Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, коллеги и читатели рубрики «Музейный компас»!

Я рада новой встрече с вами.

Часто говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Никого сейчас не удивишь интерактивными экскурсиями, интегрированными уроками, научно-исследовательскими работами. Но время требует все эти формы выводить на новый уровень, по-другому взглянуть на привычные направления работы. Новый, порой не обычный взгляд на музейную работу представили руководители школьных музеев на традиционной научно-практической конференции руководителей школьных музеев, которая проходила в феврале 2016 года.

Каждый год на конференции представляется опыт педагогов, развивающих музейное дело сегодня, мнение ученых в области музейной педагогики. Именно сегодня музейная деятельность по праву рассматривается как важная составляющая образовательного пространства.

В процессе работы конференции поднимаются и обсуждаются важные для воспитания подрастающего поколения вопросы: о воспитательных возможностях музеев образовательных учреждений, о формировании социальных навыков у школьников средствами музейной педагогики, о создании и апробации новых программ и диагностических методик в школьных музеях, презентуются новые формы работы с детьми.

В этом номере газеты читателям представлены материалы XII городской научно-практической конференции руководителей школьных музеев «Сферы деятельности современного школьного музея».

Также на конференции состоялась презентация нового сборника «Одна на всех Победа…» и авторы получили свои авторские экземпляры. Статьи из этого сборника можно прочитать на сайте «Библиотека сибирского краеведения» http://bsk.nios.ru/content/sbornik-odna-na-vseh-pobeda. Они посвящены тем, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., работал в тылу, рассказывают о памятниках города Новосибирска, посвященных этой войне. Страницы сборника содержат уникальную информацию о событиях ВОВ, хранят трогательные воспоминания о человеческих судьбах.

По итогам работы конференции была принята Резолюция.

Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. А как правильно подготовить экскурсию? Процесс это сложный и творческий. У этого направления работы есть определенные этапы подготовки, формы проведения, возрастные требования… Наш номер сегодня посвящен именно экскурсиям, технологиям создания и методикам проведения.

Совершить путешествие в прошлое, прогуляться по историческим местам Новосибирска, вживую увидеть настоящего писателя или поэта! Все это доступно школьникам Лицея № 113 города Новосибирска. Как провести экскурсию, используя макеты достопримечательностей города, или отправиться за русскими переселенцами в Сибирь, рассказала в своем выступлении на конференции и в статье Светлана Викторовна Коломиец, руководитель музея Лицея № 113.  

А почему не провести экскурсию на иностранном языке, например, на французском? Тем более, если это гимназия «Французская». А как же беседовать при этом с экскурсантами? На каком языке отвечать на их вопросы? Опыт, который приобретают ребята в музее «Нормандия-Неман», помогает им и во взрослой жизни. В этом уверена руководитель музея Наталья Юрьевна Домбровская.

Пешеходная экскурсия, пожалуй, из всех представленных выше, самая сложная. На улице ребенку говорить сложно, так как его речевой аппарат пока еще не готов к таким нагрузкам, сложно не растерять внимание слушателей при следовании от объекта к объекту, а еще погодные условия… Всему этом необходимо обучить экскурсовода-ученика при подготовке пешеходной экскурсии. И необходимо пройти не менее сложный подготовительный этап, который включает в себя сбор материала, походы в Архивы, интервьюирование, чтение писем, анализ литературы и создание текста экскурсии. Своим опытом с читателями делится Наталья Ивановна Буякова, руководитель музея школы № 47.

Три автора и три совершенно разных экскурсии. И каждая по-своему интересна и необычна.

Ребята выходят из стен школы, но с музейной деятельностью не расстаются. Именно об этом и рассказывает в своей статье Наталья Витальевна Михайловская, директор музея Новосибирского государственного педагогического университета. Студенты участвуют в поисково-исследовательской работе, встречаются с интересными людьми, знакомятся с историческими фактами, узнают историю Родного края, своего Отечества. И все эти формы работы музея органично вписываются в студенческую жизнь.

«Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи», – утверждает в своей статье еще один автор нашей рубрики Татьяна Владимировна Мжельская. Проектная деятельность популярна и в школьных музеях нашего города. 

Познакомиться со всеми статьями выступающих на научно-практической конференции, читатели могут, прочитав предыдущие выпуски газеты. Коллег со своим опытом знакомила Мария Викторовна Ушакова, руководитель музея школы № 86, Ольга Валентиновна Ефанова, руководитель музея Аэрокосмического лицея им. Кондратюка.

Наталья Геннадьевна Молчанова, педагог дополнительного образования школы № 46, представила в нашей рубрике материалы для проведения открытого урока «Ленинградцы среди нас».

Хочется надеяться, что статьи, представленные в рубрике «Музейный компас», будут полезны для работы руководителям школьных музеев и патриотических клубов, педагогам-организаторам, классным руководителям и всем тем, кто не равнодушен к воспитанию подрастающего поколения. 

Музеи

Учебно-исследовательская и проектная деятельность в работе школьного музея

Мжельская Татьяна Владимировна

Закон «Об образовании в Российской Федерации», действующий в России с 2013 года, подразумевает, что «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности».

Основные направления деятельности музея НГПУ в работе со студентами

Михайловская Наталья Витальевна

В настоящее время часто можно услышать о том, что современное поколение оторвано от своего прошлого, от своих корней. Любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения – одно из основных направлений воспитания. Патриотическое и гражданское воспитание не должно быть оторвано от реальной, повседневной жизни.

Пешеходная экскурсия – одна из форм работы школьного музея

Буякова Наталья Ивановна

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». В разные времена в термин «экскурсия» вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Проведение экскурсий на французском языке в музее «Нормандия-Неман»

Домбровская Наталья Юрьевна

Интеллектуальное развитие – важнейшая цель образования подрастающего поколения. Но, несмотря на то, что успех интеллектуального развития определяется, прежде всего, учебной деятельностью, немалая роль в этом принадлежит внеурочной работе. Одной из форм такой внеурочной работы в соответствии с организационной культурой образовательного учреждения является школьный музей. Для нашей гимназии № 16 «Французская» таким центром мотивации интеллектуального развития наших учеников стал музей «Нормандия-Неман», которому более 40 лет. 

Лекционная деятельность музея Лицея № 113

Коломиец Светлана Викторовна

Школьный музей – место осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые. К массовым формам  относятся лекции.
Лекция в музее лицея № 113 – эффективный вид передачи обучающимся информации. Лекции проводятся руководителем музея, приглашенными специалистами и членами Актива музея.

Патриотические клубы

Ленинградцы среди нас

Молчанова Наталья Геннадьевна

Проведение урока построено в форме тематической беседы. Метод реализации – пояснительно-иллюстративный с использованием рассказа о блокаде Ленинграда, его защитниках, тех, кто пережил и не пережил все тяготы блокады, просмотра фотографий Сергея Ларенкова из серии «Ленинград – прошлое и современность». Можно заранее подготовить учащихся, которые прочитают стихи блокадников о блокаде.