Особенности организации классного самоуправления

 
 

Смыкова Елена Анатольевна,

учитель биологии и химии,

руководитель ДО «Максимум»

МБОУ СОШ № 145 г. Новосибирска

 

Особенности организации классного самоуправления

Наша школа № 154 расположена в микрорайоне «Прибрежный» Первомайского района, в частном секторе. Особенность инфраструктуры микрорайона в том, что на обслуживаемой школой территории отсутствуют какие-либо социально-культурные учреждения, спортивно-оздоровительные комплексы, досуговые центры. Таким образом, школа является единственным источником не только получения образования, но и творческого развития, которое предоставляется учащимся через внеклассные мероприятия.

Высоким остается показатель количества детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, детей из малообеспеченных и многодетных семей, которые также требуют пристального внимания со стороны классных руководителей.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 7 класса. В классе у меня 22 учащихся.

Среди большинства педагогических концепций наибольший интерес у меня вызывает разработанная Антоном Семеновичем Макаренко технология коллективного воспитания. «Только создав единый коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора», – писал А.С. Макаренко. И приемы этой технологии я использую в своей работе.

Наш класс – это республика «БЭМС», республика боевых, энергичных, молодых и симпатичных со своим гербом, гимном, законами и разветвлённой инфраструктурой. Как в каждой республике, у нас есть президент и созданы министерства, посредством которых осуществляется классное самоуправление. Но высшим органом самоуправления является классное собрание (собрание жителей республики). Собрание проходит каждую пятницу, его готовят и проводят сами ребята, они подводят итоги недели и корректируют план деятельности. Я выступаю в роли консультанта.

Так, по инициативе министерства образования в прошлом году (в 6 классе) был проведен классный конкурс «Патриот республики». Ситуация успеха была создана для каждого ученика, ведь заявки на участие могли подавать все желающие. Ребята в течение года соревновались в учебе, участии в мероприятиях. Все достижения и успехи ребят отражались на классном стенде «Созвездие класса». На стенде ежедневно появлялись чьи-то или звездочки, или «хваляшки», или «ругашки».

В этом учебном году по инициативе ребят проходит конкурс проектов между министерствами. И министерство информации уже разработало свой проект: ежемесячные видеоновости «Классные новости». А министерство культуры разработало проект к году экологии «Изучение экологических проблем микрорайона». Ребята стали победителями на районной конференции, а в настоящий момент участвуют во всероссийском конкурсе экологических проектов.

Первое, что нужно было сделать мне как классному руководителю – это побудить моих детей к действию, открыть в них хорошее и ценное, о чем они даже и не догадывались и научить их умению делиться этим ценным с окружающими. То есть нужно было найти средство мотивации учащихся к деятельности, к взаимодействию с социумом. А это значит, нужно объединить было ребят одним общим делом.

И сначала мною в 5 классе был разработан педагогический проект «Я-патриот», который был посвящен 70-летию Победы в ВОВ. Мотивацией для ребят послужило то, что они могли себя почувствовать исследователями, историками, журналистами. На базе нашего проекта мною был разработан общешкольный проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Его результатом стало восстановление имен учителей школы – участников ВОВ и Героя Советского Союза Еремина Александра Семеновича, которому была установлена мемориальная доска на здании школы. Я уверена, что проведенные мероприятия в рамках проекта «Я-патриот», служат формированию у ребят гражданских, патриотических и нравственных качеств на долгие годы. Как результат можно отметить то, что мои шестиклассники в школьных конкурсах «Смотр строя и песни, посвященный Дню Победы в ВОВ» и «Литературно-музыкальная композиция» стали победителями.

Забота об окружающих людях и природе становится внутренним качеством подростка только тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках. Во время реализации проекта ребята встречались с участниками ВОВ и оказывали им помощь по хозяйству. В результате командир класса организовал ребят для оказания постоянной помощи ветеранам. Таким образом был организован добровольческий отряд республики «БЭМС» – «Максимум». У нашего класса теперь есть свои подшефные ветераны, которым ребята помогают в течение года. Участники ВОВ, проживающие в нашем микрорайоне, знают куда нужно обращаться за помощью. Например, участник блокады Ленинграда, Култынин Михаил Кириллович всегда с нетерпением ждет ребят. Ребята под гармонь Михаила Кирилловича поют все его любимые военные песни. А Ковтун Нина Ивановна, труженица тыла, говорит, что картошка, посаженная ребятами, самая вкусная. В зимние вечера она всегда ждет ребят в гости с пирожками с картошкой.

В рамках деятельности добровольческого отряда ребята участвуют в решении социально-значимых проблем, занимаются популяризацией проблем экологического состояния окружающей среды, как нашего микрорайона, так и города. Наш отряд принимает ежегодно участие в городских экологических и патриотических акциях и ежегодно становится победителем различных номинаций. А Первую протоку Оби, которая исчезает по причине загрязнения, ребята охраняют, проводят экологические десанты и просветительскую работу среди населения.

Применяю я и поэтапное делегирование ребятам полномочий по решению управленческих задач в деятельности класса, учитывая при этом интересы, склонности детей.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой», – говорил А. С. Макаренко. В нашем классе есть свои значимые традиции: ежегодные туристические походы в конце учебного года, когда у костра под звездным небом подводятся итоги и появляются новые идеи; лыжный поход; ежегодные поездки к Святому источнику в поселок Ложок; Рождественские игры; помощь участникам ВОВ и труженикам тыла на постоянной основе; «Пост № 1» у мемориальной доски памяти Еремина А.С.; экологическая акция «Живи, протока».

Совместные туристические походы в какой-то мере тоже являются одним из способов инновационной деятельности. В походах особенно заметна роль живых ребячьих дел в процессе воспитания. Походы по родному краю помогают глубже понять предостережение А. С. Макаренко от преобладания словесных методов, от «разглагольствований», не подкрепленных активной деятельностью учащихся. Находясь в необычных условиях, дети становятся более открытыми, и поэтому классному руководителю легче не только оценить их поведение, но и увидеть недочеты предшествующей воспитательной работы. Именно в таком походе ребята задумались над вопросом: «Почему наш микрорайон носит название – Речпорт, ведь никакого порта поблизости нет?». И был разработан следующий проект «С чего начинается Родина».

Выполнение совместной социально-значимой деятельности дало мне возможность изучить каждого ребенка как личность, выявить его положительные и отрицательные черты характера, его отношение к жизни, к себе, к своим товарищам.

Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления.

В процессе развития ученического самоуправления в нашем классе проявились следующие тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

В 2015-2016 учебном году мы стали победителями в школьном конкурсе «Лучший класс года».

Ежегодно мы принимаем участие в городском конкурсе «Доброволец года», в котором мои ученики второй год подряд становятся победителями.

В 2016 году мы приняли участие в районном конкурсе молодежных общественных объединений «Пиар-молодежь», в котором наш отряд стал победителем и получил сертификат на закладку именной плиты на аллее у Дома молодежи Первомайского района.

В процессе реализации нашего общего дела классный коллектив сплотился, ребята стали относиться внимательнее друг к другу, чаще проявляли инициативу.

В нашем классе есть домик добрых дел с часами и кукушкой. На этих часах размещены фотографии и значки с различных мероприятий и акций.

Я с уверенностью могу сказать, что мой классный коллектив уже находится на стадии развития. «Алый парус» – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу.

И положительным результатом данного направления воспитательной работы является 1 место первого городского конкурса классных самоуправлений «Мы-команда» в этом учебном году.

Моя воспитательная деятельность всегда ориентирована на высокие нравственные ценности. Без духовности нет полноценного воспитания. И для меня, как классного руководителя, это очень важно.

В 2016 году я участвовала во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и стала победителем регионального этапа в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».

Мои дети растут. И я ставлю перед собой новые задачи развития социальной компетентности учащихся в этом возрасте: помочь моим ученикам узнать самих себя, свои возможности и способности, свои интересы и склонности; подготовить учащихся к тем сложностям, с которыми связана взрослая жизнь; помочь достаточно точно определить смысл и цель своей жизни, кем он хочет быть в этой жизни, что хочет совершить, чего добиться.

Мы идем навстречу «Горящему факелу»!

Количество просмотров: 2749  

Добавить комментарий

1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы