Закиров Вячеслав Васильевич,

аспирант кафедры философии СибГути,

преподаватель истории и обществознания

МБОУ ШИ № 133 г. Новосибирска

 
Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования

Личность человека, а тем более преподавателя, играет в судьбе общества и обучающихся особую, сакральную роль. Глубоко убеждён, только харизматичная, разносторонняя личность преподавателя и его профессиональная компетентность как предметника и как педагога позволяет, с одной стороны, заинтересовать, вовлечь в образовательный и педагогический процесс ребёнка, а с другой, уже повести за собой, формируя ключевые ценностные ориентиры и представления о жизнедеятельности в обществе.

Значение личности и педагога во все исторические времена играло фундаментальную и предопределяющую роль в жизни индивида и общества. Только личность как совокупность духовно-нравственных и социальных ориентиров способна своевременно и адекватно реагировать и решать вызовы современного общества. Ключевая роль педагога в его профессиональной деятельности – это тонко и умело, учитывая психологические, индивидуальные, социальные и т.д. особенности ребёнка, нащупать особо значимые основания (способности, наклонности, целевые и ценностные ориентиры и т.д.), используя весь профессиональный багаж для достижения цели.

С точки зрения современного общества, преподаватель выступает в несколько иной роли, нежели это имело место более двадцати лет назад, когда он именовался учителем и проводил уроки и являлся непререкаемым авторитетом, как для учеников, так и для большинства родителей и в целом общества. Изменилось мнение различных слоёв общества под влиянием различных объективных факторов о роли и содержании образования и значимости самого преподавателя-педагога как такового. Подрастающее поколение обладает совершенно другими формами восприятия и жизненными установками, где преподаватель и педагог в данное время не является истиной последней инстанции. Практически любое мнение, рождённое в образовательной и педагогической среде, подвергается в обществе сомнению и критике, и работа преподавателя не всегда является престижной, перспективной и важной, прежде всего, в глазах ребёнка.

Однако, несмотря на сложности и противоречия, в рамках современного общества складываются общие представления о том, каким должно быть и стать молодое поколение. Существует многочисленный компетентный в профессиональном и нравственном смысле корпус преподавателей, для которых неизмененными остаётся общественная ценностно-ориентированная жизненная установка как внутренняя позиция, с точки зрения которой создаётся универсальная платформа, позволяющая решать ряд основных целей формирования личности человека, правовой и гражданской позиции в рамках общества и государства.

Имя ему – преподаватель-личность, преподаватель-профессионал!

В рамках рассмотрения личности педагога важна социальная позиция как установка к педагогической деятельности. В процессе профессиональной подготовки формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике.

На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

– информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

– друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

– диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

– советчика, если использует осторожное уговаривание;

– просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь, порой до самоунижения, лести;

– вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Значимым требованием является в целом профессиональная подготовка преподавателя как педагога. И как один из предопределяющих факторов деятельности готовность к данному труду. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности.

В составе профессиональной готовности к педагогической деятельности выделяют:

– психологическую готовность;

– психофизическую готовность;

– физическую готовность;

– научно-теоретическую компетентность;

– практическую компетентность.

В профессиограмме учителя выделяют три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

1. общегражданские качества;

2. качества, определяющие специфику профессии учителя;

3. специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

+ синтез качеств ума, чувств и воли личности.

В частности, В.А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки.

В данной статье необходимо раскрыть сущностные особенности не просто личности как таковой, а личности преподавателя в постоянном творческом поиске в раздумье, возможно, в некоторых вопросах сомнении, переживаниии бесконечном совершенствовании в рамках профессионального творчества и мастерства. Главным и, возможно, в чём-то определяющим моментом считаю саму личность человека, его выбор как преподавателя, педагога, его жизненная позиция, убеждения, ценностные основания, реальные поступки, которые позволяют наметить, заложить комплексные и ключевые ориентиры у обучаемых детей в различных сферах жизнедеятельности.

Исходя из образования как становления, социализации личности, на мой взгляд, человек, решивший стать профессиональным преподавателем и педагогом, во-первых, должен обладать фундаментальными качествами. Эти качества суть ответственность, спокойствие, выдержка, интеллигентность, самоорганизация, объективная самокритика, осознание своей роли в жизни общества и государства, постоянное самообразование в рамках как предмета, так личностного и профессиональное самосовершенствования в области предмета, социальной философии, психологии и педагогики и т.д. Деловые качества и высокие требования во всём, что касается отношения, взаимодействия, общения, обучения и воспитания есть требования, предъявляемые к современному преподавателю-педагогу. Действительно, данные требования обязывают к данному стилю поведения не только в учебных заведениях и по необходимости, но и в повседневной жизни, обыденном общении и взаимодействии в обществе на различных уровнях. В этом и есть сложность и однозначность личности человека, ведущего данный образ жизни. Ответственность, патриотизм, правовая компетентность, духовность, нравственность и высокий профессионализм – вот базовый девиз современного педагога и преподавателя!

В рамках педагогической деятельности и вообще жизнедеятельности преподаватель, руководствуясь чувством педагогического долга и ответственности, всегда спешит оказать помощь детям и взрослым. Он требователен к себе, следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду и к личности ребёнка. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

В современных условиях постиндустриального общества деятельность педагога, преподающего предмет (история, обществознание), значительно возрастает роль профессионализма в связи с правовыми и политическими изменениями в рамках современной парадигмы критического мышления и восприятия, как самого преподавателя-педагога, так и предмета. Правовые отношения как различные точки зрения на предмет (историография) и парадигму современного воспитания не всегда приводят к взаимопониманию между семьёй и преподавателями. Основная проблема, на мой взгляд, коренится в недостаточном профессионализме и преподавателя, который порой не в состоянии чётко и ясно изложить концепции преподавания и новизну в подходах изучения предмета в целом, так и новые педагогические подходы в плане формирования ценностных мотиваций. С другой стороны, существует проблема, что в современных условиях преподаватель не является той авторитетной личностью, мнение которой является истиной последней инстанции. На мой взгляд, основная проблема коренится в данных отношениях в неумении преподавателя как личности и профессионала построить модели отношений, как с обучаемыми детьми, так и родителями в рамках образовательно-воспитательной парадигмы. Ключевые решения в преодолении существующих противоречий в рамках заявленной проблемы лежат, на мой взгляд, в рамках личностного и профессионального роста самого педагога-преподавателя. Именно в личностной и профессиональной подготовке есть определённый ключ к объективному успеху и в деле обучения и воспитания детей, и во взаимодействии с родителями. Этот ключ есть не что иное, как перманентное самообразование и повышение квалификации в рамках своей профессиональной деятельности. Личностный рост в рамках нравственного поведения как реального примера в различных видах и формах общения и деятельности. Огромное внимание со стороны преподавательского корпуса должно уделяться проблеме не только нравственного и духовного воспитания и образования, но и правовой стороне вопроса взаимоотношений. Правовой нигилизм, а порой вообще непонимания идеи и сущности права как возможности и обязанности воспитанниками, приводит и к внутри школьным конфликтам не только с преподавательским составом, но и к конфликтам, проступкам и преступлениям в целом. Очевидно, обучения в рамках обществоведческих уроков для детей явно недостаточно в силу причин возрастных, социальных и культурных особенностей и т.д.

Правовая теоретическая подготовка педагогов должна сводиться, на мой взгляд, к практической, реальной правовой деятельности, а не к устным замечаниям и поучениям, хотя и без этого не обойтись. Правовая постановка вопроса ежеминутно, ежечасно и ежедневно принесёт свои плоды в правовое и культурное мышление и, как следствие, – поведение. И здесь на первый план выходит личность и авторитет, компетентность и профессионализм педагога, и вообще поведенческая модель в рамках нравственности, законодательства и права. Эта модель практического взаимодействия с детьми позволит создать в рамках образовательного пространства именно правовую и личностно-ориентированную основу взаимодействия не только детей и педагогов, но и в среде воспитанников. Именно поэтому личность и профессионализм преподавателя являются важнейшими аспектами, позволяющими создать важнейшие предпосылки для формирования и становления личности человека в целом. Без стремления к выполнению данных требований педагог не может быть в полной мере профессионалом в своей деятельности. В процессе профессионального развития педагог достигает большего успеха в своей деятельности, его работа становится более высокоэффективной, повышается уровень его профессионализма. Исходя из практического опыта видно, что для успешной деятельности педагог должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, к обеспечению высокого уровня обучения учащимся. В процессе профессионального развития педагог реализуется в системе образовательной среды. Учитывая перечисленные требования, педагог может работать и качественнее и организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся и родителей на современные установки и запросы общества.

Использованная литература

1. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Т. Казакиной. – М., 1991.

2. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития //М.: Прометей. – 1991. – Т. 112.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004.

4. Новиков А.М. Формы обучения в современных условиях. URl: http://www.anovikov.ru/artikle/forms. htm.

5. Резапкина Г.В. Психологический портрет учителя // Школьный психолог. 2006. № 6. С. 38–41. № 7. С. 40–41.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: учеб.пособие. М.: Академия, 2002.

7. Сочень Л.Т. Влияние профессиональной позиции педагога на уровень самостоятельности учащихся: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000.

8. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/education21/issue/55814_full.shtml [Исследование профессиональной позиции учителя во фронтальной и индивидуальной формах обучения – Психология образования в XXI веке: теория и практика]