Тема сегодняшнего номера нашей газеты, можно сказать, находится на самом пике актуальности – «Инклюзивное образование: реальность и перспективы». Об «инклюзиве» сегодня говорить модно и современно. Однако часто, говоря об инклюзивном образовании, мы рассказываем о работе с детьми с особыми образовательными потребностями, а не создании единой инклюзивной образовательной среды.
Федеральный закон об образовании определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; также инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. Сегодня такое включение остается проблемой. Среди факторов, препятствующих этому, в основном называют отсутствие доступной среды (наличие специального оборудования, специализированных подъездов и другое) и неготовность современной школы принять особенных детей.
Учреждения дополнительного образования включились в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья уже давно. И мы ставим своей задачей именно включение ребенка в единую образовательную среду, а не создание специальных условий для его обучения. Процесс этот сложный, многотрудный, и как ни странно, одной из причин, тормозящих его развитие является и неготовность самих семей, имеющих больного ребенка, отпустить его не только в открытую школу, но и в открытую жизнь. Но только постепенная планомерная работа, профессионализм педагогов и формирование как материальных, так и психолого-педагогических условий позволит продолжать это процесс.
Поэтому главными своими результатами педагоги дополнительного образования считают уверенные шаги ребенка в открытый мир: обучение вместе с другими детьми по дополнительным общеобразовательным программам, переход из специализированной в обычную школу, участие наравне со всеми в творческих конкурсах.
Об этом читайте сегодня в материалах нашей рубрики.