Читательский дневник дошкольника

 
 

Дорохова Ирина Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Читательский дневник дошкольника

Чтение – это волшебный ключ, открывающий двери в мир знаний, фантазии и новых впечатлений. Этот увлекательный процесс помогает малышу расширять кругозор, развивать воображение и эмоциональный интеллект.  Именно поэтому начинать прививать любовь к книгам нужно с самого раннего возраста. Но как сохранить все яркие впечатления, эмоции и мысли, которые возникают у малыша после прослушивания или просмотра книги? Ответ прост – завести читательский дневник. Читательский дневник позволяет родителям и педагогам отслеживать успехи детей, фиксируя прочитанные произведения, любимых героев и впечатления от сказочных историй.

Многие считают читательский дневник прерогативой школьников, но на самом деле он может стать отличным помощником и для дошкольника, превратив процесс знакомства с литературой в увлекательную игру. Для маленьких читателей ведение такого дневника становится не формальной обязанностью, а возможностью проявить фантазию и творчество. Ребенок учится внимательно относиться к содержанию произведений, выделяя любимых героев, запоминая сюжетные линии и выражая собственные эмоции от прочитанного. Родители же получают уникальный шанс поддерживать интерес малыша к книге, поощряя самостоятельность и формируя полезные привычки чтения. Благодаря читательскому дневнику родители смогут лучше понимать предпочтения своего ребенка, помогать ему развиваться интеллектуально и эмоционально, создавая основу для успешного освоения литературы в будущем школьном возрасте.

Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, поскольку именно в возрасте до 6 лет ребенок активно познает окружающий мир, осваивая новые знания и умения. Дети проявляют живой интерес ко всему происходящему вокруг, охотно усваивают нормы поведения взрослых, стремясь подражать им, а также копируя литературных персонажей. Книга играет важную роль в формировании нравственных ориентиров, обогащении внутреннего мира и развитии речи ребенка.

Чтение развивает способность анализировать поступки героев, сочувствовать другим людям, осознавать понятия добра и зла. Через сказки и рассказы дети учатся различать хорошее и плохое поведение, развивают свое воображение и мышление. Книги помогают ребенку освоить грамотную речь, расширить словарный запас, научиться строить связные высказывания, передавать свои мысли и чувства словами. Таким образом, книга выступает важным инструментом воспитания гармоничной личности, способствует всестороннему развитию ребенка и готовит его к успешному обучению в школе.

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, оценивает это. Дети воспринимают историю через звук голоса взрослого, интонацию, эмоции и темп речи. Таким образом, восприятие рассказа становится целостным опытом, включающим визуальные образы и эмоциональные реакции.

Хотим рассказать о своем опыте применения такого формата работы, как ведение детского читательского дневника. По нашему мнению, читательский дневник служит эффективным инструментом формирования интеллектуальных и творческих способностей ребенка, поддерживая мотивацию к познанию нового и открывая перед ним широкие перспективы личностного роста.

Так что же такое дневник читателя? В нашей работе это тетрадь, в которой записывается, какие книги прочитаны ребенком (или ребенку), краткая информация об этих книгах, часто сопровождающаяся иллюстрациями.

 

Вы можете задать вполне закономерный вопрос: зачем вообще нужен читательский дневник? Ответ вполне прост и понятен – всестороннее развитие личности ребенка.

Задачи читательского дневника:

  • Развитие речи и мышления: записывая или зарисовывая впечатления о прочитанном, ребенок учится формулировать свои мысли, анализировать сюжет и поведение героев, выражать свои эмоции.
  • Улучшение памяти и внимания: читательский дневник помогает ребенку запоминать сюжет, главных героев и ключевые события в книге.
  • Формирование любви к чтению: ведение дневника превращает чтение в осознанный и увлекательный процесс, стимулируя интерес к книгам.
  • Развитие творческих способностей: дневник можно дополнять рисунками, аппликациями и другими творческими элементами, что способствует развитию воображения и фантазии.
  • Возможность вспомнить и пережить заново любимые моменты: через какое-то время можно перелистать дневник и вспомнить свои впечатления от прочитанных книг.

А самое главное в читательском дневнике то, что он рассказывает не столько о прочитанной книге, сколько о самом ребенке. Когда ребенок обдумывает сюжет, отвечает на вопросы, делает записи или рисунки, он лучше понимает себя. Берет из книжки что-то полезное для себя. Рассказывая о своих впечатлениях, обдумывая, выбирая, о каком герое или ситуации написать, ребенок понимает, что важно именно ему, какой он сам. Это развивает как эмоциональный, так и социальный интеллект малыша.

Мы с ребятами сделали личные дневники читателя, которые включают в себя следующие рекомендации к оформлению:

  • Название книги и автора: это самая простая и основная информация, которую необходимо указать.
  • Главные герои: перечислите главных героев книги и опишите их внешний вид и характер. Можно нарисовать портреты любимых героев.
  • Сюжет книги: кратко перескажите основные события в книге. Можно выделить самые интересные и запоминающиеся моменты.
  • Мои впечатления: что понравилось в книге? Что не понравилось? Какие чувства она вызвала?
  • Мои любимые эпизоды: опишите самые любимые эпизоды из книги и объясните, почему они вам понравились.
  • Чему меня научила эта книга: что нового и полезного ребенок узнал из книги? Какой вывод он сделал?
  • Рисунок по мотивам книги: пусть ребенок нарисует картинку, которая отражает его впечатления от прочитанного.
  • Вопросы к автору: если бы ребенок мог задать вопрос автору книги, что бы он спросил?

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что читательский дневник – это не просто обычная тетрадь с сухими записями. Это важный инструмент, способствующий всестороннему развитию ребенка. Записи в таком дневнике помогают малышу формировать критическое мышление, развивать умение анализировать сюжет и персонажей произведений, а также ясно формулировать собственные впечатления и мысли.

Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем превратить ведение читательского дневника в интересное семейное мероприятие. Вместе читайте книги, обсуждайте сюжеты, помогайте ребенку выразить свои чувства словами и записывать наиболее яркие моменты и выводы. Ведь самое главное – видеть радость и заинтересованность ребенка, наблюдая, как светятся его глаза каждый раз, когда он рассказывает вам о новых открытиях, сделанных благодаря миру литературы. 

Количество просмотров: 44  

Добавить комментарий

1. Педагогические сообщества как ресурс повышения профессиональной компетентности воспитателя
2. Педагогические сообщества: от профессиональных сомнений к уверенности
3. Роль родителей в обучении дошкольников безопасности дорожного движения
4. ВКонтакте с семьей: виртуальная площадка как мост между специалистами ДОО и родителями
5. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО
6. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
7. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР
8. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
9. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе
10. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
11. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях
12. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым»
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества
14. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста
15. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
16. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования
17. Читательский дневник дошкольника
18. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства
19. Проект «Луговые травы Новосибирской области»
20. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста
1. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. ВКонтакте с семьей: виртуальная площадка как мост между специалистами ДОО и родителями Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Роль родителей в обучении дошкольников безопасности дорожного движения Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Педагогические сообщества: от профессиональных сомнений к уверенности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Педагогические сообщества как ресурс повышения профессиональной компетентности воспитателя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы