Лекционная деятельность музея Лицея № 113

 
 

Коломиец Светлана Викторовна,

руководитель музея

МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

 

Лекционная деятельность музея Лицея № 113

Школьный музей – место осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые. К массовым формам  относятся лекции.

Лекция в музее лицея № 113 – эффективный вид передачи обучающимся информации. Лекции проводятся руководителем музея, приглашенными специалистами и членами Актива музея.

Подготовка к лекциям актива музея  включает три важных аспекта:

1) общеуниверсальный. Лекции готовятся с использованием литературного языка, различных первоисточников.

2) общеобразовательный. Учащиеся, составляя лекции, повышают свой образовательный потенциал, активизируя навыки творчества.

3) уровень ИКТ-компетенций у обучающихся. Современное поколение – информационное поколение. Каждая лекция, проводимая учащимся, включает использование информационно-коммуникативных технологий, что делает материал доступным для слушателей.

Лекции, проводимые в музее Лицея № 113, систематизируются следующим образом:

Блок краеведческий

1. История русского переселения в Сибирь с использованием этнографических экспонатов музея.

2. История и культура города Новосибирска с использованием экспонатов музея.

3. История школы (лицея) № 113 с использованием экспонатов музея.

4. История героического прошлого нашего  города, семьи.

Блок культурологический

1. Пространственные и временные виды искусств.

2. Стили и направления искусства.

3. Жанры живописи.

4. Стили архитектуры.

5. Жанры скульптуры.

6. Музеи мира.

7. История славянской письменности.

Блок героико-патриотический

1. Дни воинской славы России.

2. Города-герои.

3. Их имена навеки  в памяти народной.

В арсенале актива музея есть следующий наработанный лекционный материал: «Памятник Борису Богаткову», «История старого города», «Наш город начался с моста», «Памятники античности», «5 мифов о Красном  проспекте».

Каждая лекция, особенно краеведческого блока, привязана к экспонатам музея, что делает материал доступным и интересным для учащихся. Например, этнографические экспонаты музея: прялка, рубель, валек, рубанок, деревянное ведро, ткацкий станок, глиняные горшки, деревянные лопаты, деревянная рамка превращают любую лекцию об истории русского переселения в Сибирь в виртуальное путешествие в прошлое.

История архитектуры  Новосибирска – лекции этого направления очень любимы обучающимися, так в музее есть макеты достопримечательностей города, что делает любую лекцию наглядной.

Лекция культурологического блока сопровождается красочными слайдами, являясь основой формирования художественного вкуса у обучающихся. Часто перед обучающими выступают деятели культуры и литературы в рамках функционирования «Творческой мастерской». Частый гость в музее лицея Владимир Викторович Шамов. Каждая его лекция – это незабываемая экскурсия в историю и культуру нашего города.

Лекции героико-патриотической направленности проводят: Коломиец С.В., актив музея и гости лицея: жители блокадного Ленинграда, ветераны педагогического труда, узники фашистских концлагерей, представители казачества. Уроки, проведенные участниками героических событий, делает прочной незыблемую нить связи поколений. Перед лицеистами выступали жители блокадного Ленинграда: Л.Н. Евдокимова, Л.С. Трифонова, узник фашистских концлагерей С.Р. Волк. О роли казачества в истории государства российского рассказал обучающимся атаман В.М. Слизов.

Таким образом, лекция в музейной деятельности – это процесс творческий, в который включены педагог, учащиеся, гости нашего лицея и безмолвные свидетели старины – экспонаты школьного музея.

Презентация

Количество просмотров: 5896  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы