Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Еще совсем недавно само понятие «внеурочная деятельность» звучало как инновация, а сегодня мы уже говорим о инновационных подходах к ее организации. Однако, как нам кажется, что часто новое – это хорошо забытое старое. Много лет школа занималась не только обучением, но и воспитанием своих учеников.

Пришли другие времена, и мы забыли, как собирали макулатуру и металлолом, возились с октябрятами и помогали ветеранам в своей ЗПД (зоне пионерского действия). Как мы ходили с классом в походы и пели в школьном хоре, выпускали стенгазеты ко всем праздникам и устраивали сеансы одновременной игры в шахматы.

Но, к счастью, сегодня мы вновь возвращаемся к этому. Теперь такая жизнь называется «внеурочной деятельностью учащихся, которая объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М. Просвещение, 2010]. Теперь мы говорим о разных уровнях результатов внеурочной деятельности: от приобретения школьником социальных знаний до получения опыта самостоятельного общественного действия. И, как ни странно, сегодня организация экскурсии по городу или вовлечение старшеклассников в подготовку новогоднего праздника для малышей звучит как инновация.

Но главное в другом. Не так важно, как мы будем назвать полезную и нужную воспитательную работу в школе, возможность заниматься творчеством во внеучебное время – главное, чтобы эта возможность и эта работа были в современном образовании.

А учреждения дополнительного образования, которые не переставали помимо образовательных задач решать и воспитательные и развивающие задачи, с радостью готовы прийти на помощь общеобразовательным учреждениям. Некоторый опыт такого сотрудничества представлен сегодня в нашей рубрике.

Читайте с удовольствие, уважаемые коллеги!

Находите для себя новое, интересное, необычное и идите вперед!

Вариативная модель организации внеурочной деятельности: из опыта работы ЦВР «Галактика»

Першикова Алла Александровна

Центр внешкольной работы «Галактика», как многопрофильное учреждение дополнительного образования, устойчиво работает в образовательном пространстве Дзержинского района, предоставляя детям и родителям широкий спектр образовательных услуг. С 2011 года Центром была создана устойчивая модель взаимодействия с учреждениями общего образования, направленная на наиболее полную адаптацию подрастающего поколения Дзержинского района в социум. 

Традиции и инновации в организации внеурочной деятельности

Хурасева Олеся Александровна

Культурный прогресс происходит за счет таких двигателей, как гениальные личности, талантливые люди. Умение неординарно мыслить всегда было и является востребованным в обществе. При этом большой багаж знаний и навыков не просто приветствуется, а является обязательным условием для развития и личности, и общества. Задача образовательных учреждений состоит не только в том, чтобы дать детям знания истории, математики и других дисциплин, но и подготовить их к жизни в быстро меняющемся мире.

Развитие познавательных способностей школьников в рамках внеурочной деятельности

Левадная Елена Борисовна

Известно, что эффективность школьного обучения в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной сферы школьников, и, прежде всего, их мышления. Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. 

Методическая разработка практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9 классов

Суняева Анна Владимировна

Современный школьник – это ребёнок, который прекрасно разбирается в компьютерах, телефонах и прочих гаджетах, наполняющих нашу жизнь. Он в социальных сетях чувствует себя лучше, чем рыба в воде. А вот в реальной жизни детям порой очень сложно. Некоторые подростки с трудом общаются со сверстниками, не знают, как себя вести в большой компании и не представляют, сколько прекрасного и интересного окружает их в реальной жизни.

Интеллектуальная игра как пространство для развития общей культуры обучающихся

Галактионов Никита Владимирович

В последнее время в образовании повышается роль игровых методов обучения. Широко используются и интеллектуальные. Они подразделяются на субъект-объектные игры, в которых вопрос или задание исходит от объекта – например кроссворд, шарада, и субъект-субъектные, где соревнование идет между равнозначными субъектами: игроки – игроки, игроки – ведущий. В интеллектуальных играх часто используются такие известные модели, как «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес».

Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка

Грешнова Анастасия Дмитриевна, Шестакова Наталья Владимировна

Семья – этимологически в исконно русском значении это слово происходит от сочетания слов «Семь» и «Я», обозначающих опыт семи поколений, окружающих ребенка и прежде живущих в одном доме (прабабушка, бабушка, родители, Я, дети, внуки, правнуки). Именно на принятии и передаче этого опыта (в современных психологических терминах – самопознании, самоорганизации и творчески ориентированном саморазвитии) испокон веков строилась семейная педагогика, ориентированная на развитие личности ребенка и воспитания его на основе традиций народной культуры.

Интеграция как одна из важнейших составляющих образовательного процесса в системе дополнительного образования

Кальнова Людмила Владимировна

Целесообразность использования интеграции, как одной из важнейших составляющих педагогического процесса, очевидна и определяется возможностью отражения тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Однако, успех применения интегративных технологий в решении учебно-воспитательных задач зависит от понимания принципиальной разницы между понятиями «синтез» и «интеграция».

Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в ЦДО «Алые паруса»

Синицына Елена Владимировна

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных организаций, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В Центре дополнительного образования «Алые паруса» накоплен определенный положительный опыт по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Одним из направлений в реализации данной деятельности является проект «Этнографический кабинет в ЦДО «Алые паруса» как средство приобщения детей к русской традиционной культуре».

Обитаемый остров

Нюшков Александр Михайлович

Гитара... Нет в музыкальном мире инструмента столь многогранного и универсального, одинаково простого и беспредельно сложного, понятного и загадочного. Обыкновенная шестиструнная гитара… Только список стилей, жанров, и направлений займёт не одну страницу (и он постоянно пополняется).

«Семейная мастерская» как форма партнёрских отношений участников образовательных отношений в системе основного и дополнительного образования

Кондакова Наталья Анатольевна, Кальнова Людмила Владимировна

Проблема организации эффективного взаимодействия образовательных организаций с семьей на сегодняшний день остается весьма актуальной. Осознание важности данного аспекта в вопросах реализации учебно-воспитательного процесса мотивирует педагогическое сообщество находить и апробировать всё новые формы взаимодействия с семьями воспитанников.