Педагогический проект «Самовар – душа народа!»

 
 

Тумакова Светлана Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 
 
 

Болотина Светлана Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Педагогический проект «Самовар – душа народа!»

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним изглавных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.

«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.

К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.

По результатам опроса из 26 опрошенных семей имеют в доме самовар только 4 семьи. Из 26 воспитанников группы видели самовар воочию только 9 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.

Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный  интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.

Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.

Вид проекта – познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта – среднесрочный (с декабря по март).

Целевая аудитория. Дети старшей группы «Ромашка», воспитатель Тумакова С. А., воспитатель и руководитель этнографического музея «Русская изба» Болотина С. В., родители воспитанников.

Цель проекта

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта, показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Задачи проекта

  • Организовать сотрудничество участников проекта в совместном освоении данной темы.
  • Расширить  представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
  • Познакомить детей с русским самоваром,  его устройством и историей появления на Руси. 
  • Учить чтить и уважать традиции русского народа.
  • Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.
  • Развивать продуктивную деятельность и творчество, артистические способности и выразительность речи.
  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. У детей будут сформированы представления о самоваре как о предмете  народного быта, его устройстве и истории появления в русской культуре, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Они научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны
  2. У родителей будет формирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
  3. У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического  опыта.

План реализации проекта

Начальный этап (декабрь)

Мероприятия

Цели

Работа с детьми

Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (опрос)

Выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.

Работа с родителями

Анкетирование родителей

 «Жив ли в семьях самовар?»

Выявить степень информированности родителей по данной теме. Изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта.

Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы.

Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление пособий

 

Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями)

Продуктивный этап (январь - март)

Январь

Мероприятия

Цели

Работа с детьми

Встреча с бабушкой Федорой

в музее «Русская изба»

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, домашней утварью, ее назначением. Вызвать у детей интерес к русской старине.

Беседа «Что такое самовар?»

Способствовать расширению знаний детей о самоваре, его устройстве, о традициях чаепития в старину; развивать речевую активность.

НОД Ознакомление с предметным миром

«Как появился самовар на Руси»

Способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции, воспитывать любовь к Родине.

Закреплять представления детей о самоваре, вызвать желание употреблять чай из самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание.

Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью.

Закреплять знания детей о самоваре. Развивать внимание, умение работать по образцу.

Просмотр мультфильма

«Иван Иванович Самовар»

(по мотивам стихов Д. Хармса 1987 г.)

Приобщать детей к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Вызвать интерес к самовару, показать его значение в жизни русского народа.

Оздоровительная минутка

«Крутобокий самовар»

Учить реализовывать и развивать сюжет игры. Расширить представление о самоваре. Закрепить знание предметов чайной посуды и их назначения.  

Развитие речевого аппарата, правильного звукопроизношения.

Дидактическая игра

«Собери самовар из частей»

Учить собирать целое изображение из частей. Расширять кругозор знаний детей о русском народном быте, традициях.

Приобщение к художественной литературе

Чтение сказки Л. Колесова

 «Царь – самовар»

Продолжать учить детей читать стихотворение наизусть. Учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Активизация словаря: самовар, клубится, чайная посуда.

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

Дать детям возможность взглянуть на самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны.  Формировать познавательную активность.

Речевая зарядка

(чистоговорки)

1. Вечером над озером

Ходит белый пар –

Это рыбы в озере

Ставят самовар.

2. Или – или – или

На базар ходили.

а базар ходили –

Самовар купили.

Обобщить знания о самоваре, его появлении в истории  русской культуры.

НОД  Музыкальное воспитание

«Наш красавец – самовар»

Разучивание песни «Наш красавец – самовар!» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского). Закреплять навыки в пении и в движении под музыку.

Заучивание стихотворения

В. Тарават «Чаем угощаем»

 

Познавательный досуг

«Русский самовар»

 

Работа с родителями

Консультация

«Забытые секреты чаепития»

Буклет

«От сбитенника к самовару»

Папка-передвижка

«Интересные факты о самоварах»

 

Февраль

Работа с детьми

НОД Лепка

«Самовар – птица-жар!»

Учить создавать выразительный образ самовара, пользуясь приемом примазывания, заглаживать поверхность самовара пальцем; украшать посуду на вкус любым материалом.

Настольно-печатная  игра

«Составь узор на самоваре»

Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету на силуэте самовара в стиле определенного промысла. Развивать чувство симметрии, ритма, творчество.

Работа с пословицами

Самовар кипит – уходить не велит.

Самовар – друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.

Печка –  матушка, а самовар – батюшка.

С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

Развивать коммуникативные навыки; вызвать интерес к народной мудрости.

Подвижная игра

«Баба, баба самовар, чайник кипятила!»

 

Развитие двигательной активности детей. Воспитание интереса к народным играм.

 

Заучивание считалки

«Аты-баты! Шли солдаты!»

Упражнять в выразительном декламировании текста, развивать память, артикуляцию, артистические способности.

Хороводная игра

«Самовар, самовар!»

Обучение детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом.

НОД Декоративное рисование

«Золотые завитки на самоваре»

Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм хохломы. Воспитывать интерес к предметам русского быта.

Театрализованная деятельность

Драматизация песни «Пых-пых, самовар…»

Использовать элементы драматизации (мимику, жесты, пантомимику) при разыгрывании песни. Прививать любовь к народным традициям.

Оздоровительная минутка

«Самовар кипит, пыхтит…»

Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью.

Викторина «Самоварчик, самовар, самоварище!»

Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. Способствовать расширению знаний детей о самоваре, о традициях чаепития в старину.

Речевая зарядка

(скороговорка)

Продавал Прокоп три самовара –

великана да три самоварика:

старикашку – самоваришку

старушку – самоварушку,

мамашу – самоваршу

да деток – самовариков.

Развитие речевого аппарата, умения  произносить скороговорку в быстром темпе.

 

Игра – путешествие

«К друзьям в Самоварово»

Закреплять знания детей о разновидностях самоваров, об истории самовара, понятие «традиции». Активизировать познавательный интерес.

Работа в раскрасках

«Наш любимый самовар»

Развитие изобразительных навыков, мелкой моторики.

Работа с родителями

Оформление стенгазеты

«Самовар –души жар!»

Расширить знания родителей по теме проекта.

Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах.

Викторина для всей семьи

«Хранитель старины далекой – великий русский самовар!»

Фотовыставка

«Мы семьей у самовара»

Март

Работа с детьми

Артикуляционная гимнастика

«Иван Иваныч Самовар»

Активизация работы органов артикуляционного аппарата.

Самостоятельная творческая деятельность

«Самовар для Мухи-Цокотухи»

Формировать умение художественно изображать предметы быта. Развивать творческие способности детей.

Пальчиковая игра

«Самовар»

Развитие мелкой моторики, звукопроизношения.

НОД Развитие речи

Составление творческого рассказа «Самовар–батюшка»

Обучение составления рассказа на заданную тему. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря  на тему «самовар», развитие внимания, активности и самостоятельности.

Подвижная игра

«Наливаем самовар»

Развитие двигательной активности детей и физических качеств.

Прослушивание русской народной сказки (аудиозапись)

 «Золотой самовар»

Помочь детям понять содержание произведения. Учить отвечать на вопросы. Формировать представления детей о самоваре как символе добродушия и гостеприимства.

Дидактическая игра

«Что есть у самовара?»

Закреплять знания о самоваре и его устройстве.

Оздоровительная минутка

«Наклоняем самовар»

Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью.

Сюжетно-ролевая игра

«Самоварная мастерская»

Расширить и углубить представления детей об изготовлении самоваров. Учить детей самостоятельно обыгрывать роли, активизировать диалогическую и монологическую речь. Развивать воображение дошкольников. Создание условий для воспитания в детях добра, щедрости, гостеприимности, трудолюбия.

Виртуальная экскурсия в город Тулу в «Музей самоваров»

Обобщить и углубить знания детей о самоваре и истории его происхождения.  Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес к музейным экспонатам. Приобщение детей к культурным ценностям и традициям.

Праздник

«Масленица в гостях у Самовара»

Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей. Вовлечь детей принять  участие в празднике. Обобщить представления о самоваре и его месте в жизни русского народа. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Вызвать положительные эмоции.

Работа с родителями

Конкурс стихов, прибауток, песен, частушек собственного сочинения о самоваре.

Продолжить работу по взаимодействию родителей, детей и воспитателей.Формировать чувство уважения и гордости к талантливому мастеровому русскому народу, приобщая к русской культуре, искусству.

Оформление альбома

 «Русь самоварная»

 

Выставка самоваров

«Самовар – батюшка »

 

Заключительный этап (март)

Подведение итогов реализации проекта

Соотнесение результатов работы с поставленными целями, анализ всех результатов.

Итоговая диагностика

познавательных процессов

Выявить степень информированности детей по окончании проекта. 

Презентация проекта 

Фотоматериалы результативности проектной деятельности.

Распространение опыта в детском саду.

Работа с педагогами

  1. Консультация «Воспитание детей на традициях народной культуры».
  2. Информационный материал «Русский самовар.  Историческая судьба…»
  3. Интеллектуально–досуговое мероприятие «Мы за чаем не скучаем!».
  4. Презентация проекта «Самовар – душа народа!».

Заключение

Проект «Самовар – душа народа!» был реализован удачно. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство, изучили особенности работы самовара. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр.

Проведением совместного с родителями вечера досуга «Масленица в гостях у Самовара» мы подчеркнули, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай, который не должен отойти в прошлое, а самовары превратиться в музейные экспонаты. Дети и родители почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.

Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, придумывали сказки – истории о самоваре, разучивали песни, пляски, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная выставка индивидуальных и коллективных детских работ «Самовар – души жар!».

Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

В восемнадцатом веке, очень-очень давно

Появилось в России чудо-диво одно.

Символ нашей России: свежескошенных трав,

 озер наших синих, и полей, и дубрав…

И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,

Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!

Благородно и чинно на столе он стоит,

И гостей, и хозяев чаем он напоит…

Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,

Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,

Но бывает, что в праздник на столе он опять:

И сиять продолжает, и чайком угощать.

Не огнем, не дровами добываем мы жар –

Электрический с нами уж теперь самовар.

Пусть проходят столетья, пролетают года –

Самовар в русском сердце остается всегда!

Литература

  1. Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
  2. Иванова Е.А., Русские самовары. - Л. – 1971.
  3. Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
  4. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
  5. Лобанева Т.А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С.43-46.
  6. Москалева Л.А, Ашевский С.Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
  7. Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
  8. Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991 - 225 с.
  9. Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
  10. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.
  11. Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.
  12. Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.

Интернет-ресурсы

http://www.samovaroff.net

http://www.tula-samovar.com.ru/

http://www.rusamovar.ru/historyhp

http://vashsamovar.ru/

http://www.samovaroff.net/about/news/45385/

http://www.antiq.info/metalware/6937.html

http://www.ko.ru/

http://botasheff.narod.ru/business86.html

http://www.samoffar.ru/ustroistvo-samovara.shtml

http://www.krestianin.ru/articles/6062.php

http://www.liveinternet.ru/users/nezabudka77/post115000138/      

http://www.mamba.ru/ru/diary/post.phtml?user_id=1013114557&post_id=181     

http://lady-gomayunowa.narod.ru/metodicheskaya_kopilka/     

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post93194092/         

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-samovar.html   

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EC%EE%E2%E0%F0  

Количество просмотров: 11805  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы