региона, как раз связанных с качеством образования. На днях в Новосибирском государственном педагогическом университете прошёл митап, связанный с современными трендами системы образования и с тем, как выстроить эффективное взаимодействие руководителей образовательных организаций с университетом. Практически по каждой позиции звучали и целевые показатели, и направления развития системы образования.

Так или иначе руководителей приобщают к этой истории. Это могут быть совещания, где мы разговариваем про целевые показатели, какие-то стратегические сессии. Я понимаю, что это касается моей работы непосредственно, и сегодня, пока это всё формируется и на это можно каким-то образом влиять и высказывать своё мнение, нужно пользоваться этой возможностью. Это здорово. Это показывает открытость системы образования.

Количество просмотров: 86  

Добавить комментарий