Раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ – наша задача!

 
 

Травкова Тамара Ивановна,

методист высшей квалификационной категории

МБУ ДО ЦДТ «Содружество» г. Новосибирска

 

Раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ – наша задача!

Слишком много в мире людей,

которым никто не помог пробудиться.

А. Экзюпери

В структурном подразделении КЮТ ЦДТ «Содружество» особое внимание уделяется работе с детьми с ОВЗ. Без воспитания духовных ценностей, пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной гармоничной личности. Это касается всех детей без исключения.

В СП КЮТ педагоги предусматривают создание специальных условий обучения и воспитания, которые позволяют учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ, посредством индивидуализации и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Так, педагогами дополнительного образования Назаровой Натальей Викторовной (ТО «Фитодизайн»), Травковым Виктором Павловичем (ТО «Мотокартинг») разработаны интегрированные образовательные программы: «Равные возможности» (Назарова Н.В.), «Мы вместе» (Травков В.П.), которые содержат вариативные, индивидуальные формы получения знаний и специального сопровождения детей с ОВЗ. Основной задачей педагогов работающих с такими детьми, является: раскрытие творческого потенциала ребенка через предметно-практическую деятельность. На занятиях они обучаются элементарным трудовым навыкам, знакомятся с основами декоративного творчества, технического конструирования:

– обеспечивают стимуляцию сенсорных функций (зрительное и слуховое восприятие), двигательных функций;

– развивают предпосылки к интеллектуальной деятельности (внимание, память, воображение);

– воспитывают уверенность в собственных силах и возможностях;

– создают условия для развития творческих навыков.

На занятиях педагоги применяют информационно-познавательные и игровые формы работы, элементы проблемного обучения. Используя данные методы работы, у детей хорошо прослеживается результативность их действий, тем самым улучшается настроение и состояние здоровья.

Результатами практической деятельности в творческом объединении «Фитодизайн», можно считать следующее: создание каждым ребенком своего оригинального продукта. Формой контроля здесь является выставочная деятельность, которая дает возможность учащимся заново увидеть, оценить свои работы, ощутить радость успеха. Ярким результатом индивидуального подхода к ребенку Наталья Викторовна считает желание выпускника творческого объединения продолжить своё дальнейшее профессиональное самоопределение в данном виде деятельности. Как пример, Полина (диагноз: эпилепсия), занималась в объединении 5 лет, на последнем этапе образовательной программы она самостоятельно изготавливала креативные, необычные поделки, интересные панно из природного материала, данный ребенок неоднократный победитель и лауреат международных, всероссийских конкурсов и вошла в «Золотой фонд» города Новосибирска. Сегодня Полина самостоятельно проводит мастер-классы с первоклассниками в паре с педагогом и готовится к поступлению по данной специальности.

Еще один замечательный пример эффективной образовательной деятельности, Виктория, 15 лет (диагноз: ДЦП) начала свои занятия с педагогом на дому с элементарного нанизывания бусин, а затем спустя некоторое время смогла изготовить простейшую декоративную композицию и как результат огромного желания и трудолюбия ребенка, педагог перевела ее с индивидуального обучения в группу детей. На сегодняшний день Виктория жизнерадостный и общительный ребенок, готовый свои маленькие поделки подарить своим друзьям. И как итог совместной работы с педагогом, девочка принимает участие в международном конкурсе «Открытая Европа» где получает диплом лауреата.

Руководитель творческого объединения «Мотокартинг» Травков Виктор Павлович занимаясь с детьми изобретательской, конструкторской, научно-технической деятельностью, особое внимание уделяет индивидуальному обучению, используя различные и увлекательные формы в работе. На первом году обучения, Анатолий, 12 лет (диагноз: заболевания ЖКТ) получил элементарные знания технического моделирования, на втором году закрепив полученные ЗУН смог самостоятельно водить карт. В настоящее время он продолжает решать более сложные конструкторские задачи. Именно на этом этапе у него проявляется творческая активность и появилось желание заниматься в творческой лаборатории совместно с группой детей¸ где ребята занимаются изобретательской деятельностью. В результате данная группа смоделировала транспортное средство снегоход «Барс». В этом году Толя представлял на фестивале детского научно-практического творчества «Розовая чайка» данный проект снегохода, где с командой детей они стали лауреатами.

Артем, 10 лет (диагноз: заболевания позвоночника) упорно занимается техникой, постигая секреты изобретательской деятельности, на втором году обучения самостоятельно водит карт и знает правила дорожного движения. В данном случае педагог, используя формы проблемного обучения, смог заинтересовать ребенка, у которого появилась способность творчески мыслить и правильно формулировать, излагать конструкторские идеи. Работая с металлическими конструкторами, под чутким руководством Мастера ребенок самостоятельно конструирует и рассчитывает разнообразные автомодели.

Ярким примером результативной работы вышеназванных педагогов, стало желание их коллег в перспективе разработать собственные образовательные программы по работе с детьми с ОВЗ, над чем в данный момент идет работа.

Среди принципов, определенных ФГОС приоритетными для педагогов нашего подразделения КЮТ ЦДТ «Содружество», является: создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, независимо от состояния здоровья и его уровня развития.

Количество просмотров: 9665  

Комментарии

Молодцы!

Страницы

Добавить комментарий

1. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей (из опыта работы Дома детского творчества «Центральный»)
2. Мир на кончиках пальцев
3. Музыкальные занятия в студии художественного творчества «Семицветик» как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Специфика обучения детей с особыми образовательными потребностями на учебно-опытном участке Экологического центра ДДТ им. В. Дубинина
5. Содействие развитию и социализации особых детей: из опыта работы ЦРТДиЮ «Заельцовский»
6. Радость движения – путь к успеху! Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографической студии «Яблонька»
7. Раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ – наша задача!
8. «Живая» Метафора
9. Социальные сети в организации проектной деятельности: Организаторы Свободного Времени «Поколение будущего»
10. Чтение – вот лучшее умение
11. Традиции и сплоченность в родительском коллективе, или как привлечь родителей во внеурочную деятельность
12. Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы