Всемирная инициатива CDIO (международный проект по реформированию инженерного образования) в контексте лицейского образования

 
 

Тумаева Татьяна Мироновна,

директор МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирска,
«Почетный работник общего образования»

 
 
 

Малыгина Людмила Павловна,

заместитель директора по НМР

МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирска,

«Отличник просвещения»

 
 
 

Казанцев Сергей Геннадьевич,

заместитель директора по аэрокосмическому образованию
МБОУ города Новосибирска «Аэрокосмический лицей имени Ю. В. Кондратюка»

 

Всемирная инициатива CDIO (международный проект по реформированию инженерного образования) в контексте лицейского образования

Международные тенденции, происходящие в области профессионального образования, определяют особые требования к глубине практико-ориентированных знаний выпускника вуза, его компетенциям в создании и эксплуатации новых продуктов, систем и услуг, а также к пониманию важности и стратегического значения научно-технического развития общества.

В основе CDIO: Conceive — Design — Implement — Operate лежит освоение студентами инженерной деятельности в соответствии с моделью «Планировать – Проектировать – Производить – Применять». Данный международный проект направлен на устранение противоречий между теорией и практикой в инженерном образовании. Новый подход предполагает усиление практической направленности обучения, а также введение системы проблемного и проектного обучения.

В настоящее время к Всемирной инициативе CDIO присоединились около 70 высших учебных заведений из 25 стран мира.

Учебный процесс в лицее выстраивается с учетом основных аспектов стандартов Всемирной инициативы CDIO, одним из авторов которой является профессор аэронавтики, астронавтики иинженерных систем Массачусетского технологического института Эдвард Кроули (США). Основные идеи данных стандартов близки концепции Аэрокосмического лицея. В построении образовательной программы нами использовались основные принципы международных стандартов. Поскольку вузы технического профиля встали на путь внедрения данных стандартов, то лицей, который сотрудничает с вузами (НГТУ, СибГУТИ, СГУПС, НГАСУ), не мог не использовать в модели создания инженерно-технологического класса основные принципы CDIO. Для вхождения в региональный проект лицей спланировал и реализует ряд задач:

– изучение педагогами принципов стандартов CDIO;

– первичный анализ модели инженерно-технологических классов на соответствие принципам стандартов CDIO;

– определение траектории развития модели.

Философия CDIO определяет контекст инженерного образования, образуя культурное пространство или среду, в которой происходит обучение, практика и освоение технических знаний и прочих навыков. Данный принцип может реализовываться только в том случае, если существуют понимание и договоренность педагогов о принятии подхода CDIO, план перехода на образовательную программу с учетом CDIO, а также поддержка инициативы реформирования руководителями программы и администрацией.

Одно из основных направлений деятельности лицея – создание как специальной системы поддержки талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка, для воспитания будущей инженерной элиты.

В лицее обучение организуется с 7 класса по пяти возрастным группам – параллелям. Наполняемость классов в лицее устанавливается в количестве 25-27 обучающихся (7-9 классы), 20-25 (10-11 классы). Все классы обучаются по образовательной программе повышенного уровня. В лицее обучаются учащиеся, проживающие в 8 районах г. Новосибирска и ближайших районах Новосибирской области. Около 50% обучающихся проживают в Дзержинском районе, 28% – девушки. Все родители обучающихся ориентируются на дальнейшее обучение детей в вузах технического профиля. Поэтому в 2014-2015 учебном году в рамках регионального проекта по специализированным классам открыт класс инженерно-технологического профиля.

Описание модели создания инженерно-технологического класса

Проведем первичный анализ соответствия модели принципам стандартов CDIO. Образовательный процесс в специализированном классе представляет собой целостную педагогическую систему урочной и внеурочной деятельности. Организация обучения в специализированном классе предусматривает следующие направления деятельности:

– информационная работа;

– профильная ориентация обучающихся;

– проектно-исследовательская деятельность;

– учебная технологическая практика;

– широкий выбор спецкурсов;

– реализация индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

– подготовка портфолио;

– психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

– тьюторское сопровождение;

– взаимодействие с семьей обучающихся.

Урочная деятельность реализуется через учебный план с использованием разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся и современных образовательных технологий. Продумана система мониторинга учебных достижений обучающихся, с рефлексией и в случае необходимости своевременной коррекции учебной деятельности.

Учебный план для инженерного класса (9 класс) предполагает:

– углублённое изучение физики;

– увеличение числа часов на математику и информатику;

– изучение предметов технологической области знаний: «Авиамоделирование», «Черчение», «Основы инженерной графики», «Основы механики», основная задача которых – подготовить выпускников к освоению программ высшего инженерного образования. В соответствии с принципом стандарта 3 CDIO, модель обладает разработанным интегрированным учебным планом, содержит взаимосвязанные дисциплины и предусматривает формирование личностных и межличностных навыков создания инженерных продуктов.

