Роль подвижной игры в жизни дошкольника

 
 

Пермякова Ирина Игоревна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ г. Новосибирска

 

Роль подвижной игры в жизни дошкольника

В игре ребенок проживает настоящую жизнь с ее радостями и печалями, фантазией, вымыслом. Для него эта жизнь наполнена его, не менее важным, чем для нас, взрослых, смыслом. Достаточно понаблюдать за дошкольниками в процессе подвижной игры, как они прячутся от «сердитого волка», выручают друзей, соревнуются друг с другом. Подвижная игра раскрывает в ребенке физический, творческий, эмоциональный потенциал, формирует волевые качества, развивает быстроту реакции. В дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Именно подвижная игра со своей естественностью является прекрасным обучающим и развивающим средством по формированию физических качеств ребенка, дисциплины, когда необходимо сосредоточиться на правилах игры, даже после игрового возбуждения, вследствие пробежки, прыжков и т.д. Дети более застенчивые, чем их сверстники, не сразу включаются в игру, особенно в роль главного героя, лидера. Таким детям, безусловно, нужно помогать, независимо от возраста. Ребенок почувствует поддержку взрослого и начнет «раскрываться» в коллективе. Игровая атмосфера, спонтанность, необходимость быстрого реагирования увлекают ребенка, и он забывает, что когда-то стеснялся своего участия. В этом также заключается положительная «волшебная» роль подвижной игры.

Предлагаю вашему вниманию подвижные игры, которые очень нравятся детям в моей подготовительной группе. Особенно хочу выделить русские народные подвижные игры, которые отражают колорит и культурные традиции нашего русского народа, образные оригинальные выражения, метафоры, песенки.

Какие-то игры известны многим, какие-то, возможно, станут открытием для начинающих педагогов.

«Горелки». Вариации «Гори, гори, ясно!»

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все игроки образуют пары, в основном мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина и женщина. Пары встают друг за другом, а водящий становится спиной к первой паре на некотором расстоянии, и ему нельзя оглядываться назад. Затем кто-то один или все вместе играющие начинают приговаривать: «Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глянь на небо, там птички летят, колокольчики звенят!» После чего водящий смотрит в небо. Затем задняя пара бежит через стороны вперед, один человек – через правую сторону, другой – через левую сторону. Задача задней пары – постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса игроков, можно также встать в круг, не парами. Водящему можно использовать атрибуты – платок, бубенцы, тогда он говорит слова «Гори, гори ясно…», т.е. «водит».

«Серый волк под горой». («Гуси, гуси, га-га-га»)

Из играющих выбирают «пастуха» и «серого волка». Волк прячется в укрытие. Диалог между пастухом и гусями:

-Гуси-гуси!

-Га-га-га!

-Есть хотите?

-Да-да-да!

-Хлеба с маслом?

-Нет, нет, нет!

-А чего?

-Конфет!

-Ну, летите! Только крылья берегите!

-Серый волк под горой не пускает нас домой!

«Волк» выбегает и старается поймать «гусенка», который потом выбирается на роль «волка».

«Кот и мыши»

Дети встают в круг, в середине – ребенок. Он кот Васька, «спит», руки сложены, как будто спит. Произносим слова: «Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот, разобьет ваш хоровод!». Кот «просыпается, ловит «мышей», «пойманный» становится котом.

«Гуси»

Играющие делятся на 2 команды. В центре площадки изображают круг. Играющие, по одному человеку от каждой команды, выходят в круг, прижимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку стараются вытянуть вперед. По сигналу играющие начинают толкать друг друга ладонями вытянутых рук. Побеждает тот играющий, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга, или же если соперник сможет встать на обе ноги. Побеждает команда, в арсенале которой больше всего побед.

«Жмурки»

Детям нравится игра в жмурки, здесь есть элемент таинственности. Играющим завязывают глаза. Завязывают глаза повязкой или шарфом. По сигналу участвующие в игре бросаются в разные стороны, разрешено хлопать в ладоши, водящий с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты старается поймать кого-нибудь из бегущих. Пойманный меняется с водящим ролями, теперь ему завязывают глаза, и он старается также поймать одного из детей.

Детям необходимо объяснить, что во время бега они должны следить, чтобы тот игрок, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают водящего криком: «Огонь!»

«Соловушка-пташка, серая рубашка!»

Играющие встают в круг, держась за руки. Это – «лебеди». В центре ребенок – это «серый соловей». Он говорит: «Среди белых лебедей скачет серый соловей!» Дети, изображающие лебедей, приговаривают:

«Соловушка-пташка, серая рубашка!». «Соловушка» должен вырваться из круга, а «лебеди» крепко держатся и его не выпускают.

«Золотые ворота»

Двое детей – «солнце» и «луна», встают, поднимая высоко руки, изображая «ворота». Остальные игроки держатся за руки, готовятся проходить через «ворота». Игроки, изображающие солнце и луну, поют:

Золотые ворота

Проходите, господа!

Первой мать пройдет

Всех детей проведет.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки вниз).

Тот, кто оказался за «воротами», остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Тот, кого задержали, отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все дети расходятся: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». У этой игры также имеются вариации.

Использованная литература:

1. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. ФЦКМ, Познавательно-информационная часть, игровые технологии, 2010.

Количество просмотров: 13579  

Добавить комментарий

1. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
2. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
3. Роль праздника в формировании личности ребенка
4. Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность
5. Адаптация детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
6. «День Дублера» как эффективная форма партнерских отношений с семьей
7. Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
8. Театрализация как средство развития личности
9. Театральная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
10. Использование средств мини-музея для организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
11. Включение родителей воспитанников в проектную деятельность как активных участников образовательного процесса в ДОУ
12. «Азбука безопасности»
13. Роль подвижной игры в жизни дошкольника
14. Применение мультипликации в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
1. Организация патриотического воспитания детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Воспитываем дошкольника на примерах героической летописи страны ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Проект «Зеленые чудеса нашего окна»: формируем экологическую культуру у дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Формирование сплоченного коллектива сверстников в группе детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Формирование основ патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Сохраним историческую память: непокоренный Ленинград ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Проект «И помнит мир спасенный!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы