Педагогический проект «Самовар – душа народа!»
Актуальность проекта
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним изглавных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской).
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.
По результатам опроса из 26 опрошенных семей имеют в доме самовар только 4 семьи. Из 26 воспитанников группы видели самовар воочию только 9 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.
Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.
Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.
Вид проекта – познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта – среднесрочный (с декабря по март).
Целевая аудитория. Дети старшей группы «Ромашка», воспитатель Тумакова С. А., воспитатель и руководитель этнографического музея «Русская изба» Болотина С. В., родители воспитанников.
Цель проекта
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта, показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.
Задачи проекта
- Организовать сотрудничество участников проекта в совместном освоении данной темы.
- Расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
- Познакомить детей с русским самоваром, его устройством и историей появления на Руси.
- Учить чтить и уважать традиции русского народа.
- Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.
- Развивать продуктивную деятельность и творчество, артистические способности и выразительность речи.
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- У детей будут сформированы представления о самоваре как о предмете народного быта, его устройстве и истории появления в русской культуре, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Они научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны
- У родителей будет формирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
- У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
План реализации проекта
Начальный этап (декабрь) |
|
Мероприятия |
Цели |
Работа с детьми Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (опрос) |
Выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. |
Работа с родителями Анкетирование родителей «Жив ли в семьях самовар?» |
Выявить степень информированности родителей по данной теме. Изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта. Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы. |
Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление пособий |
|
Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями) |
Продуктивный этап (январь - март) |
|
Январь |
|
Мероприятия |
Цели |
Работа с детьми |
|
Встреча с бабушкой Федорой в музее «Русская изба» |
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, домашней утварью, ее назначением. Вызвать у детей интерес к русской старине. |
Беседа «Что такое самовар?» |
Способствовать расширению знаний детей о самоваре, его устройстве, о традициях чаепития в старину; развивать речевую активность. |
НОД Ознакомление с предметным миром «Как появился самовар на Руси» |
Способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции, воспитывать любовь к Родине. Закреплять представления детей о самоваре, вызвать желание употреблять чай из самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание. Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью. Закреплять знания детей о самоваре. Развивать внимание, умение работать по образцу. |
Просмотр мультфильма «Иван Иванович Самовар» (по мотивам стихов Д. Хармса 1987 г.) |
Приобщать детей к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Вызвать интерес к самовару, показать его значение в жизни русского народа. |
Оздоровительная минутка «Крутобокий самовар» |
Учить реализовывать и развивать сюжет игры. Расширить представление о самоваре. Закрепить знание предметов чайной посуды и их назначения. Развитие речевого аппарата, правильного звукопроизношения. |
Дидактическая игра «Собери самовар из частей» |
Учить собирать целое изображение из частей. Расширять кругозор знаний детей о русском народном быте, традициях. |
Приобщение к художественной литературе Чтение сказки Л. Колесова «Царь – самовар» |
Продолжать учить детей читать стихотворение наизусть. Учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Активизация словаря: самовар, клубится, чайная посуда. |
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие» |
Дать детям возможность взглянуть на самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны. Формировать познавательную активность. |
Речевая зарядка (чистоговорки) 1. Вечером над озером Ходит белый пар – Это рыбы в озере Ставят самовар. 2. Или – или – или На базар ходили. а базар ходили – Самовар купили. |
Обобщить знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры. |
НОД Музыкальное воспитание «Наш красавец – самовар» |
Разучивание песни «Наш красавец – самовар!» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского). Закреплять навыки в пении и в движении под музыку. |
Заучивание стихотворения В. Тарават «Чаем угощаем» |
|
Познавательный досуг «Русский самовар» |
|
Работа с родителями |
|
Консультация «Забытые секреты чаепития» Буклет «От сбитенника к самовару» Папка-передвижка «Интересные факты о самоварах» |
|
Февраль |
|
Работа с детьми |
|
НОД Лепка «Самовар – птица-жар!» |
Учить создавать выразительный образ самовара, пользуясь приемом примазывания, заглаживать поверхность самовара пальцем; украшать посуду на вкус любым материалом. |
Настольно-печатная игра «Составь узор на самоваре» |
Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету на силуэте самовара в стиле определенного промысла. Развивать чувство симметрии, ритма, творчество. |
Работа с пословицами Самовар кипит – уходить не велит. Самовар – друг семейного очага, лекарство прозябшего путника. Печка – матушка, а самовар – батюшка. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее. |
Развивать коммуникативные навыки; вызвать интерес к народной мудрости. |
Подвижная игра «Баба, баба самовар, чайник кипятила!»
|
Развитие двигательной активности детей. Воспитание интереса к народным играм.
|
Заучивание считалки «Аты-баты! Шли солдаты!» |
Упражнять в выразительном декламировании текста, развивать память, артикуляцию, артистические способности. |
Хороводная игра «Самовар, самовар!» |
Обучение детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом. |
НОД Декоративное рисование «Золотые завитки на самоваре» |
Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм хохломы. Воспитывать интерес к предметам русского быта. |
Театрализованная деятельность Драматизация песни «Пых-пых, самовар…» |
Использовать элементы драматизации (мимику, жесты, пантомимику) при разыгрывании песни. Прививать любовь к народным традициям. |
Оздоровительная минутка «Самовар кипит, пыхтит…» |
Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью. |
Викторина «Самоварчик, самовар, самоварище!» |
Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. Способствовать расширению знаний детей о самоваре, о традициях чаепития в старину. |
Речевая зарядка (скороговорка) Продавал Прокоп три самовара – великана да три самоварика: старикашку – самоваришку старушку – самоварушку, мамашу – самоваршу да деток – самовариков. |
Развитие речевого аппарата, умения произносить скороговорку в быстром темпе.
|
Игра – путешествие «К друзьям в Самоварово» |
Закреплять знания детей о разновидностях самоваров, об истории самовара, понятие «традиции». Активизировать познавательный интерес. |
Работа в раскрасках «Наш любимый самовар» |
Развитие изобразительных навыков, мелкой моторики. |
Работа с родителями |
|
Оформление стенгазеты «Самовар –души жар!» |
Расширить знания родителей по теме проекта. Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах. |
Викторина для всей семьи «Хранитель старины далекой – великий русский самовар!» |
|
Фотовыставка «Мы семьей у самовара» |
Март |
|
Работа с детьми |
|
Артикуляционная гимнастика «Иван Иваныч Самовар» |
Активизация работы органов артикуляционного аппарата. |
Самостоятельная творческая деятельность «Самовар для Мухи-Цокотухи» |
Формировать умение художественно изображать предметы быта. Развивать творческие способности детей. |
Пальчиковая игра «Самовар» |
Развитие мелкой моторики, звукопроизношения. |
НОД Развитие речи Составление творческого рассказа «Самовар–батюшка» |
Обучение составления рассказа на заданную тему. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря на тему «самовар», развитие внимания, активности и самостоятельности. |
Подвижная игра «Наливаем самовар» |
Развитие двигательной активности детей и физических качеств. |
Прослушивание русской народной сказки (аудиозапись) «Золотой самовар» |
Помочь детям понять содержание произведения. Учить отвечать на вопросы. Формировать представления детей о самоваре как символе добродушия и гостеприимства. |
Дидактическая игра «Что есть у самовара?» |
Закреплять знания о самоваре и его устройстве. |
Оздоровительная минутка «Наклоняем самовар» |
Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью. |
Сюжетно-ролевая игра «Самоварная мастерская» |
Расширить и углубить представления детей об изготовлении самоваров. Учить детей самостоятельно обыгрывать роли, активизировать диалогическую и монологическую речь. Развивать воображение дошкольников. Создание условий для воспитания в детях добра, щедрости, гостеприимности, трудолюбия. |
Виртуальная экскурсия в город Тулу в «Музей самоваров» |
Обобщить и углубить знания детей о самоваре и истории его происхождения. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес к музейным экспонатам. Приобщение детей к культурным ценностям и традициям. |
Праздник «Масленица в гостях у Самовара» |
Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей. Вовлечь детей принять участие в празднике. Обобщить представления о самоваре и его месте в жизни русского народа. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Вызвать положительные эмоции. |
Работа с родителями |
|
Конкурс стихов, прибауток, песен, частушек собственного сочинения о самоваре. |
Продолжить работу по взаимодействию родителей, детей и воспитателей.Формировать чувство уважения и гордости к талантливому мастеровому русскому народу, приобщая к русской культуре, искусству. |
Оформление альбома «Русь самоварная» |
|
Выставка самоваров «Самовар – батюшка » |
|
Заключительный этап (март) |
|
Подведение итогов реализации проекта |
Соотнесение результатов работы с поставленными целями, анализ всех результатов. |
Итоговая диагностика познавательных процессов |
Выявить степень информированности детей по окончании проекта. |
Презентация проекта Фотоматериалы результативности проектной деятельности. |
Распространение опыта в детском саду. |
Работа с педагогами
- Консультация «Воспитание детей на традициях народной культуры».
- Информационный материал «Русский самовар. Историческая судьба…»
- Интеллектуально–досуговое мероприятие «Мы за чаем не скучаем!».
- Презентация проекта «Самовар – душа народа!».
Заключение
Проект «Самовар – душа народа!» был реализован удачно. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство, изучили особенности работы самовара. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр.
Проведением совместного с родителями вечера досуга «Масленица в гостях у Самовара» мы подчеркнули, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай, который не должен отойти в прошлое, а самовары превратиться в музейные экспонаты. Дети и родители почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, придумывали сказки – истории о самоваре, разучивали песни, пляски, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная выставка индивидуальных и коллективных детских работ «Самовар – души жар!».
Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
В восемнадцатом веке, очень-очень давно
Появилось в России чудо-диво одно.
Символ нашей России: свежескошенных трав,
озер наших синих, и полей, и дубрав…
И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,
Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!
Благородно и чинно на столе он стоит,
И гостей, и хозяев чаем он напоит…
Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,
Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,
Но бывает, что в праздник на столе он опять:
И сиять продолжает, и чайком угощать.
Не огнем, не дровами добываем мы жар –
Электрический с нами уж теперь самовар.
Пусть проходят столетья, пролетают года –
Самовар в русском сердце остается всегда!
Литература
- Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
- Иванова Е.А., Русские самовары. - Л. – 1971.
- Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
- Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
- Лобанева Т.А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С.43-46.
- Москалева Л.А, Ашевский С.Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
- Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
- Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991 - 225 с.
- Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
- Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.
- Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.
- Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.
Интернет-ресурсы
http://www.tula-samovar.com.ru/
http://www.rusamovar.ru/historyhp
http://www.samovaroff.net/about/news/45385/
http://www.antiq.info/metalware/6937.html
http://botasheff.narod.ru/business86.html
http://www.samoffar.ru/ustroistvo-samovara.shtml
http://www.krestianin.ru/articles/6062.php
http://www.liveinternet.ru/users/nezabudka77/post115000138/
http://www.mamba.ru/ru/diary/post.phtml?user_id=1013114557&post_id=181
http://lady-gomayunowa.narod.ru/metodicheskaya_kopilka/
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post93194092/
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-samovar.html
Количество просмотров: 11805 |
Добавить комментарий