В программах предусматриваются лабораторно-практические работы, творческие проекты как обязательный компонент технологической подготовки. Изучение основ технологической культуры как элемента общей культуры обеспечивает практико-ориентированный характер предпрофильной подготовки, дифференцированный подход и прикладную направленность обучения.

Учебные программы по физике, математике имеют рецензии НИПКиПРО. Учебные программы и учебно-методические комплексы по дисциплинам аэрокосмической области знаний являются авторскими, на них получены лицензии специалистов НИПКиПРО, высшей школы и НИИ. Программы сопровождаются авторскими учебными пособиями и предусматривают внедрение инновационных педагогических технологий.

Внеурочная деятельность предусматривает:

– реализацию широкого спектра спецкурсов, каждый из которых представляет собой завершенную дидактическую единицу и рассчитан на 34 или 68 часов: «Техническое творчество», «Конструкции летательных аппаратов», «Основы информационной безопасности», «Робототехника», «Радиоэлектронника», «ТРИЗ», «Нанотехнологии», «Проектная деятельность», «Введение в технологию», «Основы инженерной графики». Согласно принципу стандарта 4CDIO, имеются профильные спецкурсы, создающие основу для инженерной практики;

– организацию исследовательской и проектной деятельности в технической области знаний с использованием лабораторной базы вузов-партнеров, СибНИА им. С.А. Чаплыгина и НАЗ им. В.П. Чкалова. Лицеисты приобретают опыт проектно-исследовательской деятельности на базовом уровне согласно принципу стандарта 5 CDIO;

– проведение общеразвивающих тренингов, формирующих коммуникативную культуру и лидерские качества, позволяющих эффективно решать задачи функциональной готовности обучающихся к практической деятельности;

– организацию учебной практики, которая проходит на базе производственных и культурно-просветительных учреждений аэрокосмического профиля, в лабораториях и научных подразделениях СибНИА имени С.А. Чаплыгина и технологических отделах НАЗ им. В.П. Чкалова, на базе кафедр факультета летательных аппаратов НГТУ и СибГУТИ, ИТПМ им. С.А.Христиановича СО РАН, ИЯФ СО РАН. Учебная практика носит практико-ориентированный характер, включает проектную и исследовательскую деятельность и основы профессиональной ориентации. Согласно принципу стандарта 6 CDIO, лицей формирует рабочее пространство для инженерной деятельности, используя возможности вузов-партнеров и НИИ.

Технология организации образовательного процесса основана на определении и реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) каждого обучающегося. В рамках описываемой модели ИОТ основана на выборе учащимися:

· спецкурсов, предлагаемых в статусе дополнительного образования и организованных во второй половине учебного дня;

· направления и темы исследовательской и проектной деятельности и базы, на которой будет выполняться данная работа, а также научного руководителя, консультанта, наставника;

· конкурсов проектов, конференций, на которых будут представлены результаты исследовательской деятельности как в Новосибирске, так и в других городах России.

В целях систематизации успехов и достижений обучающихся используется портфолио, которое повышает учебную мотивацию лицеистов, усиливает их ответственность и заинтересованность родителей. Использование портфолио усиливает роль психолого-педагогической диагностики в условиях профильного обучения, повышает уровень учебно-познавательной мотивации и позволяет проследить динамику личностного рейтинга лицеистов в течение года.

Для успешной реализации образовательной модели ключевой проблемой становится проблема координации, использование современной педагогической технологии тьюторского сопровождения ученика позволяет разрешить данную проблему. Технология основана на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи, а тьютор создает ситуации и условия, которые обеспечивают:

· овладение учеником различными формами познавательной деятельности (проектирование, исследование и техническое творчество);

· эффективность образовательной деятельности ученика и его рефлексия этой деятельности.

Согласно принципу стандарта 7 CDIO, интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует формированию дисциплинарных знаний наряду с личностными навыками и навыками межличностного общения, созданию продуктов, процессов и систем.

В настоящий момент мы не можем обсуждать специфические детализированные результаты обучения для развития личностных и межличностных умений и навыков создания продуктов, а также дисциплинарные знания обучающихся, так как проект находится на стадии планирования и вхождения в стадию реализации. Первые выпускники, которые закончат инженерно-технологический класс, покинут лицей в 2017 году.

Тем не менее, анализируя модель создания инженерно-технологического класса, можно с уверенностью сказать, что при её реализации соблюдаются все принципы основных семи стандартов CDIO, что соответствует концепции современного вузовского инженерного образования. Выпускник лицея, подготовленный к требованиям высшей школы, сможет быстрее адаптироваться к современным потребностям вузов и запросам общества на инженерное образование.

Количество просмотров: 11019  

Комментарии

Четкое понимание проблемы. Инновационный аспект в сочетании с академическим подходом. Молодцы
Замечательная статья
Желаю успехов авторам
хорошо, что региональный проект по инженерным классам объединил ОУ города и области для решения общих проблем.Появилась возможность делиться опытом с заинтересованной аудиторией.Черпать идеи.

Страницы

Добавить комментарий

1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы