Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Современная логопедия находится в постоянном поиске наиболее эффективных и естественных для ребенка путей коррекции речевых нарушений. Среди многообразия методов логоритмика занимает особое место, представляя собой не просто набор упражнений «под музыку», а целостную педагогическую систему, где движение, речь и музыка органично синтезированы для достижения коррекционных целей. В условиях роста числа детей с полиморфными нарушениями, сочетающими речевые, двигательные и эмоционально-волевые дефициты, значение логоритмики в работе логопеда становится особенно актуальным.
Логоритмика – это не просто танцы или пение, а целенаправленное коррекционно-развивающее занятие, которое активизирует все виды восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое) и оказывает комплексное положительное воздействие на речевую функцию.
Почему же логоритмика так эффективна для дошкольников?
1. Соответствие возрастным особенностям. Дошкольный возраст – это период двигательной активности. Дети познают мир через движение. Логоритмика использует эту естественную потребность, превращая сложные и часто скучные логопедические упражнения в увлекательную игру.
2. Комплексное воздействие. Она не работает над одним конкретным навыком, а развивает ребенка всесторонне:
- Речь: темп, ритм, плавность, дикция.
- Слуховое восприятие: различение темпа, ритма, громкости музыки и речи.
- Моторика: общая координация, мелкая моторика, артикуляционная моторика.
- Когнитивные функции: внимание, память, пространственная ориентация.
- Эмоционально-волевая сфера: преодоление стеснительности, развитие уверенности, умение работать в коллективе.
Механизм воздействия логоритмики на развитие ребенка объясняется тем, что связь между двигательной и речевой зонами мозга очень тесна. Поэтому ритмичные, организованные движения под музыку оказывают следующие виды воздействия:
– Стимулируют формирование нейронных связей между разными отделами мозга.
– Нормализуют темп и ритм дыхания, что является основой для плавной речи.
– Улучшают координацию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что особенно важно для детей с заиканием и СДВГ.
– Отрабатывают артикуляционные уклады и способствуют автоматизации правильного звукопроизношения через многократное, но ненавязчивое повторение.
Логоритмика показана дошкольникам с широким спектром речевых нарушений, для каждого из которых акценты в работе расставляются по-разному.
Так, для преодоления ОНР ставятся такие задачи, как активизация и обогащение словарного запаса, усвоение грамматических категорий, развитие фразовой речи. Для решения этих задач используются следующие инструменты:
– пропевание песенок-диалогов,
– упражнения с отраженным и завершающим проговариванием («мы рисуем…, например, круглый мяч»),
– инсценировки стихотворений.
При коррекции ФФНР на занятиях с детьми мы занимаемся развитием фонематического слуха, слухового внимания и памяти. Для этого используем упражнения на различение темпа, громкости и ритма музыки, соотнесение их с характером звуков речи («громкая музыка – звук [Ш], тихая – [С]»), звукоподражания на разные звуки.
Для детей с заиканием большое внимание уделяется нормализации темпо-ритмической организации речи, упражнениям на снижение судорожности, регуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния. Этих целей мы достигаем через:
– пение,
– речевые упражнения под метроном или четкий ритмический рисунок (хлопки, барабан),
– синхронизацию речи с плавными движениями (руки, тела), упражнения на релаксацию.
При коррекции дизартрии на занятиях включаю упражнения наразвитие артикуляционной и общей моторики, нормализацию просодии (высоты, силы, тембра голоса). Для этого использую:
– артикуляционную гимнастику в игровой ритмической форме,
– упражнения на развитие мимической мускулатуры,
– пропевание гласных для тренировки голосоведения,
– игры на развитие силы выдоха.
Структура логоритмического занятия включает в себя три блока: вводный, основной и заключительный. Однако вариативность упражнений внутри этих блоков безгранична.
Основным составляющим каждого занятия по логоритмике являются:
1. Ритмические упражнения: ходьба, маршировка, перестроения под музыку с изменением темпа, направления и характера движений. Они формируют чувство ритма и пространственную ориентацию у детей.
2. Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики проводятся с речевым сопровождением. Давно доказано, что связь «палец – язык» очевидна и незаменима для стимуляции речевых зон коры головного мозга.
3. Артикуляционная и мимическая гимнастика проводится по подражанию, часто в форме сказки, где каждое движение имеет образное название («Иголочка», «Часики», «Вкусное варенье»).
4. Вокально-артикуляционные упражнения и пение способствуют развитию дыхания, дикции, силы и высоты голоса. Текст песен является отличным материалом для автоматизации поставленных звуков.
5. Упражнения на развитие неречевых процессов: игры на внимание («Замри», «Сделай наоборот»), память («Повтори ритмический рисунок»), произвольную регуляцию.
6. Коммуникативные игры и танцы учат координировать свои действия с действиями партнера, слышать и слушать другого, снимают коммуникативные барьеры.
7. Релаксация – упражнения на мышечное расслабление под спокойную музыку для снятия излишнего напряжения.
При составлении плана занятия важно учитывать, что количество и сложность упражнений должны строго соответствовать возможностям детей и этапу коррекционной работы.
Логоритмика является не просто дополнением к традиционным логопедическим занятиям, а мощным самостоятельным направлением коррекционного воздействия. Ее сила – в полимодальности: она одновременно обращается к слуховой, зрительной и кинестетической модальностям, обеспечивая прочное усвоение материала.
Использование логоритмики в работе позволяет сделать процесс коррекции более естественным, динамичным и эмоционально насыщенным для ребенка, что значительно повышает мотивацию и, как следствие, эффективность всей коррекционно-развивающей работы. Таким образом, владение методикой логопедической ритмики является важной составляющей профессиональной компетенции современного учителя-логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста.
| Количество просмотров: 98 |

Добавить комментарий