Партнёрские отношения в непрерывной системе образования: лицей-вуз-НИИ. Формы и результаты сотрудничества

 
 

Тумаева Татьяна Мироновна,

директор МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирска,
«Почетный работник общего образования»

 
 
 

Малыгина Людмила Павловна,

заместитель директора по НМР

МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирска,

«Отличник просвещения»

 

Партнёрские отношения в непрерывной системе образования: лицей-вуз-НИИ. Формы и результаты сотрудничества

  Идея непрерывного образования занимает все более заметное место в ряду прогрессивных идей XX – начала XXI в. Смысл ее заключается в создании условий для обеспечения каждому человеку постоянного развития и творческого обновления, что ведет к процветанию общества в целом. Поэтому многие государства ведут поиск собственной модели непрерывного образования. Еще в эпоху Просвещения была доказана важность всеобщего обучения детей и молодежи. Эти факторы обусловили необходимость теоретического обоснования образовательных процессов в современных условиях, подвели к идее непрерывного образования.

Впервые данная идея была оглашена на конференции ЮНЕСКО в 1965 году известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. С середины 1970-х гг. она нашла поддержку во всех странах, стала основным принципом образовательных реформ. Функционирование непрерывного образования должно основываться на принципах гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Система непрерывного образования способствует решению трех основных задач:

– подготовка человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;

– совершенствование человека с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

– разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения.

В лицее сложилась система непрерывного образования «лицей-вуз-НИИ» практически с первых лет его существования.

В образовательном пространстве Новосибирска Аэрокосмический лицей сформировал поле образовательных контактов. Приведен перечень, который отражает характер взаимодействия между структурами. Со всеми организациями заключены договоры о сотрудничестве.

Поле образовательных контактов в системе инженерного образования:

МГТУ имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

МФТИ (г. Москва)

СибГАУ имени М. Ф. Решетнева (г. Красноярск)

СГУПС, НГТУ, СибГУТИ (г. Новосибирск)

СибНИА имени С. А. Чаплыгина

ИТПМ имени С. А. Христиановича , ИЯФ имени Г. И. Будкера СО РАН

Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова

Новосибирский авиационный технический колледж

МКОУ ДОД ДЮЦ «Планетарий»

Научно-методическое партнерство лицея, вузов и НИИ направлено не только на развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников, но и на повышение профессионального мастерства руководителей и педагогов лицея.

Профильное обучение, реализуемое в лицее, не может плодотворно развиваться без сотрудничества с вузами, которые являются экспериментальной базой для организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, а также учебной практики.

Высшая школа, занимая место в системе непрерывного образования, прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Необходимо четко и осознанно представлять, каким должно быть высшее профессиональное образование.

Формы партнерства

О характере взаимоотношений с Центром довузовского образования НГТУ следует сказать особо – отношения носят длительный характер, формы сотрудничества разнообразны:

– школа развития по математике, физике и информатике;

– очные контрольные работы по математике и физике;

– семинары для педагогов по математике и физике.

Совместная деятельность в непрерывной системе образования лицей-вуз

Лабораторная база высшей школы используется для выполнения исследовательских и проектных работ по физике, инженерной графике, конструкции и прочности летательных аппаратов, аэро- и гидродинамике. Особенно тесно лицей сотрудничает в соответствии со своим профилем с факультетом летательных аппаратов НГТУ. Всего же к проведению занятий внеурочной деятельности привлечено 19 специалистов. Из них специалисты ВУЗов и НИИ составляют 63%.

Лицей тесно сотрудничает с Новосибирским государственным педагогическим университетом и является:

– стажировочной площадкой НГПУ в реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров;

– пилотной площадкой НГПУ, участвующей в реализации федерального проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупнённой группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия.

Качество школьного образования напрямую зависит от эффективности функционирования системы непрерывного образования лицей-вуз-НИИ.

В лицее создана модель, отражающая инновационную форму взаимодействия субъектов внеурочной деятельности с социальными партнерами: вузами, НИИ, культурно-просветительными учреждениями.

Внеурочная деятельность способствует развитию практики непрерывного профессионального образования в системе «лицей-вуз-НИИ» через формальное, неформальное и информальное обучение. Согласно ФГОС ООО, модель организации внеурочной деятельности реализуется в соответствии с требованиями к новым образовательным результатам – личностным и метапредметным. Одним из направлений деятельности является подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам. Ниже приведена результативность муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в динамике за 3 года.

Формирование базовых компетенций является непременным условием эффективной работы ОО, начиная со школы и кончая вузом. Слабый набор абитуриентов приводит к немотивированному обучению студентов, которые плохо понимают, зачем пришли в вуз. Непрерывность образования в системе лицей-вуз, в условиях профильного обучения, приобретает новый смысл:

– учащиеся обновляют полученные знания и умения за счет спецкурсов, которые читают преподаватели вузов – происходит расширение базовых компетенций;

– происходит повышение культуры исследовательского труда; формируются практические навыки в проектной деятельности под руководством коучеров;

– учащиеся приходят к осознанному выбору будущей специальности и выбору высшего учебного заведения.

Результативность партнёрства просматривается через реализацию следующих позиций: организация и участие лицеистов в олимпиадах и интеллектуальных турнирах, конференциях, конкурсах, чтениях.

Мониторинг результативности участия в чтениях, конференциях, конкурсах за 2013/2014 учебный год

На диаграмме представлены некоторые результаты участия лицеистов в конференциях и конкурсах разного уровня за 4 учебных года. Данные мониторинга показывают положительную динамику результативности участия.

Публикации учащихся за 2013/2014 учебный год

Результаты поступления в вузы представлены в таблице. Из 76 выпускников 52 поступили на бюджетное обучение.

ВУЗ

кол-во

НГТУ

25

СибГУТИ

9

НГУ

6

СГУПС

5

НГАСУ

5

НГАВТ

5

МГТУ имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

3

СпбГУ (г. Санкт-Петербург)

2

НГУЭиУ

2

НГМУ

2

НГИ

2

МФТИ (г. Москва)

1

СпбУУЭ (г. Санкт-Петербург)

1

НГАУ

1

НГАХА

1

СибУПК

1

ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского
(г. Воронеж)

1

СпбУАП (г. Санкт-Петербург)

1

РГАСУ (г. Ростов)

1

СГГА

1

Всего выпускников/из них на бюджет

76/52

Наиболее значимые результаты образовательной деятельности лицея:

– согласно результатам независимой экспертизы по оценке школ повышенного уровня РИА «Новости» – «Социальный навигатор» АКЛ по результатам Всероссийского рейтинга «Где и чему учится будущая интеллектуальная элита страны» за 2014 г. занимает первое место среди лицеев в Сводном рейтинге лицеев НСО; второе место в сводном рейтинге гимназий, лицеев, школ;

– в 2013 лицей вошел в ТОП-500 лучших школ России среди 11 ОУ НСО;

– результативность участия в конференциях и конкурсах обучающихся:

международный уровень – 14 лауреатов;

всероссийский уровень – 32 лауреата;

региональный уровень – 50 лауреатов;

муниципальный уровень – 88 лауреатов;

– результативность участия в олимпиадах:

международный уровень – 1 призер (II место);

всероссийский уровень – 1 победитель и 1 призер;

всероссийская олимпиада «Шаг в будущее» – 3 призера;

межрегиональный уровень – 2 призера;

региональный уровень – 5 победителей и 6 призеров;

муниципальный уровень – 1 победитель и 29 призеров;

– Пикалов Арсений, ученик 11 класса – победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике и призер по математике, призер международной олимпиады по физике в Сингапуре, участник заключительной Международной олимпиады по физике в г. Астана (Казахстан), результат ЕГЭ по физике – 100 баллов;

– 5 лицеистов получили дипломы I степени на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» и Серебряный крест, Золотым крестом награжден руководитель – Малыгина Л. П.;

– по результатам независимых экспертиз (ГИА, ЕГЭ) выпускники лицея стабильно показывают высокие результаты. В 2012 в рейтинге ОУ города по результатам ЕГЭ лицей занял второе место. В 2013 лицей вошёл в десятку лучших образовательных учреждений, стал победителем в номинации «Признание успеха» и занял первое место по результатам ЕГЭ по математике;

– около 80% выпускников лицея поступают в технические вузы, выбирая инженерные специальности.

Интеллектуальное направление партнерства

Лауреаты «Золотой лиги»

НПК НОУ Сибирь

Региональная интеллектуальная игра

по физике «Эврика»

Международная конференция

«Решетневские чтения» (г. Красноярск)

Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов «Siemens»

Международная конференция

«Гагаринские чтения» (г. Гагарин)

Всероссийская НПК «Научное творчество молодежи» (г. Анжеро-Судженск)

Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи

«Национальное достояние России» (г. Москва)

Быков Б., Ефремов Е., Козлов Г., Куксина О. – 4 диплома I степени;

Польский П. – диплом I степени и Серебряный крест;

руководитель делегации, Малыгина Л. П. – Золотой крест.

 

Международная научная конференция

«Решетневские чтения» (г. Красноярск)

Команда в составе 15 лицеистов. 4 диплома лауреатов, 3 почетных грамоты

за успешное выступление и 8 почетных грамот участников

 

Международные общественно-научные чтения,

посвященные памяти Ю. А. Гагарина (г. Гагарин)

Команда в составе 4 лицеистов. 4 диплома лауреатов I степени очного тура, Диплом Центра подготовки космонавтов, Диплом оргкомитета чтений

и Диплом II степени, 4 Диплома III степени за участие в заочном туре

 

Международная олимпиада по физике (г. Астана, Казахстан)

Пикалов Арсений, ученик 11 класса.

Золотая медаль за оригинальное решение задачи по физике

 

Победитель двух Международных олимпиад по физике в Сингапуре

и г. Астана (Казахстан) в составе Российской сборной

 

Всероссийская научно-творческая конференция старшеклассников

и студентов «Интеллектуальное возрождение» (г. Санкт-Петербург)

Команда в составе 7 лицеистов.

3 диплома (сертификата) лауреата, 3 диплома I степени и 1 диплом III степени

 

Всероссийская олимпиада школьников

«Шаг в будущее. Космонавтика» (г. Москва)

Команда в составе 4 лицеистов.

3 диплома лауреатов, 1 свидетельство участника.

В настоящий момент трое выпускников являются студентами МГТУ имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

Количество просмотров: 4927  

Добавить комментарий

1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы