Музей как воспитательный центр открытого образовательного пространства

 
 

Лыткина Полина Викторовна,

руководитель музея МБОУ СОШ № 94 г. Новосибирска

 

Музей как воспитательный центр открытого образовательного пространства

Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от старых заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.

Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?

Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея: информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.

В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети – не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности.

Например, в нашем музее в рекреации избы могут попробовать спрясть нить на веретене, перенести чугуны на ухватах, почувствовать насколько тяжелыми были старые чугунные утюги, посчитать на счетах.

В пионерском уголке нашего школьного музея ребята могут потрогать школьную форму, повязать пионерский галстук, подержать в руках школьные ручки и пеналы, которыми пользовались их бабушки, посидеть за старой партой с откидным верхом. Детям очень интересно «погрузиться» в прошлое, в историю.

Развитие метапредметных компетенций

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Ребята, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях. Полученные знания они могут использовать на уроках истории, литературы, ИЗО, на классных часах и внеурочных занятиях по краеведению.

Развитие личностных компетенций

Более подробно стоит остановиться на индивидуальном развитии детей.

В первую очередь, при работе в музее школьники примеряют на себя определенные социальные роли, становятся экскурсоводами школьных музеев и учатся свободно выступать перед незнакомой аудиторией. Безусловно, подобный опыт пригодится ребятам в дальнейшей жизни, поможет им раскрепоститься, при этом необходимо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.

Для любого из направлений деятельности необходимо владение элементарной компьютерной грамотностью. С каждым ребенком приходится заниматься отдельно, они должны составлять документы и презентации, владеть информацией. Иногда в презентации необходимо вставить иллюстрации вещей, которых нет в наличии в музее. Здесь на помощь может прийти Интернет.

Например, при проведении экскурсии для младших школьников по пионерскому уголку, нам очень не хватает пионерского барабана, пионерского значка, но можно взять фотографии из интернета и вставить их в презентацию. При этом мы еще и меняем род деятельности, переходим в просмотровый зал (что повышает внимательность ребят, поддерживает их интерес). А еще в презентацию мы можем вставить гимн пионерии, который ребята прослушают и подпоют, имея текст перед глазами. Получается, что мы сразу же преследуем три цели.

Так же ребята помогают составлять интерактивные игры для того, чтобы разнообразить занятия по краеведению. Есть полностью игровые мероприятия, есть небольшие игровые вставки. Школьники играют с увлечением, как старшеклассники, так и малыши.

Помимо этого дети, готовясь к конкурсам, учатся грамотно излагать свои мысли. Уже сейчас при сдаче экзамена устного русского языка девятиклассники не могут сформулировать распространенное предложение по картинке. И при индивидуальных занятиях можно заметить, что словарный запас у детей очень ограничен. Часто при подготовке к конкурсам приходится буквально по одному слову «вытягивать» из ребенка, чтобы составить предложения для выступления.

 Был такой случай, когда девочке из пятого класса нужно было описать свой класс, она сказала: «Красивый», и больше ничего добавить не могла, только огромное количество наводящих вопросов смогло исправить ситуацию.

В результате мы получаем, что музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Когда школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы которого лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, а исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Количество просмотров: 5801  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы